- A + Автор: Ренарт Фасхутдинов КомментарииПрочитано 12271 раз   |
Мы уже проводили такой эксперимент – попросить наших подписчиков в социальных сетях поделиться своими историями и своим мнением о судах, где они работают. А потом собрать все это в один обзорный материал. Тогда в центре внимания у нас были рыбаки – те, кто выходит на промысел прямо сейчас, и те, кто делал это в советские годы. Их рассказы получились живыми, яркими, а главное – из них складывается картина отечественного рыбного промысла глазами самых непосредственных его участников.
Фото @sailorgrini

Этот формат мы решили продолжить еще одной темой, всегда вызывающей неподдельные эмоции. Женщина на флоте – можно ли остаться равнодушным, услышав эти слова? Свое мнение найдется у каждого, причем спектр будет предельно широким – от резкого негатива до предельного позитива. В рамках нашего "Инстаграм"-аккаунта мы задали ряд вопросов подписчицам, работающим на отечественных судах. Спросили о том, как и где они учились, легко ли устроиться на судно. Ну и, конечно, поинтересовались самым больным вопросом – как к ним относится мужская часть команды.

Вам уже интересно? Тогда читайте нашу сегодняшнюю порцию рассказов – из первых уст.


Мария Нищева (@sea_squirrel)

В 2008 году я поступила в колледж на судоводителя. Вообще говоря, это было случайностью, поскольку изначально я собиралась получать высшее образование по специальности "Таможенное дело". Но там мне не хватило нескольких баллов до бюджетного места. Тогда я решила год переждать в колледже, а потом, следующим летом, снова попытаться поступить. Но после первой же практике на буксире напрочь забыла про эти планы и так и осталась в мореходке. Колледж я окончила в 2011 году и сделала рабочий диплом. Мама некоторое время переживала, но в итоге смирилась. Она знает мой характер и знает, что держать меня бесполезно.

Работать начала еще в период обучения – в одну из практик ушла матросом на судно "река-море", ходившее в Каспийском и Черном морях. Следующие несколько контрактов тоже были в должности моряка. Вообще, попасть на судно после обучения оказалось очень трудно, никто не хотел брать на работу девушку. Но я не сдавалась.
 
Фото: Мария Нищева

В 2013 году меня занесло на парусный флот – взяли на должность 4-го штурмана на борт УПС "Крузенштерн". И ходила я под парусами вплоть до 2016 года. Сейчас уже третий год работаю на рыболовном судне старшим помощником капитана. И по совместительству – в учебно-тренажерном центре инструктором по конвенционным подготовка специалистов РЛС/САРП/ЭКНИС.

Судно мое постройки 1987 года, но имеет вполне рабочее состояние. Ежегодно проводится текущий ремонт, осенью 2018 года прошло доковый ремонт. В экипаже – 41 человек. В зарплате не обижают, и тот факт, что я женщина, никак не сказывается на работе и оплате труда. Никаких поблажек и предвзятого отношения. Раньше, когда работала матросом, конфликты бывали. Практически каждый пытался ткнуть носом в то, что я "баба". Сейчас экипаж меня уважает, выполняет все распоряжения. Да и я стала жестче характером и могу пресечь все оскорбления.

К сожалению, в современном мире женщинам на флоте до сих пор тяжело. И не потому, что работа сложная физически и психологически. Просто общество еще не полностью готово принять женщин в подобных отраслях, как бы ни пыталось. Многие – и мужчины, и женщины – мыслят слишком стереотипно, привыкли навешивать ярлыки и осуждать.

Нужны ли нам особые условия? На мой взгляд, все зависит от самой женщины и ее прихотей, привычек и воспитания. Если она привыкла спать на перине, то это одна история. А есть женщины, которые могут спокойно жить в спартанских условиях и ничего сверх этого не требуют.


Лилия Свинцова (@svintsovaaaa)

У меня семейная династия в третьем поколении. С пятого класса мама брала меня с собой в навигацию каждый год. Уже в 11 лет я первый раз побывала в Арктике. Со школы знала, что поступлю в речное училище.

После выпускного класса поступила в Якутское речное училище на судовождение. А после второго курса переехала в Нижний Новгород и перевелась в речное училище им. Кулибина. Меня, кстати, не хотели зачислять, так как девушек не брали, и моей маме пришлось просить ходатайствовать в ЛОРПе, чтобы нам помогли в поступлении.
 
Фото: Лилия Свинцова

Свою первую практику я провела в Ленском пароходстве, на судно попала со второго раза. В первый раз меня отправили на СК2018, где капитан, не дав вступить на трап, отправил меня обратно в кадры. Через некоторое время меня взял к себе другой капитан, у которого начинала моя мама свою работу на грузовом флоте. А в этом году у меня уже седьмая по счету навигация.

За семь лет я успела поработать на разных судах – от танкера-"полуторника" в Ленском пароходстве до пассажирского в "Гаме". Сейчас я работаю третьим помощником капитана на "Волгодоне". Судно 1972 года постройки, далеко не новое, и "начинка" у него тоже не первой свежести. Плюс ко всему оно больше года не было в эксплуатации.

Экипаж пока что неполный, 12 человек. Отношения с ним пока еще в стадии "притирки", но конфликтов на гендерной почве тут еще не было и надеюсь, что не будет. Что касается зарплаты, то многие мои знакомые, работающие в этой же должности получают примерно столько же. Хотя по опыту могу сказать, что женщинам на флоте все-таки сложнее, поскольку оплошностей им не прощают...

Нужны ли женщинам особые условия на борту в плане проживания? Я бы хотела себе душ в каюте, а так – меня все устраивает.


@julia_la_mar

После окончания девятого класса я подала документы в морской колледж на судовождение. Тогда я еще не знала о том, что эта профессия из себя представляет, просто хотела носить форму. Это было в 2011 году, и девушек для сдачи экзаменов тогда допускали только с разрешения директора. Мне разрешили, но комиссия завалила на экзамене по математике. Через год я попыталась поступить снова, и на этот раз у меня получилось. После первой плавательной практики поняла, что не ошиблась с выбором и буду идти до конца. У меня была цель – окончить колледж и стать помощником капитана.

Мама поддержала и до сих пор поддерживает меня на протяжении всего пути, даже когда отчаяние достигает предела. Она – мой маяк. Самое трудное для нее было привыкнуть к отсутствию связи во время длительных переходов в море.

На флоте я работаю уже семь лет, начиная с 2013 г. Для прохождения первой практики на судно меня направил колледж, проблем с этим не возникло. После практики два года работала на грузовом судне. Когда получила диплом вахтенного помощника капитана, год была в поисках работы, потому что компании отказывались принимать на работу без согласия капитана. После очередного отказа принять меня даже на портовый ледокол, выйдя из отдела кадров, от отчаяния и несправедливости я просто разрыдалась посреди улицы. Только через несколько месяцев меня приняли на замену основного 3-го помощника на время стоянки судна. Так начался мой путь на мостик.

За эти годы я успела поработать матросом на торговом судне, 3-м помощником капитана на ледоколе и 4-м помощником капитана на научно-исследовательском судне. На НИСе экипаж был 70 человек, женщины на нем работали в научной службе и обслуживающим персоналом, в штурманским составе я была одна. Ходили в Антарктиду, и этот опыт – одно из самых значимых событий в моей морской жизни. Я и представить не могла, что смогу поработать в таком длительном рейсе.

Никакого равноправия по отношению к женщине на судне не было и нет, женщине не прощают ошибок, требуют знаний, несоответствующих занимаемой должности. Зачастую капитан агрессивно воспринимает нахождение женщины на мосту и не доверяет ей ту работу, которую она в принципе должна выполнять. Ей надо из кожи вон лезть, чтобы доказать, что она грамотный специалист. Коллеги при этом относятся несерьезно, а порой и просто жестоко. Она никак не защищена от психологического и физического насилия, от открытой дискриминации.

При этом красный диплом и идеальные документы могут ничего ни значить – если капитан отказывается принимать на судно женщину, то она останется без работы.

По зарплате – не уверена, что она у меня была наравне с мужчинами, но мы не обсуждали эти вопросы и не сравнивали суммы. По договору оклад у всех был фиксированный, а премиальная часть складывалась от разных факторов.

Что касается условий проживания женщин, то работодатель не имеет права принимать на судно женщину, если для нее не выделена отдельная каюта с санузлом.


Диана Сычевская (@l4dydee)

В 2012 году я поступила в латвийскую мореходку. Изначально планировала поступать в Летную академию (на пилота), но осознав, что цены на обучение просто космос, решила попробовать себя в другой сфере. На мой выбор повлияла трагедия в семье – я поняла, что нужно все делать самой, так как за меня никто и ничего не сделает. Собственно, так я и втянулась в эту "кухню". Мягко говоря, моя семья и родственники были в шоке, только со временем они смирились и поняли, что свой выбор я уже не поменяю.

На данный момент имею диплом судоводителя с ограничениями, то есть могу работать только на речном флоте. Поэтому после окончания мореходки в 2016 году сразу поступила в Латвийскую морскую академию, тоже на факультет судовождения. И вот зимой наконец-то закончу этот долгий и трудный путь и получу свой долгожданный диплом судоводителя, без каких-либо ограничений по тоннажу.
 
Фото: Диана Сычевская

Найти место очень трудно. Я бы даже сказала, что безумно трудно, так как в компаниях на тебя смотрят большими глазами. Кто-то в лоб говорит, что с девушками не работает, а кто-то просто не пропустит повода, чтобы каким-то высказыванием задеть. Самое популярное: "вы же понимаете, что вам там не место" или "вы все туда идете с одной целью".

Первый раз я попала на судно в 2015 году, как и все начинала с кадета. Самая первая практика была на сухогрузе, затем перешла на танкеры: в 2018 году – на нефтяном танкере, в 2019-м – на химовозе. Химовоз – это место мой последней практики и, если так можно выразиться, уже мое потенциальное место работы.

Судно 2008 года, но состояние его так себе, не буду лукавить. Впрочем, главное не железо, а то, какие люди тебя окружают. В последнем контракте – мне безумно повезло с командой, не были никаких стереотипов и конфликтов на этой почве. А в 2018 году я столкнулась с этим делом, и было крайне неприятно то, в каком свете меня выставляли. Думаю, многие это поймут.

Экипаж у нас на химовозе был – 23 человека. В плане зарплат – все равны. Я к тому, что не было такого, чтобы платили меньше, чем практикантe-механикe.

Что больше всего запомнилось из морского опыта, так это переход экватора – команда решила устроить посвящение. Знаю, что во многих компаниях к этому относятся без энтузиазма, но мне повезло. Меня от посвятили от души – и морскую воду пила, и диплом получила.

В целом, девушкам на флоте, конечно, тяжело, потому что не все могут принять их в должности судоводителя. Особенно это относится к тем мужчинам, которые толком не учатся, а потом бубнят: мол, какого черта яйцо курицу учит (это я образно).


Анастасия Мохарева (@sailorgrini)

Я попала на флот, можно сказать, случайно. После школы не знала, куда поступать, а друг поступал в мореходку и мне предложил. Почему бы и нет? Подала документы. Училась я в Арктическом морском институте имени Владимира Ивановича Воронина по специальности "Судовождение".

Попасть на судно мне труда не составило. На практику меня устроил институт. А на работу по совету друга устроилась. Ему звонили с предложением поработать, но на тот момент он уже работал и предложил мне сходить поузнавать в контору. Я сходила и сразу устроилась.
 
Фото @sailorgrini

Работаю с 2017 года, в должности с 2018 года. А на первую практику пошла в 2014 году. В 2017 году не было рабочего диплома, на него не хватало 2 месяца плавценза. Пошла работать практикантом, после рейса получила рабочий диплом, прошла в конторе проверку знаний и стала работать третьим помощником. Пока что так и работаю третьим.

Практику проходила на ледоколе "Росморпорта" и научно-исследовательском судне Северного УГМС. Сейчас работаю на исследовательском судне в Архангельской гидрографической базе. Не так давно присоединились к "Росатому".

Судно называется "Алексей Марышев", оно построено в 1990, состояние хорошее, выдерживает сильные шторма. Прошло модернизацию в 2005 году, а в 2015 году был капитальный ремонт. Оборудование ГМССБ полностью новое. По штурманской части тоже все хорошо.

Наша зарплата зависит от многих коэффициентов и условий. Например, за полярным мы кругом или нет, пересекли ли 45-й меридиан... Но в среднем у третьих помощников зарплата одинаковая, особенно когда стоим у причала.

У нас в экипаже 22 человека. В целом, очень дружный экипаж, поэтому отношения складываются замечательно, весело и дружно. Когда только начала работать ко мне приглядывались и особо всерьез не воспринимали. Но за пару лет отношение изменилось. Сейчас с моим мнением считаются, есть уважение не только от тех, с кем работаем бок обок, но со стороны команд других судов нашей конторы. Конфликтов на гендерной почве не возникает, а вот шутят много и смешно.
 
Фото @sailorgrini

Была со мной забавная история в мой первый рейс в должности помощника в порту Дудинка. Стояли у причала и готовились к отходу на моей вахте. Я была одна на мосту, и по УКВ вызывает местный портконтроль. Я очень разволновалась, а когда я волнуюсь, непроизвольно голос становится тоньше и выше. И когда я им ответила, они попросили позвать "кого-нибудь из штурманов". Я сказала, что я и есть штурман. С их стороны был дикий смех, сказали, что я далеко пойду, дали мне всю нужную информацию, пожелали кучу всего хорошего и распрощались.

Но вообще, женщинам на флоте сложнее – это сто процентов. Причем это больше относиться к поварам, буфетчицам и дневальным. К женщинам больше внимания. Про женщин любят распространять слухи, я такие небылицы слышала, что удивляюсь, как взрослый мужчина может в них верить (не в нашей конторе). К обслуживающему персоналу всегда много придирок – не каждый может выдержать. Хотя про женщин в комсоставе такого не встречала.


Валерия Васильева (@vasillevavaleria)

Училась я в провинциальной школе, с полицейским уклоном. Мечтала стать адвокатом, поступала в Казанский юридический институт при МВД, но в силу большого конкурса опустила руки. И тогда решила – если не капитан милиции, то значит, капитан теплохода. Так поступила в Казанский речной техникум имени М.П. Девятаева на специальность "Судовождение на внутренних водных путях". Родственники, узнав о моем решении, были шокированы и против. Мама долго со мной не разговаривала. 

Затем был институт, точнее тогда он назывался Волжская государственная академия водного транспорта. Меня отчислили с бюджета на четвертом курсе – не успела сдать два экзамена, так как укатила в роддом. Но я восстановилась. Сейчас мой вуз называется Волжский государственный университет водного транспорта.
 
Фото: Валерия Васильева

Первый раз попасть на судно было огромной сложностью, никто не хотел брать рулевым. Не стесняясь, отказывали, аргументировали тем, что девочка. Первая практика в качестве официанта, затем моторист-рулевой. Это отдельная история, длиною в месяц.

Вся карьера строилась на пассажирском флоте. Сначала в компании Grand Circle Cruise Line, потом еще что-то было, затем "АкадемФлот", потом "ВодоходЪ", где я и работаю и по сей день.

Сейчас моя должность 1-й помощник капитана т/х "Виссарион Белинский". Он построен в 1980 году, состояние удовлетворяет всем правилам РРР, хотя, безусловно, есть что поменять, обновить. 

Экипаж колеблется от 95 до 110 человек. Зарплата у всех 1-х штурманов одинаковая, нет разделения по половому признаку. 

Коллектив разношерстный, не всегда со всеми получается найти общий язык. Не считаю это своей некомпетентностью, просто все разные. Что касается отношения мужчин, то это в первую очередь зависит от их воспитания. Кто-то не скрывает своего пренебрежения к женщинам на мостике, но с ними легче – они не лицемерят. Есть и те, кто искренне хочет помочь и подсказать. Не обойтись и без тех, кто за глаза судачит.  

Были и конфликты, причем с человеком в возрасте. По мне он просто женоненавистник, считает, что кредо женщины – или семья, или "легкое поведение".

Если вспоминать все, что со мной было на флоте, книгу можно написать. Расскажу одну историю. Ночь в Ладожском озере, тишина, июль. Я тогда работала 3-м помощником на 3-палубном теплоходе. Стою, уткнувшись в компас. Капитан говорит: "Пойду пройдусь по судну". Я отвечаю: "Угу". Он ушел из рубки, ничего не предвещало беды. Видимо, ему стало скучно, и он решил меня разыграть. Не поленился, прошел перед рубкой на корточках (там есть возможность), зажег фонарик перед своим лицом и ударил мне по "лобовому" стеклу.

Я испытала такой шок в этот момент! Хотела убежать но не смогла, понимала что кто-то должен рулить. Он же очень долго смеялся, да и я потом тоже.

На данный момент женщин на флоте достаточно много, мужчины понимают, что в некоторых вещах мы аккуратнее, более усидчивы, в плане документов с нами меньше проблем, в чем-то более ответственны и не пьем!

Беда в том, что они по-прежнему к нам относятся скептически. Не всякий судовладелец готов доверить женщине капитанство. На мой взгляд – зря. Несомненно, женщине сложнее доказать свою правоту, сложнее поставить себя в коллективе в качестве помощника капитана (так как рядовой состав – молодые и ретивые юноши). В плане механических аспектов женщина опять же уступает. Но это не значит, что мы неполноценны, у нас просто чуточку иное мировоззрение. То, что для мужчин – помпа, для нас – штучка. То, что для них – вентиль, для нас – винтик и т.д.

Что касается особых условий, не вижу никаких различий: все хотят кушать, мыться и ходить в туалет. Здесь много зависит от капитана, от того, что он готов "выбить" для своей команды. А что до женщин, то должна понимать, куда идешь!
 
Подготовили Виктория Ивакина, Ренарт Фасхутдинов,

Материалы по теме:
О нашем рыбном промысле словами рыбаков (рассказы рыбаков от первого лица)

Наши новости в Telegram

Автор: Ренарт Фасхутдинов
Поделиться новостью
"Ленское объединенное речное пароходство", ПАО Россия, Якутск+7 (411) 242-02-07, +7 (411) 242-42-50
"Северное Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", ФГБУ Россия, Архангельск+7 (818) 222-58-31
"ВодоходЪ", ООО Россия, Москва+7 (495) 223-96-45
"Волжский Государственный Университет Водного Транспорта", ВПО ФГОУ Россия, Нижний Новгород+7 (831) 419-78-58
"Росморпорт", ФГУП Россия, Москва+7(495)626-14-25, +7(495)411-77-59
"Арктический морской институт им. В.И.Воронина", ФГБОУ ВПО Россия, Архангельск+7 (8182) 41-18-21
"Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина", ФБУ Россия, Нижний Новгород+7 (831) 419-77-23
"Росатом", ООО Россия, Москва+7(499)949-45-35
"Гама", ООО Россия, Нижний Новгород+7(831)245-65-65


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость