реклама

Судовые ЛКМ: от арктических широт до Африки

Чего ждёт российский рынок от судовых лакокрасочных покрытий, как скоро отечественные производители выйдут на международный рынок и почему ЛКМ для судов высокого ледового класса дороже, чем для тех, что бороздят более тёплые воды? Эти и другие актуальные темы обсуждаем прямо сейчас.

На вопросы отвечают представитель компании ООО "Сибирь" Андрей Дринберг, генеральный директор ООО "ИНЕЛКА" Юрий Манафов, руководитель проектов ООО "Велесгард" Юлия Трушакина.

 

Как изменился рынок с февраля 2022 года?

 

Представитель компании ООО
Представитель компании ООО "Сибирь" Андрей Дринберг / Фото: ООО "Сибирь"

Андрей Дринберг, ООО "Сибирь":

– Практически все иностранные компании ушли с российского рынка, что, с одной стороны, открыло новые возможности, с другой, могло привести к нехватке ЛКМ для отечественных судов и кораблей. Однако благодаря заводам, построенным иностранными компаниями, и оставшимся российским специалистам сейчас все потребности судостроения в лакокрасочных материалах закрыты. При этом качество российских ЛКМ на уровне лучших мировых аналогов.

 

Если говорить о сырье, то, к сожалению, зависимость от импортных компонентов велика. Это прежде всего связано с отсутствием в России производства эпоксидных смол, полиуретановых смол (алифатических изоцианатов), а также специальных функциональных добавок и современных биоцидов. Эти компоненты производятся в Китае, Индии и Турции.

 

Добавлю, что для полного обретения независимости от импорта необходима слаженная работа нескольких отраслей промышленности, а также реализация государственных программ по поддержке разработок и производства малотоннажной химии, возрождению других химических производств (прежде всего по производству компонентов). Такая работа ведётся, и мы думаем, что в обозримом будущем, в горизонте 5-10 лет, мы полностью преодолеем зависимость от импортных поставок.

Генеральный директор ООО
Генеральный директор ООО "ИНЕЛКА" Юрий Манафов / Фото: ООО "ИНЕЛКА"

 

Юрий Манафов, ООО "ИНЕЛКА":

– Рынок изменился радикально. Помимо его естественного освоения отечественными компаниями, которые находились в тени международных мастодонтов (Jotun, PPG и т.п.), на освободившееся место пришли малоизвестные турецкие, корейские, китайские компании. Лозунг про импортозамещение, возможно, вновь останется лозунгом для праздников и парадных отчетов. Будет ли в России построена современная химическая промышленность – вопрос не к производителям лакокрасочной продукции.

 

Юлия Трушакина, ООО "Велесгард":

– Не возьмусь давать оценку всему рынку, но "Велесгард" чувствует себя хорошо и стабильно, заинтересован в расширении присутствия в сегменте судостроения. Наши производственные мощности на сегодня – 30 млн литров в год, покрытия полностью соответствуют требованиям судостроения, а в ряде случаев существенно превосходят аналоги. По ряду импортируемых компонентов мы обеспечены сырьём минимум на полгода.

 

Какие продукты и решения вы предлагаете для судов высокого ледового класса (Arc4-Arc9)?

 

Андрей Дринберг, ООО "Сибирь":

– Наши разработки, покрытия "Эксидис" и "Эксидис Шиппинг", отлично подходят для судов высокого ледового класса. Состав показал свою эффективность во время эксплуатации на объектах, расположенных в зоне арктического шельфа, а также может наноситься под водой и при этом не терять своих свойств. Натурные испытания специальной противообрастающей эмали подводного нанесения были проведены в акватории Печорского моря. Эмаль не содержит органических растворителей и закиси меди, обладает эффектом водовытеснения, противообрастающими и антикоррозионными свойствами. В составе эмали использованы экологически полноценные биоциды, не содержащие ионов металлов. Покрытия выгодно отличаются по стоимости от зарубежных аналогов, при этом по техническим характеристикам не уступают им.

 

Юрий Манафов, ООО "ИНЕЛКА":

– Композиция эпоксидная ICEHARD. Помимо хороших эксплуатационных характеристик, продукт отличается высокими малярными свойствами: легко наносится (в том числе при низких температурах), толщина нестекающего слоя превышает 800 мкм. Технология нанесения стандартная – любым аппаратом безвоздушного нанесения.

 

Руководитель проектов ООО
Руководитель проектов ООО "Велесгард" Юлия Трушакина / Фото: ООО "Велесгард"

Юлия Трушакина, ООО "Велесгард":

– Мы предлагаем полный спектр покрытий для судов ледового класса. Наносятся стандартным оборудованием без привлечения дорогостоящих технологий. Подробно о перечне материалов и решений можно узнать непосредственно у наших специалистов, так как в рамках краткого обзора сложно дать исчерпывающий ответ.

 

Почему арктические ЛКМ обходятся покупателю примерно на треть дороже, чем аналоги для теплых морей? Назовите приблизительный срок службы этих покрытий.

 

Андрей Дринберг, ООО "Сибирь":

– ЛКМ, применяемые в условиях Арктики, требуют большего расхода, чем аналоги для теплых морей, за счёт толщины слоя при нанесении. Также необходима дополнительная сертификация, а ещё – выше транспортные расходы и расходы на нанесение и контроль. Из-за этого растёт суммарная стоимость материала и сопутствующих услуг. Срок службы арктических ЛКМ зависит от ледовой обстановки и особенностей биоразнообразия конкретной акватории, но мы заявляем, что наша краска служит не менее 5 лет при условии правильного нанесения.

 

Юрий Манафов, ООО "ИНЕЛКА":

– Термин "арктические ЛКМ" отчасти маркетинговый, применяют его умышленно, в ответ на возрастание расходов, которые несут производители из-за сертификационных барьеров. Теплые моря – специфика не меньшая, если не большая, чем Арктика. Срок службы арктических покрытий определяется интенсивностью эксплуатации судна. Ведущие производители ЛКМ могут давать покрытия более высокого класса, но их умения и способности должны быть востребованы рынком.

 

Юлия Трушакина, ООО "Велесгард":

– Арктическое исполнение защитного слоя АКЗ подразумевает толстослойные покрытия, в том числе некоторые покрытия работают как расходуемые. В целом, использование материалов для арктических широт влечёт за собой удорожание почти по всем основным статьям материальных затрат и комплектующих.

 

Есть ли у компании планы по выходу на рынки других стран?

 

Андрей Дринберг, ООО "Сибирь":

– Выход на международный рынок является одной из целей нашей стратегии развития. Мы смотрим на рынки Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Проблема обрастания там стоит наиболее остро, как для судоходной отрасли, так и для морских нефтегазовых сооружений. К тому же этот рынок обладает большим потенциалом для реализации шельфовых нефтегазовых проектов.

 

Юрий Манафов, ООО "ИНЕЛКА":

– Такие планы у компании есть. Хотим импортировать новые интеллектуальные продукты.

 

Юлия Трушакина, ООО "Велесгард":

– С 2012 г. мы работаем на международных проектах, а также являемся обладателями интернациональных отраслевых сертификатов. В нашем портфеле: железнодорожные мосты, нефтедобывающие платформы, трубопроводы (заглубленные в почву, в морскую воду).

На производстве / Фото: ООО
На производстве / Фото: ООО "Сибирь"

Планируете ли вы расширение производства: новые линии, новый ассортимент?

 

Андрей Дринберг, ООО "Сибирь":

– В данный момент мы разрабатываем уникальную краску на водной основе для внутренних помещений судов и кораблей, которая позволяет снимать статическое электричество (для судов из композитов и стеклопластика).

 

Юрий Манафов, ООО "ИНЕЛКА":

– Работа над новыми продуктами в ООО "ИНЕЛКА" никогда не останавливалась. Сейчас мы как никогда сконцентрированы на создании узкоспециализированных продуктов, важность которых трудно переоценить.

 

Юлия Трушакина, ООО "Велесгард":

– В 2023 г. мы закончили двухлетнюю программу глобальной модернизации, существенно увеличили производственные мощности, обновили технологические линии. В ближайшее время закончится монтаж специальных линий для выпуска судовых шпатлёвок. На завершающей стадии работа с рядом заказчиков по специализированным покрытиям внутренней части труб.
 

Также за последние полтора года мы вывели на рынок эпоксидные шпатлевки (базовую сверхлегкую и финишную), необрастающее покрытие, ледостойкое покрытие (универсальное, абразивостойкое и химстойкое, наносится стандартным оборудованием БВР толщиной до 2000 мкм за 1 слой). Часто мы идём за потребностями заказчика и создаем ЛКМ под спецтребования. Пример такого сотрудничества – покрытие для хранения и перевозки метанола. В настоящее время в работе находится краска для корпусов танкеров, снижающая расход топлива.

 

Российские производители часто сетуют на сложность сертификации продукции. Произошли ли здесь какие-то изменения за последнее время?

 

Андрей Дринберг, ООО "Сибирь":

– Это серьёзная проблема, поскольку полная сертификация судовых ЛКМ стоит больших затрат. Например, без наличия собственного производства получить одобрение Российского морского регистра судоходства не представляется возможным, а без такого одобрения многим невозможно участвовать в тендерах по поставке на крупные морские объекты.

Нужно либо снижать требования к сертификации без ущерба для безопасности, либо исключать какие-то позиции (например, противообрастающее покрытие) из реестра продуктов, подлежащих обязательной сертификации.


Юрий Манафов, ООО "ИНЕЛКА":

– Положительные изменения не произошли. С ростом госконтроля экономики ожидаем и возрастание количества барьеров. Но надо понимать, что каждый новый барьер в конечном итоге приводит к понижению качества продукции.

 

Юлия Трушакина, ООО "Велесгард":

– Пока что мы не ощущали сложностей с сертификацией. Это связано с реальным опытом работы на международных проектах и сертификации под довольно-таки жесткие требования иностранных квалификационных сообществ.

 

И последний вопрос. Изменилось ли качество покрасочных работ за последние десятилетия?

 

Андрей Дринберг, ООО "Сибирь":

– Приятно отметить, что качество покрасочных работ изменилось в лучшую сторону. Данная позитивная тенденция стала возможной благодаря организации сервисной службы, а также опыту, который мы переняли за это время у наших зарубежных партнёров.

 

Юрий Манафов, ООО "ИНЕЛКА":

– Качество покрасочных работ заметно снизилось. Связано это с общей тенденцией экономии на покрасочных работах. Это закон природы: из низкооплачиваемых отраслей уходят профессионалы.

 

Юлия Трушакина, ООО "Велесгард":

– Не будем говорить непосредственно про качество работ, отметим, что в последнее время есть тенденция со стороны заказчика на более жёсткий контроль за соблюдением технологии окраски. Вероятно, это связано со стремлением к более качественному окрашиванию судна. В целом же культура работ в этом сегменте сформирована интернациональными брендами, которые в свою очередь сформировали российский рынок защитных покрытий для судостроения. В то же время в некоторых случаях на заводах и верфях есть стремление к менее жёсткому контролю. К чему это приведет, покажет время.

"Велесгард СИТИ", ООО Нижний Новгород
8 (48135) 4-84-39
"Инелка", ООО Москва
+7 (495) 762-22-08
"Сибирь", ООО Санкт-Петербург



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Виктория Корабеловна посетила судоремонтную фирму "НОРДВЕГ"
12:40 / события