В НГТУ им. Р.Е. Алексеева разработали композитную модель льда для исследований ходовых качеств ледоколов

0 59 1 мин
Исследовательская работа велась в рамках государственной программы Минобрнауки РФ "Приоритет 2030". Разработка включена в государственную программу социально-экономического развития Арктической зоны РФ.

Авторство изобретения принадлежит старшему преподавателю кафедры кораблестроения и авиационной техники Института транспортных систем Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева Андрею Себину. Основное преимущество заключается в том, что композитная модель позволяет проводить испытания моделей судов в опытовых бассейнах небольших размеров.

Ледовые модельные испытания необходимы для определения мощности двигателя проектируемого ледокольного судна. Для этого в опытовых бассейнах моделируется движение корпуса по намороженному ледовому полю. Оно должно отвечать определенным характеристикам и разрушаться точно так же, как природный лед больших толщин. 

В мире насчитывается около 30 ледовых опытовых бассейнов, один из них находится в Нижегородском государственном техническом университете. Исследования в них сложны и дороги.

"Со времен первого ледового бассейна, построенного в Ленинграде в 1955 году, моделировать движение судна во льдах получалось только в очень крупных масштабах. Соответственно, были созданы морозильные камеры, способные вместить бассейны длиной до 100 метров и шириной до 40 метров. Наморозка льда в таких сооружениях стоит очень дорого, а точность моделирования — недостаточно высокая. Эти ограничения тормозили развитие ледокольного флота. Например, кораблестроители так и не решились внести существенные корректировки в форму корпуса судов — она мало изменилась со времен первого в мире ледокола арктического класса "Ермак", спроектированного еще в конце 19 века", — рассказал Андрей Себин.

Нижегородский ученый предложил использовать в качестве компонента лабораторного льда полиэтилен высокого давления, основные характеристики которого — плотность и коэффициент трения — такие же, как у природного льда. Перед проведением испытаний гранулы этого полимера добавляются в воду, после чего между ними намораживается слой пресноводного льда, в результате получается композитная модель ледяного покрова, сообщает РБК.

"Мы изучили процесс разрушения этого материала и создали технологию, позволяющую добиться наилучшего подобия движения судна во льдах. Композитная модель эффективна в бассейнах небольших размеров, в том числе нашем. Стоимость исследований снижается в разы, а качество результатов повышается", — подчеркнул Андрей Себин.

На сегодняшний день нижегородская научная школа корабельной ледотехники является ведущим российским научным центром, где проводятся фундаментальные исследования взаимодействия судов со льдом. В НГТУ им. Р.Е. Алексеева реализуется единственная в стране магистерская программа на тематику "Проектирование судов и морских инженерных сооружений, эксплуатирующихся в ледовых условиях".




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
На "Арсенале" выбрали лучшую бригаду
16:36 / пресс-релизы