реклама
Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

Экскурсионная подводная лодка "Нептун". Проект "Ихтиандр"

0 5171 3 мин
Мировой опыт создания и эксплуатации подводных аппаратов для экскурсий и прогулок начинается с 80-х годов прошлого века. В теплых морях курсирует несколько десятков ПЛ, рожденных в цехах финской и американо-канадской фирм. Сверхмалые субмарины стали настоящими исследователями и экскурсоводами морских глубин. Иллюминаторы, дополнительные средства обеспечения безопасности и небольшая глубина погружения дают возможность ощутить себя заправским подводником. Даже на знаменитом шотландском озере Лох-Несс есть прогулочная подводная лодка, позволяющая совершать увлекательное путешествие под водой. СССР отличилось в этой области лишь в 1991 году, когда со стапелей ПО "Севмашпредприятие" сошел ЭПА (экскурсионный подводный аппарат) "Нептун" (проект 19730 "Ихтиандр" объединения ЦКБ МТ "Рубин").
"Нептун" спроектирован фирмой "Экспортпроект «Нептун» под руководством главного конструктора Ю.Н. Кормилицина и предназначен для проведения подводных туристических экскурсий в предварительно обследованных районах, где глубина акватории не превышает рабочей глубины погружения аппарата.

За иллюминатором место человека, который управляет лодкой.
Экскурсионная подводная лодка "Нептун". Проект "Ихтиандр". / Олег Кулешов

Прочный корпус аппарата длиной 23,35 м и шириной 2,8 м имеет цилиндрическую форму, изготовлен из стали толщиной 15 мм и ограничен двумя сферическими переборками. Наружные корпусные конструкции состоят из надстройки, опорной рамы, контейнеров для аварийного и дифферентовочного балласта.

В надстройке установлены аккумуляторные батареи, гребные колонки движительно-рулевого комплекса (ДРК) и другое оборудование. Четыре цистерны главного балласта, расположенные побортно с клапанами вентиляции, шпигатными трубами и трубопроводами продувания, обеспечивают работу системы погружения и всплытия аппарата.

Экскурсионная подводная лодка "Нептун". Проект "Ихтиандр". / Олег Кулешов

На «Нептуне» имеются системы вентиляции и кондиционирования воздуха, уравнительно-дифферентная, водоснабжения, штурманское оборудование, средства связи, наблюдения и управления, буксирное и швартовное устройства.

В пассажирском салоне экскурсионной подводной лодки установлено 22 обзорных иллюминатора диаметром 640 мм в свету (по 11 иллюминаторов на борт). Пассажиры размещаются в креслах вдоль бортов аппарата и для каждых двух пассажиров установлен один иллюминатор.

Экскурсионная подводная лодка "Нептун". Проект "Ихтиандр". / Олег Кулешов

Через этот люк заходят в "Нептун".

Экскурсионная подводная лодка "Нептун". Проект "Ихтиандр". / Олег Кулешов

Экипаж аппарата состоит из трех человек: капитана-пилота, механика и гида-стюарда, отвечающего за обслуживание пассажиров. "Нептун" рассчитан на экскурсию при волнении моря до двух баллов, где скорость течения не превышает одного узла и обеспечивает проведение семи экскурсий в сутки продолжительностью по одному часу. За сутки "Нептун" способен выполнить 6-7 рейсов. Первый рейс субмарина совершила 23.11.1992 года.

Система сжатого воздуха состоит из трех автономных частей и обеспечивает при полном запасе восьмикратное продувание балластных цистерн. ДРК состоит из десяти гребных колонок, из которых четыре маршевые сдвоенные, обеспечивающие ход "Нептуна", две рулевые, обеспечивающие управление аппаратом по курсу, и четыре вертикальные, предназначенные для управления вертикальными перемещениями субмарины и дифферентом.

Экскурсионная подводная лодка "Нептун". Проект "Ихтиандр". / Олег Кулешов

Подруливающие устройства, вероятно одна из главных проблем подводной лодки. Электродвигатели на них от самых настоящих торпед, как известно у торпед двигатели одноразовые, один пуск и работа до цели.

Для эксплуатации "Нептуна" в сентябре 1992 года было создано российско-итальянское совместное предприятие "Нептун". Учредителями стали "Рубин" и ПО "Севмашпредприятие" (в равных долях), и итальянская фирма Cortina, владеющая туристским комплексом на острове Антигуа в Карибском море. В начале ноября 1992 года ЭПА, стоимостью 3,5 млн. долларов, был доставлена лихтеровозом на Антигуа. Обслуживался "Нептун" российскими специалистами, подготовленными на ПО "Севмашпредприятии".
Проработав несколько лет в теплых водах Карибского моря, в 1996 году "Нептун" прибыл в г.Северодвинск для ремонта и модернизации. В результате был поставлена на отстой. Первый блин, как известно, часто получается комом, чего не скажешь об ЭПА "Нептун", но все же ряд недоработок имел место и, как утверждают создатели ПЛ "Садко", был учтен при создании нового корабля.

Экскурсионная подводная лодка "Нептун". Проект "Ихтиандр". / Олег Кулешов

Я познакомился с хозяином "Нептуна" и узнал какое будущее будет у этой мини субмарины. Вполне возможно, что в 2014 году её увидят в своём городе москвичи, в качестве музея-кафе. Константин - её хозяин, рассказал, что купил её у "Севмаша" за 2,5 миллиона рублей и в конце весны начнёт её реставрировать. В данный момент Константин получил сертификат исторического наследия.

Олег Кулешов 
kuleshovoleg.livejournal.com




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Sitronics Group представила проекты по импортозамещению решений для транспортной отрасли
20:18 / события