реклама

В СГУВТ работают над внедрением водородной энергетики на водном транспорте

- A + КомментарииПрочитано 45 раз   |
В Сибирском государственном университете водного транспорта подводят итоги научной работы в соответствии с планом государственных заданий, исследований и НИОКР, активно осуществляемых под эгидой объявленного в стране Десятилетия науки и технологий.

В рамках выполнения государственного задания по теме "Водородная энергетика на водном транспорте, разработка систем хранения и использования новых экологичных видов топлива" учеными СГУВТ по результатам анализа альтернативных видов низкоуглеродного топлива для отрасли, был сделан вывод о применимости метана (СПГ), метанола и изобутанола. Выбор в пользу водородного топлива сделан на основании возможности его использования в энергетических установках на топливных элементах с КПД в 1,5–2  раза выше дизельных СЭУ. Ввиду этого, в рамках тройственного соглашения учёные СГУВТ, Института катализа им. Г. К. Борескова СО РАН и Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН начали разработку уникальной судовой энергетической установки с протонообменной мембраной, которая сможет работать не только на сверхчистом водородном топливе, но и на водороде, полученном из углеводородного сырья или спиртов непосредственно на борту судна.

 

На данный момент уже разработан макет судовой энергетической установки на топливных элементах, ведутся работы по изготовлению специального стенда для измерения протонной проводимости полимерных мембран, который позволит в максимально сжатые сроки провести ресурсные испытания и доработку одного из основных и дорогостоящих конструктивных элементов установки – протонообменной мембраны.

 

В случае успешности разработки новые СЭУ дадут возможность использовать как традиционные виды углеводородного топлива, так и альтернативные виды низкоуглеродного топлива без создания дорогостоящей водородной инфраструктуры. По мнению авторов концепции, это позволит сделать большой шаг на пути внедрения водородной энергетики на водном транспорте России.

 

Параллельно с этой работой ученые СГУВТ в инициативном порядке ведут проработку научно и экономически обоснованных предложений по мерам государственной поддержки и стимулирования развития водородной энергетики на водном транспорте. На данном этапе осуществлен сбор информации о существующих нормативно-правовых актах, регламентирующих меры поддержки развития водородной энергетики в РФ и за рубежом, проводится анализ информации по действующей нормативно-правовой базе в области водородной энергетики. Выполнение мероприятий по данному направлению позволит создать в России условия для развития принципиально новой индустрии низкоуглеродного производства, хранения и транспортировки новых видов топлива, их использования на транспорте и в промышленности, а также позволит выйти на зарубежные рынки с новыми видами продукции.

 

В процессе работы над технологией сверхзвукового воздушно-плазменного напыления покрытий для защиты деталей судового движительно-рулевого комплекса были проведены лабораторные испытания и сравнительный анализ покрытия, совместно разработанного учеными ИТПМ им. С. А. Христиановича СО РАН и СГУВТ, и импортных аналогов. Результатом исследования стал твердый материал российского производства, износ которого в 40 раз ниже по сравнению с используемой в промышленности сталью 20, а стоимость меньше, чем у карбида вольфрама.  В августе подготовленные образцы гребных винтов с экспериментальным покрытием были переданы на испытания в реальных условиях навигации теплоходов по сибирским рекам Бия и Катунь на износостойкость, кавитационную стойкость, сухое трение и скольжение. Первый результат опытов будет получен уже в октябре текущего года.

 

Важно, что в летний период сотрудники СГУВТ наравне с выполнением государственных заказов решали и другие научные задачи, касающиеся экологии, безопасности судоходства, разработки деталей судового машиностроения, гидрологических исследований, экономики, логистики и управления на предприятиях водного транспорта, патентной деятельности и др. В научную работу университета были вовлечены студенты и аспиранты, которые особенно активно принимают участие в этой деятельности. Об этом говорят опубликованные и подготовленные за этот период к печати статьи, соавторами которых стали молодые ученые, призовые места студентов в различных конкурсах научных проектов и ВКР, а  также их непрерывная работа в научных группах над решением отраслевых задач, сообщает Федеральное агентство морского и речного транспорта.

 

Гребной винт со сверхзвуковым воздушно-плазменным напылением покрытия испытывается на сибирских реках / Фото: пресс-служба Росморречфлота
Гребной винт со сверхзвуковым воздушно-плазменным напылением покрытия испытывается на сибирских реках / Фото: пресс-служба Росморречфлота

Подписывайтесь на наш официальный телеграм - канал https://t.me/korabel_news

И не забывайте  про телеграм - канал всех КОРАБЕЛОВъ https://t.me/Vika_korabel_ru

Поделиться новостью



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь

Предыдущая новость