Южный фрахт
Южный фрахт
Обзор грузоперевозок в южных регионах от экспертов из компании "Глогос проект"

Зерно в дефиците, Иран под санкциями. Июльский обзор фрахтовой активности в Азове и на Каспии

- A + КомментарииПрочитано 504 раза   |
Специалисты компании "Глогос проект" на основании еженедельного мониторинга Каспийского и Азовского регионов подготовили обзор фрахтового рынка за июль. В этом отчете отмечены основные события, которые влияли на стоимость фрахта, даны объяснения, почему происходили конкретные изменения, и спрогнозированы возможные колебания ставок в ближайшее время.

Ежемесячный репорт: июль
Регион: Азовское море / Каспийское море
Тоннаж: Костеры

Июль оказался достаточно плодотворным месяцем практически для всех участников рынка: как для фрахтователей, так и для судовладельцев. Связано это, в первую очередь, с началом высокого зернового сезона и закономерным оживлением рынка. Однако зерновые вывозятся не так интенсивно, как ожидалось. Это произошло по нескольким причинам:
- нестабильность экономического и политического положения одних из главных стран-импортеров российского зерна (Турция и Иран);
- ухудшение погодных условий, которое негативно сказалось на урожайности;
- недостаточно развитая инфраструктура хранения и перевозки зерновых в Центрально-Черноземном районе, проблемы которой обострились после затяжных дождей;
- увеличение предложения тоннажа в Азовском бассейне из-за перемещения туда судов типа "море" из Черноморского региона;
- низкий урожай ячменя и кукурузы, который скорректировал экспортную политику трейдеров.
 
Загрузка зерна // Пресс-служба Федерального агентства морского и речного транспорта


Азов

В середине месяца наблюдалось увеличение спроса на отправки пшеницы и ячменя из Азовского региона, поскольку фрахтователи начали формировать партии нового урожая. Ставки каждую неделю уверено набирали по 2-3 USD, и, за четыре недели поднялись до 29 USD за тонну пшеницы на базисе Ростов – Мармара. Всего за месяц фрахт подорожал на 8 USD. Судовладельцы, подметив тенденцию к росту спроса на тоннаж, в течение долгого времени отдавали предпочтение работе со спотовыми датами. Однако к концу месяца из-за проливных дождей в Черноземье, которые осложнили движение зерновозов, темпы экспорта снизились. Ежедневно до портов Азовского бассейна не доходило около 70-80 тысяч тонн зерна. Появление дефицита груза в регионе ударило по сегменту судов "река-море", которые работают в данном регионе.

Кроме того, растущий рынок в Азовском бассейне привлек в регион владельцев судов типа "море", которым в высокий сезон выгоднее работать отсюда под неполную загрузку, чем из глубоководных портов Черного моря. Это также спровоцировало снижение ставок фрахта на 1 USD на базисе Ростов – Мармара.

На фоне нехватки зернового груза, крупные отправители угля смогли заключить контракты по выгодным ставкам, так как их предложения перевозки груза на рынке стали более конкурентоспособными для судовладельцев. Когда зерно в регионе становится ведущей товарной единицей, угольным трейдерам сложнее найти тоннаж.

Шаткая экономическая и политическая обстановка в Турции привела к снижению деловой активности турецких импортеров. Лишь в июле возобновились запросы с турецкой стороны на поставку зерновых. Так, за время стабилизации ситуации в республике (май – июнь 2018) отправки в Турцию сократились почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – по данным аналитического отдела компании "Глогос проект". В июле импорт зерна в республику практически восстановился до прежнего уровня (до начала кризиса), однако в настоящее время увеличение количества продаж сдерживается ростом цен на зерно на внутреннем рынке в России.
 
Зерновоз / "Морское Инженерное Бюро", ООО


Иран

На иранском направлении в течение долгого времени фрахт стоял на месте, но на последней неделе месяца начал снижаться. На 30-й неделе ставка на базисе Астрахань – Иран составляла 29 $ за тонну пшеницы. Это произошло по нескольким причинам:
- продленное эмбарго на пшеницу со стороны Ирана;
- низкое качество российского ячменя нового урожая;
- финансовые санкции против Ирана, которые затрудняют международную торговлю.

Предполагалось, что новый урожай ячменя приведет к увеличению экспортных потоков зерна в Иран. Вместе с тем, в начале июля российские производители начали сообщать о значительных потерях урожая ячменя и кукурузы из-за засухи, что спровоцировало рост цен на зерно на внутреннем рынке. Всего за одну неделю цена на главные зерновые – пшеница, кукуруза, ячмень – выросла более чем на 100 рублей. Так, экспортеры предпочитают придержать отправки этих культур, дожидаясь повышения стоимости товара на рынке. Некоторые фрахтователи выражают уверенность в том, что ставки на Каспии продолжат снижаться, так как кукуруза и ячмень в регионе являются основными экспортными товарам. Отсутствие груза в регионе привело к тому, что крупные судовладельцы приняли решение передислоцировать значительную часть флота (около 20% - 30%) в Азово-Черноморский регион. Участники рынка предполагают, что такое внушительное сокращение предложения флота в регионе сдерживает фрахтовый рынок от обвала.

После заявления президента США о введении финансовых санкций против Ирана в начале мая и, вследствие этого, девальвации национальной валюты многие российские коммерсанты, обеспечивающие импорт зерна в Иран, решили отказаться от ведения бизнеса с иранскими партнерами до тех пор, пока ситуация не нормализуется. Некоторые иранские трейдеры закупили значительные объемы зерна еще в мае-июне, чтобы избежать трудностей, вызванных финансовой и политической международной изоляцией.
 
Иран / http://www.thinkstockphotos.com

Прогнозы

- Рынок на Азове будет оставаться на низком уровне активности, пока зерно прибывает в порты отправки с существенными задержками. Возможно, окончательное восстановление дорожной инфраструктуры и темпов отправок произойдет в первой половине августа.

- Небольшой урожай кукурузы в этом году, низкое качество ячменя и экономические санкции против Ирана будут негативно сказываться на объеме перевозок в Каспийском регионе в течение всего зернового сезона.

- Из-за повышения цен на зерно на внутреннем рынке трейдерам понадобится дополнительное время, чтобы адаптироваться под текущие рыночные реалии, пересмотреть свои возможности и согласовать новые условия с покупателями. Кроме того, из-за снижения предложения груза на Каспии, возрастет конкуренция среди судовладельцев. Фрахтователи, понимая, что рынок будет на их стороне, будут занижать стоимость перевозок зерна морским транспортом, следовательно, тенденция к снижению фрахта сохранится.

- Восстановление деловой активности с Турцией возможно в августе, как только цена на пшеницу на внутреннем рынке начнет снижаться, нормализуется политическая обстановка в республике и окончательно разрешится ситуация с лирой.

- В период межсезонья (декабрь – июнь) в текущем году фрахтовый рынок в обоих регионах просел не так существенно, как 2017 году. Так, например, в прошлом сезоне в первую неделю июля фрахт на базисе Ростов – Мармара составлял 18 USD за тонну пшеницы и 22 USD на базисе Астрахань – Иран, против 23 USD и 31 USD в 2018 соответственно. В аналогичный период прошлого года фрахт еженедельно в течение всего зернового сезона увеличивался на 1-4 USD как на Каспии, так и на Азове. Июль текущего года показал, что ставки тоже растут, но не так скоро и уверенно. Предположительно, такая тенденция к увеличению фрахта сохранится и в августе, фрахт с незначительными отступлениями будет расти. Вместе с тем, ожидать стремительного роста ставок, как в прошлом году, когда всего за одну неделю августа фрахт вырос на 7 USD на базисе Ростов – Мармара, не стоит.
Поделиться новостью
"Глогос проект", ООО Россия, Санкт-Петербург+7(812)309-81-20, +7(812)309-89-76

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Танцюра Дмитрий, 12.08.2018, 13:35Если я решу по газопроводу вопросы , то и по зернопроводу могу решения разрешить .

Предыдущая новость