Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

Зачем России универсальные десантные корабли

- A + Автор: Олег Кулешов КомментарииПрочитано 1429 раз   |
В начале мая в России будут заложены первые отечественные универсальные десантные корабли. Важное для отечественного кораблестроения событие приурочено к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
На данный момент полной информации по новым кораблям нет, но уже известно их название, завод-строитель и, предположительно, проектант. Универсальные десантные корабли "Владивосток" и "Севастополь" будут заложены, как мы предполагаем, по проекту Зеленодольского проектно-конструкторского бюро на заводе "Залив" в крымском городе Керчи. По имеющимся данным, водоизмещение кораблей составит более 20 тысяч тонн. Предварительная сумма, в которую они обойдутся – 40 миллиардов рублей. По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Олега Рязанцева, первый вертолетоносец флот получит до 2027 года.

Интерес представляет не только новость о предстоящем событии, но и его дата. Обратите внимание, корабли заложат 9 мая, а через несколько недель, 1 июля, будет открыто полноценное грузовое движение по Крымскому мосту. Такие проекты становятся реальны на крымских заводах только после осуществления грузовой связи полуострова и материка, прямой отгрузки комплектующих без перевалок и паромов.

Что касается названий новых кораблей, то ранее они были присвоены двум универсальным десантным кораблям типа "Мистраль", которые строила Франция для России, но в 2015 году из-за ситуации на Украине контракт был разорван. 

Почему же был выбран "Залив", а не Балтийский завод, который строил кормовые части "Мистралей"? Ответ простой: у завода много работы – впереди закладка атомных ледоколов. Кроме того, ходит слух, что в ближайшее время начнется масштабная модернизация предприятия. А у крымского завода есть отличный большой сухой док и другие потенциальные технические возможности для постройки кораблей такого типа. Ну и еще один политический момент – необходимость развивать промышленность Крыма, которая после введения полноценного грузового сообщения будет готова строить все что угодно, лишь бы были задействованы профессионалы.

Отечественные вертолетоносцы

Если говорить об отечественных вертолетоносцах, то необходимо вспомнить советские противолодочные крейсера проекта 1123 "Кондор". УДК их не назвать, но вертолетоносцы - это 100%. На них могло находится 14 вертолетов типа Ка-25.
 
Крейсер ПЛО проекта 1123 / "Википедия"

Первоначально эти корабли проекта классифицировались как корабли противолодочной обороны дальней зоны, но в 1966 году, в связи с переклассификацией кораблей советского ВМФ были переведены в подкласс противолодочных крейсеров. Их главным предназначением была борьба с АПЛ противника в дальних зонах противолодочной обороны в составе корабельных групп. 

Всего было построено два корабля проекта 1123: "Москва" (1967) и "Ленинград" (1969). В 90-е годы оба корабля были утилизированы в Аланге (Индия).
 
Крейсер ПЛО проекта 1123 "Москва" по время разделки в Аланге (Индия) / "Википедия"

Российские "Мистрали"

Теперь немного истории, вернемся в 2008 год, именно тогда появилась первая информация о возможности приобретения иностранных кораблей. Ее озвучил главком ВМФ Владимир Высокий. Спустя два года, в 2010 году, Россия и Франция объявили о заключении соглашения на постройку двух вертолетоносцев типа "Мистраль" для ВМФ России на французской верфи, еще два корабля такого типа предполагалось построить по лицензии в России.
 
Модель вертолетоносца "Мистраль" / Корабел.ру

Согласно соглашению, первые два корабля строились одновременно в России и Франции: корма в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе, а носовая часть в Сен-Назере, на верфи компании STX France. Следующие два корабля должны были строиться в нашей стране. При заключении контракта Франция передала российской стороне все интересовавшие ее технологии, в том числе систему SENIT-9 и другие системы.
 
Спуск кормовой части вертолетоносца типа "Мистраль" / "Балтийский завод - Судостроение", ООО

Согласно планам руководства ВМФ, новые корабли должны были пополнить состав Тихоокеанского флота, для этого была модернизирована инфраструктура ряда военных городков и гарнизонов на Дальнем востоке, особенно на островах Курильской гряды. УДК строились под российские вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-52К, специально под них была увеличена высота лифтов, усилены борта корабля для работы в условиях севера. Если говорить про оружие, то его должны были установить на корабли после их прибытия в Россию. Артиллерийские установки АК-630 и зенитные ракетные установки "Гибка" планировалось расположить в передней части по правому борту и в корме по левому борту.
 
Спуск на воду / Корабел.ру

В феврале 2014 года началось обучение российских моряков французскими специалистами в Санкт-Петербурге, а уже в мае 400 членов экипажей прибыли в Сен-Назер. В сентябре "Владивосток" вышел на ходовые испытания. А потом началось…

В сентябре 2014 года появилась первая информация о возможности отказа передачи УДК России. Причина – ситуация на востоке Украины. В декабре российский экипаж на учебном корабле "Смольный" покинул Францию. Теперь российским властям было необходимо добиться от этой страны возврата аванса и выплаты неустойки и компенсации. 5 августа следующего года стало известно, что страны достигли взаимоприемлемой договоренности о прекращении контракта. По сообщению пресс-службы Кремля, Франция вернула деньги, а после возврата российского оборудования и материалов обретет право собственности. Однако реэкспорт кораблей будет возможен только по согласованию с российской стороной.

 
Мистраль / "Википедия"

По итогам этой, можно сказать, авантюры Россия оказалась даже в плюсе, а Франции пришлось искать нового покупателя, который вскоре был найден – Египет. Официальный Каир принял решение о покупке обоих вертолетоносцев и уже 10 октября 2015 года был подписан контракт. Так, "Владивосток" и "Севастополь" превратились в "Анвар Садат" и "Гамаль Абдель Насер". И вот тут как раз становится понятно, почему Россия вышла в плюс – в 2016 году Каир обратился к Москве с просьбой продать им 50 вертолетов Ка-52К и Ка-29/31, которые предназначались для "Мистралей". Также Египет приобрел российские системы вооружения, средства радиоэлектронной борьбы и системы связи. Хорошая сделка, что еще тут скажешь.

Египетские "Мистрали"

В составе египетских ВМС корабли себя чувствуют прекрасно, все-таки они служат не в суровых российских климатических условиях. Буквально несколько недель назад, в начале января, они приняли участие в маневрах, во время которых на их борту находились одновременно отечественные вертолеты Ка-52 и американские "Апачи". Это был первый случай такого соседства.
 
Эмблема УДК "Гамаль Абдель Насер" / "Википедия"

Также во время учений было выполнено взаимодействие с вертолетом "Чинук". Десантирование с бывшего "Владивостока" выполнялось с помощью десантных платформ, размещенных внутри корабля. Они доставляли на берег бронемашины, оснащенные пулеметами, на которых десант сразу же вступил в бой с условным противником.



Если говорить про прошлые года, то самым значимым для кораблей стал 2018 год. Именно тогда они были главными участниками военной операции против боевиков ИГИЛ на Синае. Именно тогда с "Мистралей" высаживались спецподразделения для зачистки побережья. Тоже самое производилось и в 2019 году.

Также есть информация, что Египет периодически отправляет вертолетоносцы охранять свои шельфовых месторождений газа, находящиеся на расстоянии более 200 километров от побережья.

Зачем России УДК

Возможности УДК велики. Он может перевозить 700 солдат, 16 вертолетов и 50 бронемашин. Если сравнить его с десантным кораблем типа "Иван Грен", то получатся такие цифры: 300 солдат, 2 вертолета и 13 танков. Разница ощутима, хотя сравнивать УДК и БДК нельзя. Не забываем и про другие задачи, которые может решать корабль, например – гуманитарные.
Автор: Олег Кулешов
Поделиться новостью
"Зеленодольское проектно-конструкторское бюро", АО Россия, Зеленодольск+7(84371)5-35-88, +7(84371)5-50-77
"Судостроительный завод Залив", ООО Россия, Керчь+7 (365) 613-35-01, +7 (365) 613-75-59, +7 (365) 613-71-27, +7 (978) 119-21-45, +7 (365) 613-30-55


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость