
Предварительно несколько слов об истории предприятия. Судостроительный завод "Волга" был организован в 1970 г. путем отделения от АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" и создания "Опытного завода "Волга". Именно здесь в 70-80-е гг. строятся те самые уникальные экранопланы "Орленок", "Лунь", "Стриж", а также СПК "Ласточка" в количестве 6 единиц. В 1992 г. завод обретает ныне известное нам имя и приступает к выпуску серии грузовых катеров на воздушной каверне "Серна" на экспорт, а также пассажирских СПК "Катран". Помимо этого ССЗ "Волга" строит блочную газотурбинную электростанцию, СВП-500, переоборудует прогулочные суда, в том числе известные СПК типа "Дельфин".
Сегодня здесь ведется строительство судов как гражданского назначения, так и целевого назначения. По последней информации на ССЗ "Волга" шли заводские испытания морского танкера ледового класса Arc 4. В феврале 2025 года завод передал заказчику изготовленный корпус прогулочной яхты VIP-класса "Оникс".
Все производство под одной крышей
Ключевая особенность ССЗ "Волга" – нахождение всего предприятия под одной крышей, а это – отсутствие проволочек с перемещением элементов судна, отработанный производственный поток и возможность его быстрее при необходимости изменять и улучшать, прозрачная система контроля, а, главное, скорость производства.

Знакомство с заводом мы начали, так сказать, с конца, а именно, с участка сборки корпусов из готовых секций. Здесь расположилось судно с почти полностью собранным корпусом длиной 70 м и шириной 16 м.

Было видно, что работа идет своим чередом, также можно было отметить культуру производства: чистота, все на своих местах, рабочие заняты делом.

"Стапель позволяет строить суда длиной до 160 м, по спусковому весу ограничения такие же, как и у "Красного Сормова", так как мы пользуемся их слипом. Также берем заказы на резку металла и гибку. К новым предложениям готовы всегда", – отмечает строитель кораблей отдела главного строителя ССЗ "Волга" Владислав Муковнин.
В данном пролете расположено три мостовых крана. Два по 15 тонн и один на 30 тонн. Помогают быстро перемещать с участка на участок необходимые элементы корпуса и оборудование.

Здесь же неподалеку можно увидеть построечные плиты, где собираются корпусные секции в объем, чтобы после отправиться на стапель.

Переходим дальше и попадаем на участок мелкоузловой сборки. Название говорит само за себя. Тут же расположились шкафчики для хранения инвентаря.

"На заводе на данный момент работает около 250 человек. Отлично справляемся, хотя и всегда не против пополнить свои ряды хорошими профессионалами. Зарплата конкурентоспособная. А вот мы и дошли до заготовительного участка. Здесь у нас станок плазменной резки и станок лазерной резки. Работают 24 на 7, останавливаются только для технического обслуживания", – рассказывает строитель кораблей отдела главного строителя ССЗ "Волга" Владислав Муковнин.

Судостроительный завод "Волга" можно с полной уверенностью назвать заводом полного цикла. Нет здесь только литейного участка и гальваники. Возвращаясь к станкам резки добавим, что лазерный станок используется для работы с металлами меньших толщин, однако после него заготовкам не требуется дополнительная обработка. После станка плазменной резки такая обработка требуется, однако он может брать в работу куда более серьезные толщины. Также у станка плазменной резки есть поворотная головка, что позволяет делать фаску и маркировать. На все вырезанные детали наносится машинная маркировка.

Одно из достижений завода – изготовление ребер жесткости при помощи лазерной резки.

Интересно, что на ССЗ "Волга" пульт управления резкой находится в отдалении от самих станков. Однако мониторы дают весь необходимый обзор, а с компьютера тут же можно внести корректировку в программу. И не надо идти непосредственно к станку.

"Как только металл нарезан, отправляем его при помощи кранов на зачистку, а далее на узловую сборку, либо гибочный станок. Хочу отметить, что абсолютно все этапы производства мы проходим с хронографом, что позволяет значительно экономить время", – подчеркивает строитель кораблей отдела главного строителя ССЗ "Волга" Владислав Муковнин.

Ранее завод был разделен на машиностроительное и судостроительное производства. Теперь это деление условно, но грамотно выстроенные потоки сохранились и отлажены более чем эффективно. На участке заготовки также расположился редкий гибочный станок 500-тонник. Гнет как листовой, так и профильный металл больших толщин. Используется не только для собственных нужд, но и выпускает продукцию под заказ для других заводов.

Работают на нем три человека. Также на заводе есть ещё один гибочный станок солидного возраста. Однако тоже освоен и приносит пользу.

Сразу за гибочным станком расположился участок с деловыми отходами. В последствии пригодятся. Кстати, есть на заводе и специально отведенное место под хранение стружки, которая потом сдается.

А ещё по дороге Владислав Евгеньевич показал морскому блогеру Виктории Корабеловне участок с советскими станками и участок с законсервированными станками для нужд машиностроения.

Не пылятся, не ржавеют, а покрыты промасленной пергаментной бумагой. То есть, как только потребуется, сразу же могут быть пущены в дело. Из перспективных дел – для ускорения работы внедряется адресное хранение листового металла.

"А это участок ОТК, где хранятся документы, куда приносят на приемку детали. Как видите, эстетично оформлен нашей сотрудницей", – подмечает строитель кораблей отдела главного строителя ССЗ "Волга" Владислав Муковнин.

Трубомонтажный участок. Сюда недавно переместили склад, чтобы можно было прямо на месте проводить испытания труб для экономии времени. Так сказать, производственная система в деле.

Возвращаемся обратно и Владислав Евгеньевич по дороге показывает морскому блогеру Виктории Корабеловне необычный стенд в помощь сварщикам с примерами качественной и некачественной сварки. Очень практично и полезно.

"Хочу отметить, что на производстве у нас работают не только мужчины, но и девушки. Есть девушка – замначальника производства верфи, мастера, а также сварщица, которая спокойно даст фору нашим мужчинам", – продолжает строитель кораблей отдела главного строителя ССЗ "Волга" Владислав Муковнин.

Пока беседуем о сварке, замечаем на заводе и сварочное оборудование российского производства. А ещё здесь есть робот, варящий листы наружной обшивки под флюсом.

Но перед тем, как какой-либо лист металла начнут варить, он обязательно проходит проверку у дефектоскописта. Этот процесс нам удалось запечатлеть на камеру: проверялась новая партия металла.

"Этот лист металла пришел из Китая. Сейчас вы можете наблюдать, как наш дефектоскопист проводит ультразвуковой контроль на выявление возможных дефектов. Далее обязательно будет освидетельствование ещё и у Регистра. А лист этот пойдет на производство фундамента винторулевой колонки", – раскрывает суть процесса заместитель начальника отдела закупок СЗ "Волга" Артем Охапкин.
Заключение
Чем выделяется производство ССЗ "Волга"? Конечно, компактностью и продуманностью. Хотя это и небольшой завод, но все здесь, как вы уже могли убедиться, расположено на своем месте. А если что-то ещё не оптимизировано, то в ближайшее время будет. Завод умеет быть супергибким, чтобы приспособиться под технологию строительства судна любого проекта.

"Суда и корабли становятся все более надежными, комфортными, и производство тоже не должно стоять на месте. Иначе оно начнет отставать. Это аксиома. За последнее время, если сравнивать с тем, что было десятки лет назад, даже изменилось количество нормо-часов но производство. А все потому, что внедряются новые станки, приходят более эффективные технологические решения. И этим нужно пользоваться", – говорит строитель кораблей отдела главного строителя ССЗ "Волга" Владислав Муковнин.