реклама

СПО "Арктика" на пути к созданию единой системы электромонтажных производств

0 382 5 мин
Публикуем интервью первого заместителя генерального директора СПО "Арктика" Юрия Душкина, которое он дал представителям пресс-службы предприятия.

Недавно в Северном производственном объединении "Арктика" произошло "пополнение". В конце августа 2022 года Совет директоров предприятия принял долгожданное решение о создании новых филиалов предприятия: "Северо-Западный" и Инженерный центр в Санкт-Петербурге, "Нижегородский" в Нижнем Новгороде,  "Астраханский" в Астрахани и "Дальневосточный" в Комсомольске-на Амуре. Если учитывать, что в 2021 году в состав предприятия из Северодвинска влились филиалы "Северный" в Мурманске, "Западный" в Калининграде и "Южный" в Севастополе, сегодня в большую семью под названием "Арктика" входит восемь филиалов в разных частях нашей страны. О перспективах масштабного географического расширения мы беседуем с первым заместителем генерального директора АО "СПО "Арктика" Юрием Душкиным.
Первый заместитель генерального директора СПО "Арктика" Юрий Душкин / Фото: Ярослав Химаныч
ПО ВСЕЙ СТРАНЕ 

— Юрий Владимирович, как давно идет курс на расширение, с чем он связан? 

— Два с половиной года назад была принята "Стратегия развития  АО "СПО "Арктика", которая была утверждена генеральным директором АО "ОСК" Алексеем Рахмановым. Ядром стратегии является создание Центра производственной специализации "ОСК-Электромонтажные работы".

Главное этапное событие в рамках создания ЦПС "ОСК-ЭМР" — организация сети филиалов СПО "Арктика" в регионах присутствия группы ОСК. Производственные филиалы призваны выполнять электромонтажные и регулировочно-сдаточные работы на кораблях и судах, на сооружениях нефтегазового сектора, других объектах гражданского, военного судостроения и морской инфраструктуры. У  Инженерного центра в Санкт-Петербурге более "тонкие" задачи: проектирование электрических частей кораблей и судов, внедрение инноваций, унификация, стандартизация и техническое сопровождение. В целом миссия ЦПС — в объединении главных ресурсов и достоинств предприятия: высококвалифицированных кадров, большого опыта работы и инженерного потенциала.
Карта филиалов СПО "Арктика" / Фото: СПО "Арктика"
Проект нацелен на увеличение доли электромонтажных работ, выполняемых собственными силами в периметре корпорации и на повышение рентабельности производства на предприятиях ОСК. 

Следующий важный элемент стратегии: приведение технологических процессов проектирования, подготовки и  выполнения ЭМР к единым стандартам, что будет обеспечивать высокое качество этих работ, а главное — сокращать их сроки и трудоёмкость. 

ВОЗВРАЩЕНИЕ К СОВЕТСКОМУ ОПЫТУ  

— При реализации идеи обращались ли вы к опыту советского времени, когда существовала сеть предприятий "ЭРА"? 

—  Да, в советское время электромонтажные предприятия "Электрорадиоавтоматика" (ЭРА) работали в крупных городах, где базировались судостроительные заводы: в Мурманске и Северодвинске, в Ленинграде и Калининграде, в Севастополе и Горьком, в Риге и на Дальнем Востоке. Они подчинялись Шестому главному управлению Министерства судостроительной промышленности СССР.  Все предприятия работали по единым стандартам и технологическим инструкциям, которые разрабатывал ЦНИИ СЭТ (Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии), с применением идентичных материалов и комплектующих изделий. Это обеспечивало единство критериев качества и техпроцессов, унифицированность квалификации персонала. Электромонтажник, приехавший в Северодвинск, например, из Ленинграда, был знаком со всеми типами кабелей и электрооборудования и сразу включался в работу, не тратя времени на адаптацию. Сегодня специалист при переходе с проекта гособоронзаказа на гражданский заказ должен усвоить инструкции, изучить требования к качеству, понять особенности разделки и монтажа кабеля, применения специального инструмента и т.д. 

Все это увеличивает трудозатраты, нагрузку на рабочих и технологов, повышает риски брака. За 30 лет разобщённости предприятий количество типов судовой электротехники, номенклатуры кабельных изделий увеличилось в разы, при этом их марки не взаимозаменяемы, что приводит ещё и к "затовариванию" складов. Заводы тратят массу времени на подготовку производства! В итоге в масштабах отрасли мы получаем существенное увеличение потерь от брака и накладных расходов, особенно на головных и первых серийных судах.

Мы пришли к вводу, что в российских реалиях в силу оторванности от западных стандартов и с учётом специфики нашего рынка, лучшим способом будет создание единой системы электромонтажных производств. Это путь к унификации технологических решений и инноваций в сфере судового электромонтажа в целом по стране. Здесь, как я уже сказал, одна из ведущих ролей отведена филиалу "Инженерный центр", который во взаимодействии с ведущими ПКБ и ЦНИИ должен решить задачи унификации и стандартизации в нашей сфере.

Словом, мы на пути к созданию системы электромонтажных производств, работающих по единым стандартам.

— Филиалы СПО "Арктика" организованы на Севере и на Юге, на Западе и Востоке страны. Есть ли у них "привязка" к определённым заводам ОСК? 

— Избрана простая стратегия — филиал сотрудничает со всеми предприятиями ОСК в данном регионе, выполняя роль головного, а иногда и единственного исполнителя ЭМР. Понятно, что в Северодвинске это работа на заказах Севмаша и "Звёздочки", которая ведётся на протяжении 70 лет существования нашего предприятия. В Мурманске — на 35-м судоремонтном заводе на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" и на других заказах. В Калининграде сотрудники филиала трудятся на заводе "Янтарь" на проектах Министерства обороны и иностранных заказчиков. В Санкт-Петербурге налаживается плодотворное сотрудничество со Средне-Невским судостроительным заводом, есть уже реализованный проект — научно-исследовательское судно "Пионер-М". На Балтийском заводе наша команда задействована на ледоколах проекта 22220. В перспективе цель СПО "Арктика" — работа на всех площадках ОСК.

— Предприятие будет сотрудничать с другими участниками рынка?

— Конечно. Для всех, кто готов соблюдать наши стандарты качества и развиваться вместе с нами, двери открыты. Более того: такое сотрудничество уже успешно ведётся.

ОБЩЕЕ ДЕЛО  

— Какие отделы вы бы отметили в связи с открытием филиалов? 

— Открытие подразделений в регионах — непростой процесс, требующий финансовых вложений и трудовых затрат. В новых городах подразделения только формируются, в каждом филиале разрабатывается Программа развития, ведётся подбор кадров. В связи с этим утверждается новая структура предприятия. Все эти направления курирует генеральный директор СПО "Арктика" Олег Логинов.  

Конечно, в общем деле есть большая заслуга управления проектами и отдела развития филиалов. Значительная нагрузка легла на службы главного инженера, снабжения и логистики, корпоративного секретаря, отдел имущественных отношений, на руководителей филиалов и их замов, на цеха 1 и 4 в Северодвинске. Это совместная работа управленческой команды предприятия, инженеров и специалистов, которая не останавливается и сейчас. 
Цех / Фото: Ярослав Химаныч
Отмечу и блок управления персоналом. Они проделывают колоссальную работу по подбору кадров, обеспечивают приём новых сотрудников в разных городах. Сегодня в филиалах СПО "Арктика" работает более 530 человек (из них 350 производственных рабочих), к началу 2023 года согласно плановым показателям в филиалах будет трудиться около 1 180 работников (из них производственных рабочих – более 860). 

— Как будут подбираться работники в регионах? 

— Основной источник формирования коллективов — местные трудовые ресурсы. Сейчас подбирается руководство филиалов, это непростая задача для нашей отрасли в целом. Нужны руководители с опытом работы в судостроении и судовом электромонтаже, с хорошими управленческими навыками и хозяйственной жилкой. 

Отдел обучения и развития персонала уже сейчас выстраивает сотрудничество с учебными заведениями Санкт-Петербурга, Калининграда, Мурманска по подготовке рабочих и инженерно-технического персонала. География будет и дальше расширяться. Наша задача — не просто взять готовых специалистов, а формировать кадры со школьной скамьи, вести профориентацию, формировать группы в техникумах, колледжах и вузах на основе целевого обучения. После получения диплома молодые специалисты получат гарантированное трудоустройство в один из филиалов предприятия в своём городе. А возможно, захотят реализовать себя и в другом регионе, почему нет? 

Второй момент — развитие внутренних стажировок, командирование специалистов из филиалов в цеха головного предприятия в Северодвинске, передача опыта не столько по документам, сколько на рабочих местах, от человека к человеку. Здесь ответственная роль отводится руководителям цехов СПО "Арктика", начальникам участков и бюро, бригадирам.

Мы все в начале большого, сложного, но очень интересного пути! Предприятие в непростых экономических условиях преодолевает различные сложности, но движется к цели — укрепить позиции лидера в сфере судового электромонтажа в России и стать одним из основных предприятий корпорации, яркой "звездой" на небосводе отечественного судостроения... 

ЦИФРЫ МЕСЯЦА   
  • Более 1 180 работников запланировано трудоустроить в филиалах СПО "Арктика" к началу 2023 года
Текст: Наталья Трофимова



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Восточный порт почтил память Виктора Васяновича
18:24 / события