реклама

Юрист рассказал об антироссийских санкциях в сфере судоходства

0 102 3 мин
Партнер, адвокат Адвокатского бюро Санкт-Петербурга "Инмарин" Константин Бречалов рассказал о применении странами ЕС антироссийских санкций в области международного морского судоходства.

Совет Европейского Союза (European Council, далее - Совет ЕС) согласовал очередной, 11-й пакет санкций против России, который предусматривает комплекс мер, направленных на противодействие обхода ранее  введенных санкций (далее - "11-й пакет"). Он включает в себя ряд законодательных актов Совета ЕС (постановления и решения) и вступил в силу 23.06.2023 г. (опубликован в Официальном журнале ЕС, том 66, № LI 159/1 от 23.06.2023).

 

Как следует из пресс-релиза, размещенного 23 июня 2023 на официальном сайте Совета ЕС, "11-й пакет" включает положения запретительного характера в отношении  транзита расширенного перечня товаров и технологий, которые могут востребованы в России как в оборонной сфере, так и в сфере обеспечения государственной безопасности.

 

Не обошлось в новом пакете санкций без ограничений и запретов в сфере морского транспорта и морских перевозок. Анализ сложившейся за последние 6 месяцев практики и способов обхода введенных ранее антироссийских санкций, введенных по программе "предельной цены" (Price Cap), позволил разработчикам санкционных мер выработать формы и методы выявления таких способов, что нашло свое отражение в этом новом "11-м пакете", которым уточняются и конкретизируются положения более раннего постановления Совета ЕС № 833/2014 от 31 июля 2014 г., являющегося базовым. 

 

В рассматриваемом случае, вышеуказанные меры, которые вошли в "11"-й пакет,  предусмотрены следующими нормативно-правовыми актами ЕС:

 

Постановление Совета ЕС № 2023/1214 от 23.06.2023 (Council Regulation (EU) 2023/1214; пункты 31-37 Вводной части, и, пункт 10 статьи 1, которым Постановление Совета ЕС № 833/2014 дополнено статьями 3eb и 3ec);

 

Решение Совета ЕС № 2023/1217 от 23.06.2023 (Council Decision (CFSP) 2023/1217; пункты 29 - 33 Вводной части, и, пункт 13 Статьи 1, которым дополняются положения Решения Совета ЕС 2014/512/CFSP от 31.07.2014 в части статей 4hb и 4hc).

 

Вышеприведенными положениями указанных правовых документов Совета ЕС предусматриваются, в частности, следующие меры, которые конкретизируют применение антироссийских санкций в области международного морского судоходства:

 

Запрет на доступ в порты ЕС для судов, которые осуществляют перевозки с судна на судно, подозреваемые в нарушении запрета на импорт российской нефти или предельных цен, установленных Коалицией G7.Запрет на доступ судов в порты ЕС, если судно не уведомляет компетентный орган по крайней мере за 48 часов о перевалке нефти "борт-в-борт", происходящей в пределах исключительной экономической зоны Государства-члена ЕС или в пределах 12 морских миль от исходной линии побережья этого Государства-члена ЕС.Запрет на доступ в порты ЕС судам, которые манипулируют своей навигационной системой слежения или отключают ее при транспортировке российской нефти и нефтепродуктов, подпадающих под действие запрета на импорт нефти или ограничения цен, введенных Коалицией G7.

 

Очевидно, что практическая реализация вышеуказанных запретительных мер будет во многом связана с использованием систем глобального мониторинга перемещения судов отражающихся в электронно-цифровых базах данных ЕС (SafeSeaNet) в соответствии с  Директивой № 2002/59/EC от 27.06.2002, при участии Европейского Агентства Морской безопасности (European Maritime Safety Agency (EMSA)).

 

Но это техническая сторона данного аспекта, хотя и она немаловажная, поскольку именно в этой части будет формироваться доказательственная основа принятия решений на запреты и применение принудительных мер в случае их нарушений.

 

Что же касается юридической составляющей, то из межстрочного пространства и сфокусированного смысла, заложенного в данном разделе пресс-релиза Совета Европы усматривается, что для этих целей разработчики "11 пакета" применили давно и широко распространяемый на такой случай механизм презумпции вины.

 

В частности, решения о запретах на доступ в порты ЕС будут основываться на "разумных основаниях подозревать", что судно либо нарушает запрет на импорт российской сырой нефти и нефтепродуктов морским путем в ЕС, или осуществляет транспортировку российской сырой нефти или нефтепродуктов, закупленных выше предельной цены, согласованной Коалицией G7.

 

Такой же механизм будет применяться и в случаях, когда у компетентных органов ЕС будут основания подозревать, что судовладельцы, морские перевозчики,  операторы судов или фрахтователи - вмешиваются, отключают или иным образом выводят из строя их навигационную систему при транспортировке российской сырой нефти и нефтепродуктов в нарушение международных соглашений, правил и стандартов, регламентирующих сферу судоходства.

 

В этом отношении еще дальше пошла Эстония, по предложению которой, запрет на заход в порты Финского залива распространяется и на якорные стоянки за пределами юрисдикции портов (пункт 36 Вводной части Постановления Совета № 2023/1214 и пункт 32 Вводной части Решения Совета № 2023/1217 от 23.06.2023).

 

Не исключено, что и в этом случае для целей практического применения мер, предусмотреных "11-м пакетом", будут разработаны специальные руководства, предусматривающие алгоритмы, процедуры и методы для осуществления таких мер, а также, критерии, по которым будут формироваться основания для "разумных подозрений" и иных всевозможных поводов для незаконного и политически мотивированного ограничения и вмешательства в сферу международного морского судоходства, за свободу которого так часто ратуют сами США, не упуская при этом возможности подкрепить декларируемые устремления привлечением своего ВМФ. 

"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости