Сверхранние рейсы в Арктике. Как это было и что теперь?

- A + Автор: Ренарт Фасхутдинов КомментарииПрочитано 21647 раз   |
Текущий год для Северного морского пути стал временем важных экспериментов. И что самое приятное – экспериментов успешных. Речь идет о двух уникальных рейсах, которые осуществили в восточном направлении, по самому сложному для навигации плечу Севморпути танкеры-газовозы "Кристоф де Маржери" и "Владимир Воронин". Оба судна принадлежат "Совкомфлоту" и были отправлены с грузом СПГ из порта Сабетта на Ямале в Китай – к получателю.
Эти рейсы прошли в мае-июне, но более-менее содержательное осмысление полученных результатов потребовало определенного времени. Так что только в июле подробностями о том, как все это происходило, какие данные были собраны и какое значение это имеет для судоходства, с общественностью поделились Евгений Абросимов, первый заместитель гендиректора "Совкомфлота", и Дмитрий Лобусов, капитан атомного ледокола "50 лет Победы", сопровождавшего танкер "Владимир Воронин".
 
Презентация "Росатома"

Проверка опытным путем

Что вообще произошло? В середине мая, 18 числа, из порта Сабетта, который был специально построен для перевалки углеводородного сырья с Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения в рамках проекта "Ямал СПГ", вышел газовоз "Кристоф де Маржери". Это прекрасное современное судно, построенное с учетом тяжелых арктических условий, в которых ему предстояло работать. Оно обладает высоким ледовым классом Arc7. То есть может ходить по Севморпути даже в одиночку на всем протяжении маршрута.

За последние три года "Кристоф де Маржери" уже "обкатал" трассу, регулярно совершая коммерческие рейсы и доставляя заказчику СПГ. До мая 2020 года он выполнил 44 рейса. Но этот, 45-й, был особенным. Потому что май в восточном секторе Арктики – это суровый и холодный месяц, слишком ранний для нормальной навигации. По крайней мере, так считалось прежде.

В этом году "Совкомфлот" решился на эксперимент – отправить "Кристофа де Маржери" в сверхранний рейс и проверить, возможно ли такое плавание. Помощь в этом эксперименте оказывал "Росатомфлот", поскольку судно шло в сопровождении атомного ледокола "Ямал". Успешное прохождение от Ямала до китайского порта Цзянсу должно было расширить (и уже понятно, что так и случилось) само понятие о периоде регулярной коммерческой навигации по Севморпути в восточном направлении.

Чем это так важно, долго объяснять не нужно – про задачи масштабного наращивания грузопотока все помнят, а тут целый дополнительный рейс можно сделать! Плюс одно судно погоды, может, и не сделает, а если отправить целый караван газовозов? Недаром экспериментальных рейсов в этом году было сразу два – вслед за "Кристофом де Маржери" в путь вышел СПГ-танкер того же класса "Владимир Воронин".
 
Судно "Кристоф де Маржери" / "Совкомфлот"

"Мы ставили перед собой задачу отработки тактик взаимодействия ледокола и крупнотоннажного транспортного судна в условиях ранней арктической навигации. Мы ставили перед собой задачу исследования ледопроходимости самого газовоза серии "Кристоф де Маржери" в условиях восточной Арктики при различных режимах движения. Мы хотели провести оценку качества достоверности и оперативности ледовых прогнозов от нескольких независимых источников. Мы хотели определить предел усталости экипажа, его физические возможности и оптимальный штатный состав экипажа при работе в восточном секторе Арктики. И, безусловно, мы хотели провести тестирование онлайн-мониторинга за работой систем и механизмов судна для прогнозирования, своевременного выявления возможных неисправностей и их оперативного устранения", – так охарактеризовал поставленные перед началом эксперимента цели первый заместитель главы "Совкомфлота" Евгений Абросимов.

И кормой вперед

Рейс "Кристофа де Маржери", как вы уже знаете, прошел успешно – на 13-й день судно достигло пункта назначения, пройдя за это время 2563 морские мили со средней скоростью в 8,5 узлов. Большую часть этого пути (2123 морские мили) газовоз шел в кильватере ледокола "Ямал" на средней скорости в 7,9 узла. Был участок, на котором судну удалось использовать почти максимальную мощность двигателей – свыше 40 МВт при верхней планке пропульсивной установки в 45 МВт.

В некоторых местах скорость, наоборот, приходилось сильно снижать, потому что обстановка была тяжелой. Например, в районе пролива Вилькицкого, к юго-западу от острова Средний, сформировался мощный припай, поэтому ледоколу "Ямал" приходилось буквально его колоть. Ситуация повторилась на выходе в Чукотское море – там караван полз со скоростью не больше 4 узлов.
 
"Совкомфлот", ПАО

Кстати, танкеру "Владимиру Воронин", который вышел в путь с недельным лагом, пришлось намного легче. Во-первых, за неделю обстановка в Арктике улучшилась, а во-вторых, он уже ориентировался на данные, собранные коллегами с "Ямала" и "Кристофа де Маржери".

"Вся проблема плавания в Восточно-Сибирском море заключается в том, что это достаточно малоизученный маршрут, потому что в советское время и все предыдущие года большую часть времени он был покрыт ледовым массивом и произвести достаточно подробные замены глубин, изучить рельеф дна было невозможно. Сейчас этот район летом открывается, и все больше и больше мы получаем от судоводителей новой информации о рельефе дна", – пояснил капитан ледокола "50 лет Победы" Дмитрий Лобусов.

Кстати, с газовозом его ледокол встретился уже в районе Диксона, а до того момента "Владимир Воронин" шел самостоятельно, в том числе по сложным местам с ледовыми полями. Дальше пошли уже вместе. Кстати, для многих будет сюрпризом узнать, что в определенных условиях газовозу было удобнее идти вслед за ледоколом… задом наперед.

"При подходе к припайным льдам газовоз разворачивался, чтобы по припаю идти кормой вперед. Потому что все-таки канал за ледоколом порядка 28 м получается, газовоз в два раза шире, и носом ему сложнее раздвигать неразрушенную часть припая. Кормой получалось гораздо эффективнее", – так это комментирует Дмитрий Лобусов.

Девять предложений

В результате, проанализировав ход рейса и данные, собранные приборами и командой судна, "Совкомфлот" подготовил ряд предложений, касающихся организационных моментов, мониторинга ледовой обстановки, развития спутниковой связи и т.д.
 
Атомный ледокол "Ямал" / "Росатомфлот"

Перечислим по пунктам, о чем идет речь.

Первое. Предлагается создание единой ледокольной транспортной системы в акватории Северного морского пути, которая будет обеспечивать эффективную, безопасную и круглогодичную перевозку грузов до 2035 года.

Второе. Предлагается наделить штаб морских операций государственной корпорации "Росатом" функциями национальной службы ледовой разведки и мониторинга на трассе Северного морского пути.

Третье. Необходимо создать современную космическую арктическую спутниковую группировку, обеспечивающую ежедневное радиолокационное зондирование ледовой обстановки по всему маршруту Северного морского пути в заданных параметрах.

Четвертое. Нужна устойчивая, бесперебойная спутниковая связь для пользователей в акватории Северного морского пути на территории, расположенной севернее 70 градусов северной широты (вне зоны действия системы "Inmarsat").

Пятое.  Необходимы более глубокие картографические и гидрографические исследований трассы Севморпути. Причем как на традиционном маршруте, так и в высокоширотном варианте.

Шестое. Обеспечить постройку и сдачу серии атомных ледоколов проекта 22220 в заявленные сроки – без сдвигов и срывов.

Седьмое. Согласовать меры господдержки строительства на ССК "Звезде" арктических судов-газовозов нового поколения с улучшенными ледовыми характеристиками.

Восьмое. Принять меры по организации спасения людей и оказания экстренной медицинской помощи на всей протяженности Северного морского пути.

И девятое. Пересмотреть учебные планы подготовки специалистов по направлению "Судовождение на морских путях" с учетом стратегического плана развития Северного морского пути. Включить в программу подготовки специфические компетенции по дешифрированию и интерпретации ледовых снимков, управлению винторулевыми колонками в ледовых условиях плавания и тактику плавания в караване.
 
Атомный ледокол "50 лет Победы" / "Атомфлот"

P.S. Кстати, глава "Совкомфлота" Сергей Франк уже успел объявить, что где-то через полгода, в феврале 2021-го, будет проведен еще один экспериментальный рейс по Северному морскому пути. На этот раз в зимних условиях. Ждем с нетерпением!

Материалы по теме:
Севморпуть с другого ракурса — транзит, круизы, малый бизнес (о форуме "Арктика: настоящее и будущее - 2019")
СПГ, ледоколы, Севморпуть... Как выполнить задачу президента? (о "Комплексном плане модернизации и развития магистральной инфраструктуры")
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
"Дирижеры" Севера (о круглом столе по развитию Севморпути в ходе форума "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)

Нужны ледоколы, опорные зоны и полномочия для "Росатома" (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Тонкая белая линия (о планах по созданию Национальной арктической транспортной линии)
Автор: Ренарт Фасхутдинов
Поделиться новостью
"Совкомфлот", ПАО Россия, Москва+7 (495) 660-40-00
"Атомфлот", ФГУП Россия, Мурманск+7(8152)553-355
"Судостроительный комплекс Звезда", ООО+7(42335)4-11-75, +7(42335)4-00-00


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость