Вагоностроение в России нуждается в системных мерах поддержки

0 15 2 мин
О вызовах, которые стоят перед российским вагоностроением, перспективах отрасли и необходимых мерах поддержки – генеральный директор ООО "Универсальная Логистика" (управляет АО "Восточный Порт") и ПАО "НПК Объединенная вагонная компания" Ирина Ольховская рассказала в интервью на площадке ПМЭФ.

Как отметила Ирина Ольховская, 2024 год для вагоностроения оказался довольно успешным. Предприятия смогли оперативно встроиться в новую геополитическую повестку, укрепить собственный технологический суверенитет. 

"По итогам 2024 года загрузка нашего завода была рекордной: при мощности в 20 тысяч вагонов мы выпустили 19,7 тысячи вагонов. За прошлый год компания увеличила объемы производства по всем видам подвижного состава", – рассказала гендиректор "Объединенной вагонной компании".

Однако в этом году отрасль столкнулась с рядом существенных вызовов.

В первую очередь, это общее снижение объемов перевозки грузов по железной дороге и вызванный этим профицит вагонного парка. На это повлияло и падение мировых цен на топливно-энергетические ресурсы и продукцию металлургии, а также высокий уровень ключевой ставки ЦБ России.

"Сегодня стоимость финансирования лизинговых сделок, в том числе на покупку подвижного состава, носит запретительный характер – она достигает 25-30%. Столь высокая стоимость заемных средств вынуждает рынок приостанавливать и отменять реализацию инвестиционных проектов и научно-изыскательских работ, что приведет к стагнации развития машиностроительной отрасли в целом, – пояснила эксперт. – Нивелировать этот аспект может ЦБ РФ путем снижения ключевой ставки. По оценке отраслевых экспертов, максимально допустимый уровень для поддержки возможности развития отрасли – 17-18%".

Также сохраняется серьезный дефицит провозной способности железной дороги на экспортных направлениях. При этом профицитный порожний парк, который занимает пути, только обостряет эту проблему. По словам Ирины Ольховской, сейчас простаивают около 15 % рабочего вагонного парка – 184 тысячи вагонов, которые занимают более 2,5 тысячи километров железнодорожных путей.

Вагоностроение в России нуждается в системных мерах поддержки / Фото:
Вагоностроение в России нуждается в системных мерах поддержки / Фото: "Восточный Порт", ОАО

"Важнейшее значение приобретает выполнение перевозчиком задач инвестиционной программы и обеспечения роста пропускной способности для фактического роста показателей погрузки на сети РЖД. Как только РЖД финализируют инвестиционные программы по развитию инфраструктуры, прежде всего Восточного полигона, а также подходов к морским портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейна, снизится показатель профицита парка", – пояснила она.

Кроме того, развитие вагоностроения напрямую зависит от развития добывающих и перерабатывающих предприятий. Именно они формируют основной спрос на подвижной состав – для перевозки продукции угольной, горнодобывающей и горнорудной отраслей. Так, каменный уголь составляет около половины перевозимых грузов, минерально-строительные материалы – примерно пятую часть, а руды – около 15%. При этом от работы добывающих предприятий зависят не только экспортные потоки, они загружают заказами смежные отрасли: обрабатывающую, машиностроительную, нефтеперерабатывающую.

"Это как карточный домик, где, убрав только одну карту, вы вызовете лавинообразный эффект. Сегодня угольная отрасль находится в критической ситуации. В близкой к этому ситуации находятся металлургия и строительная отрасль. Необходимы системные отраслевые меры поддержки. И это, безусловно, снижение ключевой ставки ЦБ и снятие ограничений на погрузку по всей сети российских железных дорог", – заключила эксперт.

"Восточный Порт", АО Находка
+7(4236) 665-271



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости