реклама

Водная транспортная инфраструктура Краснодарского края

1 11718 10 мин
Краснодарский край считается курортным регионом. Отдыхать на море каждое лето приезжают тысячи россиян. Прямой выход к морю, в свою очередь, означает не только развитие туризма, но и морской транспортной и портовой инфраструктур.
Как нам сообщили в региональном Департаменте транспорта, всего на территории Краснодарского края располагаются девять портовых комплексов, среди которых и крупнейший в нашей стране морской порт Новороссийск. Вместе они обеспечивают перевалку 160 млн тонн внешнеторговых и транзитных грузов в год. Порты края открыты для международного сообщения, что делает регион стратегически важным.

Развитие портовой составляющей
Как уже упоминалось выше, самый большой портовый комплекс России находится в Новороссийске. НМТП — это современный многофункциональный и высокомеханизированный комплекс морских терминалов, грузооборот которого составляет 112 млн тонн в год, в том числе 84 млн тонн наливных и 28 млн тонн сухих грузов.

Навигация в порту круглогодичная. В Новороссийске принимают суда самых различных типов, тоннажа и назначения. Порт способен перерабатывать практически все виды грузов. На его территории осуществляет свою деятельность и ОАО "Новороссийский судоремонтный завод".

Как отмечают в Департаменте транспорта Краснодарского края, "проект комплексного развития Новороссийского транспортного узла является одним из наиболее значимых не только для экономики региона, но и России в целом, инвестиционных проектов, реализуемых на территории Краснодарского края". А соответственно в его рамках в порту Новороссийск осуществлена реконструкция двух контейнерных терминалов и комплекса по перевалке лесных грузов, завершено строительство глубоководного нефтеналивного причала, введены в эксплуатацию два современных зерновых терминала и комплекс по перевалке мазута. "В настоящее время ведутся работы по строительству автомобильных и железнодорожных подходов к морским терминалам", - отмечают в Департаменте. Помимо этого в порту Новороссийска в районе мыса Пенай планируется размещение морского терминала для перевалки нефтепродуктов мощностью 11 млн тонн в год.
 
Еще один крупный порт края - Туапсинский. Он располагается на черноморском побережье России в вершине бухты Туапсе, к юго-востоку от скалистого мыса Кадош. Даже в самые суровые зимы порт работает круглосуточно. "В порту Туапсе, наряду с угольным терминалом и комплексом по перевалке генеральных грузов, функционирует современный зерновой терминал и комплекс по перевалке минеральных удобрений. В 2013 году введен в эксплуатацию нефтеналивной причал", - сообщили в Департаменте. Основные виды перерабатываемых грузов: нефть и нефтепродукты, навалочные (уголь, руды, рудные концентраты), генеральные (металл, оборудование, тарно-штучные грузы) и пищевые (зерно, масло, сахар-сырец). Пропускная способность оценивается в 23 млн т в год, в том числе, по нефтеналивным грузам 17 млн т. На территории порта располагаются такие предприятия, как "Туапсинский морской торговый порт", ОАО "Туапсинский судоремонтный завод", ООО "Туапсинский морской коммерческий порт" и ООО "Туапсинский балкерный терминал".

Как указано на официальном сайте порта, "для обеспечения буксирных и швартовых операций ОАО "ТМТП" располагает шестью морскими и портовыми буксирами мощностью 1200 - 4500 л.с, в том числе двумя буксирами-кантовщиками азимутального типа, а также тремя малыми буксирными судами мощностью 300 - 470 л.с. Для обслуживания судов транспортного флота, проведения лоцманских и бункеровочных операций, обеспечения пожарной безопасности и экологического содержания - 13 специальными судами".

Основной оператор морского порта Туапсе является ОАО "ТМТП", чей ежегодный грузооборот превышает 18 млн тонн. Компания входит в UCL Port – субхолдинг, объединяющий стивидорные активы транспортной группы UCL Holding – Таганрогский морской порт на Юге страны, а также ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург", ООО "Универсальный перегрузочный комплекс" на Северо-Западе России.
 
Еще одним перспективным портовым комплексом должен стать морской порт Тамань, строительство которого ведется в районе мыса Железный Рог. В перспективе он должен стать вторым по объемам перевалки грузов портом Южного региона. Уже введены в эксплуатацию: зерновой терминал, комплекс по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов. По данным Департамента транспорта края, "Министерством транспорта Российской Федерации совместно с администрацией Краснодарского края ведется работа по созданию сухогрузного района морского порта Тамань грузооборотом 93,8 млн тонн сухих грузов в год".

Однако в середине мая в СМИ появилась информация о том, что Правительство отказалось от идеи строительства морского порта на Таманском полуострове. Такое решение Дмитрий Медведев объяснил тем, что проект перестал быть приоритетным из-за присоединения Крыма, в котором уже имеются глубоководные морские порты. При этом премьер-министр отметил: "Будут деньги – лет через десять можно к этому проекту вернуться, но в принципе, сейчас в этом нет никакого экономического резона" (цитирует Slon.ru).

В настоящее время, по данным Департамента транспорта, в порту Тамань осуществляется строительство: комплекса ОАО "Тольяттиазот" по перевалке жидкого аммиака мощностью 2 млн тонн в год; Таманского перегрузочного комплекса нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов ЗАО "Таманьнефтегаз" грузооборотом 10,5 млн тонн в год; комплекса по перевалке масложирового сырья и зернового терминала ООО "Пищевые ингредиенты" грузооборотом 6,5 млн тонн в год.

Также в ведомстве сообщили, что проектом предусматривается строительство современных специализированных комплексов по перевалке угля, серы, металлов, минеральных удобрений, а также контейнерного и зернового терминалов на Таманском полуострове. "В настоящее время получено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту, материалы находятся на рассмотрении в Главгосэкспертизе", - подчеркнули в Департаменте. Но вероятно, что теперь их строительство под большим вопросом. И не известно, когда Правительство снова решит вернуться к этому проекту, если вообще вернется. Но Министерство транспорта не собирается так просто отказываться от этого комплекса, да и по мнению некоторых экспертов, порт Тамань может найти частного инвестора без государственного участия. На данном же этапе не известно, чем закончится история со строительством портового комплекса в Тамани.

На побережье Темрюкского залива Азовского моря находится порт Темрюк. Комплекс занимается обработкой: металлопроката, металлолома, круглого леса, пакетированных пиломатериалов других генеральных грузов. В Темрюкском порту работают такие предприятия, как ООО "Темрюкмортранс", ООО "Порт Мечел-Темрюк", ОАО "Морской торговый порт Темрюк", ООО "КГС – порт" и ЗАО "Темрюкский судоремонтный завод".

На косе Чушка в Керченском проливе осуществляет деятельность порт Кавказ. Сегодня он может принимать суда длиной до 140 метров и с осадкой до 6 метров. Основная номенклатура перерабатываемых грузов: нефть, нефтепродукты, легковые автомобили, зерновые грузы и минеральные удобрения.

"Активно развивается паромное сообщение с Украиной, Болгарией, Грузией и Турцией, из порта Кавказ паромы осуществляют рейсы в порты Крым, Варна, Поти и Самсун. В Северо-Восточном районе порта реализуется инвестиционный проект по строительству комплекса по перевалке накатных грузов мощностью 2 млн тонн в год", - сообщили в краевом Департаменте транспорта.

Стоит отметить, что именно из порта Кавказ налажено паромное сообщение с Крымом. Перевозки пассажиров и автомобилей осуществляет Государственная судоходная компания "Керченская паромная переправа", на счету которой 3 автомобильных парома. Несколько месяцев назад этот путь стал довольно проблематичным для тех, кто хочет попасть на полуостров — о километровых пробках писало не одно СМИ. Однако, как стало известно недавно справиться с наплывом автомобилей удалось благодаря слаженной работе трех паромов - "Николай Аксененко" (принадлежит ООО "Аншип"), "Керченский 2", "Ейск". Также для того, чтобы стабилизировать положение на переправе был привлечен специальный паром "Славянин" (собственность ООО "Аншип"), который был переоборудован для перевозки легкового автотранспорта.

Торговый порт Ейск располагается в юго-восточной части Таганрогского залива Азовского моря и специализируется на перевалке экспортно-импортных грузов в направлении портов Черноморского и Средиземноморского бассейнов. На его территории работают 8 грузовых причалов общей протяженностью 1300 м. Ейский порт способен принимать суда грузоподъемностью до 7 тысяч тонн класса "река-море" и осадкой до 4,2 м. Мощности порта позволяют ежегодно перерабатывать более 3 млн тонн. Грузы в порту обрабатываются круглый год, а при замерзании юго-восточной части Таганрогского залива проводка судов в порт осуществляется с помощью ледокола "Капитан Крутов". Также в порту работают буксиры "Антей 2", "Техфлотец", "Колгуев", "Рейдовый 43" и РБТ 16. Перевалку грузов в порту Ейск осуществляют: ООО "Ейский морской порт"; ООО "Директория – Новый морской порт"; ООО "Ейск – Порт – Виста"; ЗАО "Ейск – Приазовье – Порт"; ОАО "Ейский портовый элеватор".

Так как порты Сочи, Анапа и Геленджик расположены в санаторно-курортной зоне, то основным видом их деятельности является обслуживание пассажирских перевозок. Мощности этих портов позволяют перерабатывать более 150 млн тонн грузов.

Морской порт Сочи был значительно реконструирован в связи с программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. Сочинский комплекс специализируется на обслуживании и перевозках пассажиров и переработке небольших партий грузов. Основные виды грузов – овощи и фрукты для внутригородского потребления. По официальным данным, к порту Сочи также относятся причалы в 13 портопунктах (с юга на север: Имеретинская бухта, Южные культуры, Адлер, Кургородок, Кудепста, Мацеста, Курпарк, Новые Сочи, Мамайка, Дагомыс, Лоо, Аше).

"В соответствии с реконструкцией морского порта Сочи,ун создан международный центр морских пассажирских и круизных перевозок, позволяющий принимать круизные пассажирские суда длиной более 300 м и пассажировместимостью до 3100 человек, а также использовать существующую акваторию для стоянки яхт и катеров", - рассказали в Департаменте транспорта.

В Азово-Черноморском бассейне возрождаются морские пассажирские перевозки. Линию Новороссиийск — Сочи обслуживают три судна на подводных крыльях. "В целях развития прибрежного морского сообщения в городе Сочи введены в эксплуатацию 7 портопунктов. Федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт" приобретены два скоростных катамарана пассажировместимостью 300 человек каждый для обеспечения пассажирского сообщения между терминалами морского порта Сочи", - сообщили в Департаменте транспорта.
 

Парусник "Мир" в порту города Сочи / пресс-служба SCF Black Sea Tall Ships Regatta


В морском порту Анапа базируются пять пассажирских судов, общей пассажирской вместимостью 1130 человек. Все они принадлежат ООО "Черноморские скоростные линии" и обслуживают морские пассажирские перевозки на местных линиях. В 2006 году компанией приобретены 2 пассажирских теплохода на подводных крыльях типа "Катран", которые с 2007 года начали работу на линии Новороссийск-Геленджик-Сочи.

Геленджикский морской порт расположен на побережье Геленджикской бухты, которая находится в северо-восточной части Черного моря. Незамерзающая бухта расположена между мысами Тонкий и Толстый, ее акватория — это курортная зона, где купаются и занимаются водным спортом туристы. После модернизации морской порт Геленджика сможет принимать до 200 судов, как грузовых, так и пассажирских. На Тонком мысу Геленджикской бухты планируется в 2017 году открыть портовый комплекс. Он включит в себя современную марину для яхт, четырехзвездочный отель, концертно-выставочный комплекс с амфитеатром на 1000 мест. Проект стоимостью почти 10 млрд рублей разрабатывается совместно с Минтрансом России.

Как отмечают в Департаменте транспорта Краснодарского края, "реализация инвестиционных проектов в области морского транспорта позволит до 2020 года увеличить грузооборот морских портов края более чем в 1,5 раза, создать более 5000 новых рабочих мест, а в консолидированный бюджет края будет ежегодно дополнительно поступать более 1 млрд рублей налогов и сборов".

Судоходные компании
Самой крупной судоходной компанией, базирующейся в Краснодарском крае является ОАО "Новороссийское морское пароходство" ("Новошип"). В 2007 году по Указу Президента РФ "Об открытом акционерном обществе "Современный коммерческий флот" произошла консолидация государственных активов двух крупнейших российских пароходств ОАО "Совкомфлот" и ОАО "Новошип". В результате "Новороссийское морское пароходство" стало частью ГК "СКФ".

Сегодня "Новошип" специализируется на перевозках нефти и нефтепродуктов. Флот компании может перевозить грузы массой от от 15 до 150 тысяч тонн. По данным официального сайта компании, в составе танкерного флота - 31 судно для перевозки сырой нефти типоразмера "Афрамакс", пять продуктовозов типа "Хэндисайз", четыре - типа LR II и шесть - типа MR, два балкера типа "Панамакс". Средний возраст флота – 8 лет. По тоннажу танкеров-продуктовозов "Новошип" устойчиво удерживается в первой пятерке крупнейших судоходных компаний мира.
 

Moscow stars / "Новошип", ОАО


На протяжении более чем десяти лет компания "Аншип" осуществляет работу в портах Черноморского региона. Во флоте компании — 13 паромов и 5 буксиров. По данным официального сайта, общий тоннаж судов "Аншипа" составляет –119 тыс. регистровых тонн. С 2004 года компания эксплуатирует суда в Черном море, являясь единственным судовладельцем, ответственным за морской участок прямого международного железнодорожно-паромного сообщения на переправе порт Кавказ – порт Крым. В феврале 2009 года была открыта линия грузоперевозок между портами Кавказ и Варна. В ноябре 2011 года начала работу паромная линия порт Кавказ – порт Зонгулдак.

Регулярное судоходство осуществляется Кубанским речным пароходством более ста лет. ОАО "КРП" занимается перевозкой грузов на судах типа "река-море", добычей нерудных строительных материалов, погрузочно-разгрузочными работами и перевозками речным транспортом, а также ремонтом и техобслуживанием судов "река-море" плавания и перегрузочной техники. Сегодня Кубанское речное пароходство является частью группы компаний "Азово-Донское пароходство".

Обслуживание флота
В Краснодарском крае работают три предприятия, входящие в структуру ОСК - "Новороссийский судоремонтный завод", "5 судоремонтный завод" - филиал ЦС "Звездочка" и "Туапсинский судоремонтный завод", судьба которого, как судоремонтного предприятия до сих пор не совсем ясна.

Самый крупный судоремонтный пункт в Краснодарском крае - "Новороссийский судоремонтный завод", который на данный момент является частью группы компаний ОАО "НМТП". Ремонтные мощности ОАО "НСРЗ" включают в себя два плавучих сухих дока, мощные портальные краны и грузоподъемное оборудование. Причальный фронт включает в себя 10 причалов общей протяженностью более 1700 м — он оснащен портальными кранами с грузоподъемностью до 50 т. По официальным данным, завод способен принимать суда водоизмещением до 200 тысяч т, длинной до 300 м и шириной до 43 м.

Еще один филиал ЦС "Звездочка" - 1-я судостроительная верфь, располагается в поселке Лазаревское. В настоящее время предприятие продолжает выпускать по заказу ВМФ рабоче-спасательные, гидрографические катера, деревянные и стеклопластиковые шлюпки. Помимо госзаказа судоверфь занимается и гражданской продукцией. Так, предприятие продолжает снабжать потребителей деревянными и стеклопластиковыми лодками, шлюпками, гидровелосипедами, пляжным инвентарем.

Темрюкский завод основан в 1982 году и расположен в тихом, незамерзающем затоне Чирчик международного морского порта Темрюк. Выгодное географическое положение, подходной канал с глубинами до 5 метров позволяет принимать практически любые суда типа "река-море" и суда вспомогательного флота длинной до 125 метров.

ЗАО "Ахтарская судоверфь" находится в г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края. На берегу Азовского моря. Основной вид деятельности – строительство судов, изготовление судовых механизмов. Производственные мощности позволяют судоверфи строить рыбопромысловые суда, буксиры, водолазные боты, нефтемусоросборщики, земснаряды, полупогружные буровые установки. Для ремонта судов на предприятии имеются 8 стапельных мест. Завод может принимать на ремонт суда длиной до 30 метров, шириной до 6 и доковым весом - 150 тонн.

Помимо этих предприятий в Краснодарском крае осуществляют работу и не очень "крупные" компании, специализирующиеся на судоремонте и снабжении.

Выход сразу к двум морям - Азовскому и Черному позволяет активно развивать в крае практически все направления, связанные с водной транспортной инфраструктурой. Однако с присоединением Крыма к России некоторые проекты и предприятия ожидает вероятно всего период стагнации, так как имеющиеся на полуострове порты и заводы могут создать альтернативу.  Но это только частные случаи, в целом портовые комплексы и судоходные компани продолжают наращивать темпы работы. 
 


Анастасия Судникова

Благодарим за помощь в подготовке материала Департамент транспорта Краснодарского края


 




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Реутов Дмитрий Владимирович, 08.06.2014, 14:15ЗАО «Ахтарская судоверфь» -одна из лучших компаний в Краснодарском крае .Прикольно ,что сами судоходы это понимают ."Нам нужны такие корабли на море.." Спасибо ,с приветом из Ярославля
Свежие новости