реклама
Вахтенный журнал
В вахтенном журнале фиксируются основные тезисы российского судостроения и судоходства

Алексей Орыщенко: по стали впереди планеты всей

- A + КомментарииПрочитано 788 раз   |
От типа стали напрямую зависит жизнь корабля: будет она долговечна, или судно сразу окажется в пункте разделки. Сталь разработанная ЦНИИ "Прометей", которая применяется при строительстве новейших атомных ледоколов проекта 22220, сочетает взаимоисключающие свойства - высокую прочность, пластичность, стойкость к коррозии, сопротивляемость динамическим воздействиям ледовых полей и ветро-волновым нагрузкам. При этом она способна работать при температурах до –60°С.

О том, какая она современная сталь, можно узнать ниже, в специально подготовленном тезисном материале , созданном на основе интервью ИА "Известия" с главой ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей" Алексей Орыщенко.
 

О отличиях стали современных атомных ледоколов от предыдущих

Современная сталь обладает гораздо более высокой прочностью, хладостойкостью и сопротивляемостью воздействию ледовых полей. Сама ее структура противостоит холоду.

Как отметил Алексей Сергеевич, сбылась мечта материаловедов: совместить две несовместимые характеристики - высокую пластичность и прочность - и регулировать их в зависимости от условий эксплуатации.

О применении легирующих добавок

Для достижения высокой прочности судостроительной стали "Прометей" обходится без добавок - прежде всего без дорогостоящих никеля и молибдена. 

По словам Алексея Сергеевича, "Прометеем" разработана технология, позволяющая при низком легировании - до 1% - получить высокопрочные коррозионностойкие стали высокого качества.

При этом ЦНИИ "Прометей" предложил изготавливать ледовый пояс судна из стали, покрытой нержавейкой. Это предложение выполнено на самом мощном в мире атомном ледоколе "50 лет Победы". За 10 лет его ледовый пояс, и за это время его ледовый пояс "похудел" буквально на микроны.

О применении стали

Сталь, разработанная ЦНИИ "Прометей", используется не только на атомных ледоколах, но и на первой в мире ледостойкой стационарной добывающей платформы "Приразломная" в Печорском море. На ней используется ледовый пояс из плакированной стали и установлены катоды для активной защиты от коррозии. Также на ней используются новые трубные стали.

Как отметил Алексей Сергеевич, норвежцы для строительства трех платформ Moss Maritime заказали на ПО "Севмаш" нашу сталь, что подтверждает ее высокую конкурентоспособность на мировом рынке.

О новизне упомянутых сталей

Прочностные характеристики труб, изготовленных по технологии "Прометея" Ижорским трубным заводом, оказались наилучшими. Разработанная ЦНИИ сталь успешно применена при строительстве газопровода "Бованенково–Ухта", рассчитанного на экстремальные условия эксплуатации. Кроме того, ЦНИИ даёт гарантию газовикам 25 лет безаварийной службы труб, а по результатам испытаний они могут прослужить и 50 лет.

О наноцентре

Благодаря же появлению наноцентра и центра коллективного пользования кардинально изменился сам подход к созданию стали. Ввод в эксплуатацию новых автоматизированных станов на ПАО "Северсталь" и ММК позволил воплощать наши лабораторные достижения в жизнь совместно с предприятиями, создавать принципиально новые конструкционные стали с измельчением 20–30% их структуры до наноуровня.

О титановых сплавах

Из разработанных ЦНИИ "Прометей" высокопрочных свариваемых титановых сплавов была построена серия подводных кораблей ВМФ, в том числе первая в мире цельнотитановая подводная лодка с рекордной скоростью хода. С точки зрения требований ВМФ главная ценность титана в том, что он немагнитный и обладает абсолютной коррозионнойстойкостью, чего о стали пока не скажешь. При этом он еще и почти вдвое легче стали.

ЦНИИ может варить титановые конструкции на воздухе, а не только в вакууме или в аргоне. Кроме того, по словам Алексея Сергеевича, ЦНИИ предложило нижегородскому "ОКБМ Африкантов" радиационностойкий титановый сплав для изготовления таких установок. Причем отнюдь не в мелких дозах: сумели выплавить в печи слиток весом аж 17 т!

О первенстве

Как отметил Алексей Сергеевич, по хладостойким сталям ЦНИИ точно впереди планеты всей. Их можно использовать для строительства любого корабля, и он получится намного легче при сохранении прочности конструкции, не говоря уже о высокой стойкости к низким температурам и коррозии.

Кроме того, ЦНИИ применяет сталь с более высокой прочностью, которая при этом отличается и более высокой свариваемостью: сварка производится без подогрева, а стали с высоким пределом текучести, в том числе арктического применения, умеет сваривать на открытом воздухе при температуре –20°С.

Сегодня у института появился свой мощный прокатный стан, позволяющий проводить научные эксперименты в условиях, близких к промышленным, и даже выпускать опытные партии материалов. 

Материалы по теме:
"Атмосфера Севмаша" - Материал о уникальной установки для варки титана в аргоновой среде.
 

Подготовил Олег Кулешов


Подписывайтесь на наш официальный телеграм - канал https://t.me/korabel_news

И не забывайте  про телеграм - канал всех КОРАБЕЛОВъ https://t.me/Vika_korabel_ru

Поделиться новостью


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь

Предыдущая новость