
На прошедшем 20-23 мая в Нижнем Новгороде форуме "Транспорт. Горизонты развития" была организована отдельная сессия по судостроению из композитов. Обновленной стратегией отрасли как раз ставятся задачи по серийному производству таких судов, и здесь композиты вне конкуренции.
В рамках мероприятия состоялось знаковое событие в перспективном направлении бизнес-отношений — российское проектное бюро "АН Марин Консалтинг" и ведущий производитель композитных деталей и конструкций "Фабрика композитов" подписали соглашение по совместному развитию композитного судостроения в России.
Преимущества судов из композитов
Судостроение из полимерных композиционных материалов (ПКМ) связано как с преимуществами, так и с недостатками.

Одним из основных преимуществ ПКМ следует назвать возможности серийного производства. А также:
- при постройке более 5 единиц композиты предпочтительнее стали и алюминия по стоимости;
- затраты на обслуживание судна из ПКМ ниже;
- суда из ПКМ не корродируют, ремонтопригодны, могут выдерживать низкие температуры и иметь ограниченный ледовый класс - BV, LR. До недавних пор РС также присваивали судам из ПКМ ледовый класс.
Среди наиболее серьезных недостатков судов из композитов называют необходимость дорогостоящей оснастки и горючесть материала, что вызывает определённые сложности с органами классификации. На сегодняшний день существуют проверенные решения, выверенные с точки зрения рисков, включенные в нормативные документы.


"АН Марин Консалтинг" — композитные компетенции
АНМК имеет на своем счету десятки реализованных проектов судов из ПКМ. Еще в 2021 году, только начав работу на российском рынке, АНМК озадачилась созданием инструментов для проектирования судов из ПКМ. Эффективность определяется прежде всего сроками, а это значит, что, помимо опыта, необходимо наличие инструментов. В связи с этим была разработана отечественная программа SigmaLAM, позволяющая выполнять расчеты судовых конструкций из композитов под требования РС и РКО. В настоящее время АНМК использует разработанный "софт" и методики для создания судов для отечественного рынка.
На сегодня проекты из ПКМ согласованы или находятся на стадии согласования с РС, благодаря чему создаются новые компетенции для классификационного общества и для самого КБ.

Новый этап для Фабрики Композитов
В последние годы российский рынок применения композитных изделий меняется. Одним из ярких представителей этой тенденции является "Фабрика Композитов", расположенная в Нижнем Новгороде. Традиционный производитель серийного композитного наполнения рельсовых и колесных транспортных средств теперь выходит на новый вид продуктовой линейки — пассажирские суда из стеклопластика.
Для реализации проекта будет построен судостроительный комплекс, позволяющий организовать серийное производство пассажирских скоростных судов. Серийная постройка снизит стоимость судов, так как технологическая оснастка позволит "снимать" до 100 комплектов изделий, в связи с чем будет понижена и стоимостная нагрузка самого дорогого технологического элемента — оснастки, которая будет распределена на всю серию.
Фабрика композитов в Нижнем Новгороде, имеющая богатый опыт в производстве композитного наполнения, активно развивает новое направление. Запуск производственной линии для пассажирских судов из стеклопластика — это не только шаг к диверсификации бизнеса, но создание первого в России предприятия по гражданскому серийному судостроению из композитов. Использование дизайнерских решений от победителя европейского конкурса дизайна маломерных судов "АМ Марин консалтинг" позволит органично вписать судно в "интерьер" любого города!
С учетом увеличения интереса к экологически чистым и эффективным транспортным средствам, композитные пассажирские суда — это отличная альтернатива традиционным судовым решениям. Они идеально подходят для речного и прибрежного транспорта, что особенно актуально для российских водоемов. Пассажирские суда из стеклопластика смогут занять значительную долю рынка, предоставляя пользователям высококачественные, безопасные и экономически эффективные решения.
Фабрика композитов имеет все шансы стать лидером в этом сегменте. Совместная работа с "АН Марин Консалтинг" безусловно укрепляет позиции обеих компаний и в будущем позволит создавать не только конкурентоспособные, но и уникальные продукты, которые будут соответствовать современным судостроительным требованиям.
Уже в ближайшие годы композитные материалы и специализированные конструкторские решения изменят облик судостроения и предоставят новые возможности для пассажирских перевозок в России.
Проект Пеликан
На сегодняшний день завершается рассмотрение Российским морским регистром судоходства (РС) технического проекта AMD1990 "Пеликан". Судно полностью выполнено из ПКМ и будет серийно строиться под надзором РС на "Фабрике Композитов".
Оно может быть оснащено 3 видами силовых установок и 2 видами движителей по запросу заказчика.
Район плавания — "река-море" с возможностью причаливания к необорудованному берегу, так как осадка в груженом состоянии 0,6 метра.
Пассажировместимость 20-метрового судна — 48 человек. Оно предназначено для приема на борт маломобильных пассажиров.
Скорость — до 25 узлов, удаление от берега — до 20 миль.
Назначение — перевозка пассажиров на регулярных линиях, в том числе по малым рекам, туристско-экскурсионное обслуживание. Пассажирский салон может быть выполнен с другой вместимостью и уровнем комфорта под запрос заказчика.

Заключение и перспективы
Наиболее перспективным применением ПКМ на сегодня являются пассажирские суда малых размерений. Такие суда, в частности высокоскоростные, незаменимы для туризма и местного сообщения, и должны заменить, дополнить существующий флот. Неслучайно РС недавно обнародовал новую часть правил для малых ВСС – она покрывает суда длиной до 24м и до 50 человек на борту.
Еще одним перспективным направлением является постройка судов для профессионального использования – служебных, спасательных и других. Имеется также опыт создания промысловых судов из ПКМ. В странах Азии большинство рыболовных судов малых размерений строятся именно из этого материала.
В общем, за ПКМ будет стоять будущее в некоторых нишах судостроения.
