Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Спецпроект "Судостроительные заводы России": ССЗ "Волга"

0 68 6 мин
В этом репортаже отправимся на Судостроительный завод "Волга", расположившийся практически под одной крышей с "Красным Сормовым". Как обычно пройдемся по производству и покажем весь цикл от заготовки металла до сборки корпусов.
Экранопланы / Фото: Корабел.ру
Сохранившиеся экранопланы на территории АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" / Фото: Корабел.ру

Предварительно несколько слов об истории предприятия. Судостроительный завод "Волга" был организован в 1970 г. путем отделения от АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" и создания "Опытного завода "Волга". Именно здесь в 70-80-е гг. строятся те самые уникальные экранопланы "Орленок", "Лунь", "Стриж", а также СПК "Ласточка" в количестве 6 единиц. В 1992 г. завод обретает ныне известное нам имя и приступает к выпуску серии грузовых катеров на воздушной каверне "Серна" на экспорт, а также пассажирских СПК "Катран". Помимо этого ССЗ "Волга" строит блочную газотурбинную электростанцию, СВП-500, переоборудует прогулочные суда, в том числе известные СПК типа "Дельфин".

Сегодня здесь ведется строительство судов как гражданского назначения, так и целевого назначения. По последней информации на ССЗ "Волга" шли заводские испытания морского танкера ледового класса Arc 4. В феврале 2025 года завод передал заказчику изготовленный корпус прогулочной яхты VIP-класса "Оникс".

Все производство под одной крышей

Ключевая особенность ССЗ "Волга" – нахождение всего предприятия под одной крышей, а это – отсутствие проволочек с перемещением элементов судна, отработанный производственный поток и возможность его быстрее при необходимости изменять и улучшать, прозрачная система контроля, а, главное, скорость производства.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Судостроительный завод "Волга", стапель / Фото: Корабел.ру

Знакомство с заводом мы начали, так сказать, с конца, а именно, с участка сборки корпусов из готовых секций. Здесь расположилось судно с почти полностью собранным корпусом длиной 70 м и шириной 16 м.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Завод успешно строит головные суда различного ледового класса для работы в Арктике / Фото: Корабел.ру

Было видно, что работа идет своим чередом, также можно было отметить культуру производства: чистота, все на своих местах, рабочие заняты делом.

Виктория Корабеловна на судостроительном заводе "Волга" / Фото: Корабел.ру
Морской блогер Виктория Корабеловна и строитель кораблей отдела главного строителя ССЗ "Волга" Владислав Муковнин / Фото: Корабел.ру

"Стапель позволяет строить суда длиной до 160 м, по спусковому весу ограничения такие же, как и у "Красного Сормова", так как мы пользуемся их слипом. Также берем заказы на резку металла и гибку. К новым предложениям готовы всегда", – отмечает строитель кораблей отдела главного строителя ССЗ "Волга" Владислав Муковнин.

В данном пролете расположено три мостовых крана. Два по 15 тонн и один на 30 тонн. Помогают быстро перемещать с участка на участок необходимые элементы корпуса и оборудование.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Судостроительный завод "Волга", построечные плиты / Фото: Корабел.ру

Здесь же неподалеку можно увидеть построечные плиты, где собираются корпусные секции в объем, чтобы после отправиться на стапель.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Судостроительный завод "Волга", участок мелкоузловой сборки / Фото: Корабел.ру

Переходим дальше и попадаем на участок мелкоузловой сборки. Название говорит само за себя. Тут же расположились шкафчики для хранения инвентаря.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Станок плазменной резки / Фото: Корабел.ру

"На заводе на данный момент работает около 250 человек. Отлично справляемся, хотя и всегда не против пополнить свои ряды хорошими профессионалами. Зарплата конкурентоспособная. А вот мы и дошли до заготовительного участка. Здесь у нас станок плазменной резки и станок лазерной резки. Работают 24 на 7, останавливаются только для технического обслуживания", – рассказывает строитель кораблей отдела главного строителя ССЗ "Волга" Владислав Муковнин.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Станок лазерной резки / Фото: Корабел.ру

Судостроительный завод "Волга" можно с полной уверенностью назвать заводом полного цикла. Нет здесь только литейного участка и гальваники. Возвращаясь к станкам резки добавим, что лазерный станок используется для работы с металлами меньших толщин, однако после него заготовкам не требуется дополнительная обработка. После станка плазменной резки такая обработка требуется, однако он может брать в работу куда более серьезные толщины. Также у станка плазменной резки есть поворотная головка, что позволяет делать фаску и маркировать. На все вырезанные детали наносится машинная маркировка. 

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Детали, полученные при помощи резки / Фото: Корабел.ру

Одно из достижений завода – изготовление ребер жесткости при помощи лазерной резки.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Пульт управления станками резки / Фото: Корабел.ру

Интересно, что на ССЗ "Волга" пульт управления резкой находится в отдалении от самих станков. Однако мониторы дают весь необходимый обзор, а с компьютера тут же можно внести корректировку в программу. И не надо идти непосредственно к станку.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
По рельсам двигается кран / Фото: Корабел.ру

"Как только металл нарезан, отправляем его при помощи кранов на зачистку, а далее на узловую сборку, либо гибочный станок. Хочу отметить, что абсолютно все этапы производства мы проходим с хронографом, что позволяет значительно экономить время", – подчеркивает строитель кораблей отдела главного строителя ССЗ "Волга" Владислав Муковнин.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Гибочный станок 500-тонник / Фото: Корабел.ру

Ранее завод был разделен на машиностроительное и судостроительное производства. Теперь это деление условно, но грамотно выстроенные потоки сохранились и отлажены более чем эффективно. На участке заготовки также расположился редкий гибочный станок 500-тонник. Гнет как листовой, так и профильный металл больших толщин. Используется не только для собственных нужд, но и выпускает продукцию под заказ для других заводов.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру

Работают на нем три человека. Также на заводе есть ещё один гибочный станок солидного возраста. Однако тоже освоен и приносит пользу.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Виктория Корабеловна изучает деловой остаток / Фото: Корабел.ру

Сразу за гибочным станком расположился участок с деловыми отходами. В последствии пригодятся. Кстати, есть на заводе и специально отведенное место под хранение стружки, которая потом сдается.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Участок хранения отходов / Фото: Корабел.ру

А ещё по дороге Владислав Евгеньевич показал морскому блогеру Виктории Корабеловне участок с советскими станками и участок с законсервированными станками для нужд машиностроения.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Законсервированные станки / Фото: Корабел.ру

Не пылятся, не ржавеют, а покрыты промасленной пергаментной бумагой. То есть, как только потребуется, сразу же могут быть пущены в дело. Из перспективных дел – для ускорения работы внедряется адресное хранение листового металла.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Участок ОТК / Фото: Корабел.ру

"А это участок ОТК, где хранятся документы, куда приносят на приемку детали. Как видите, эстетично оформлен нашей сотрудницей", – подмечает строитель кораблей отдела главного строителя ССЗ "Волга" Владислав Муковнин. 

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Стенд с технической информацией / Фото: Корабел.ру

Трубомонтажный участок. Сюда недавно переместили склад, чтобы можно было прямо на месте проводить испытания труб для экономии времени. Так сказать, производственная система в деле.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Трубомонтажный участок и склад / Фото: Корабел.ру

Возвращаемся обратно и Владислав Евгеньевич по дороге показывает морскому блогеру Виктории Корабеловне необычный стенд в помощь сварщикам с примерами качественной и некачественной сварки. Очень практично и полезно.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Стенд с примерами качественной и некачественной сварки / Фото: Корабел.ру

"Хочу отметить, что на производстве у нас работают не только мужчины, но и девушки. Есть девушка – замначальника производства верфи, мастера, а также сварщица, которая спокойно даст фору нашим мужчинам", – продолжает строитель кораблей отдела главного строителя ССЗ "Волга" Владислав Муковнин.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Сварочный робот/ Фото: Корабел.ру

Пока беседуем о сварке, замечаем на заводе и сварочное оборудование российского производства. А ещё здесь есть робот, варящий листы наружной обшивки под флюсом.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Тележки, на которых  готовые суда выходят из эллинга / Фото: Корабел.ру

Но перед тем, как какой-либо лист металла начнут варить, он обязательно проходит проверку у дефектоскописта. Этот процесс нам удалось запечатлеть на камеру: проверялась новая партия металла.

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
В процессе дефектоскопии / Фото: Корабел.ру

"Этот лист металла пришел из Китая. Сейчас вы можете наблюдать, как наш дефектоскопист проводит ультразвуковой контроль на выявление возможных дефектов. Далее обязательно будет освидетельствование ещё и у Регистра. А лист этот пойдет на производство фундамента винторулевой колонки", – раскрывает суть процесса заместитель начальника отдела закупок СЗ "Волга" Артем Охапкин. 

Заключение

Чем выделяется производство ССЗ "Волга"? Конечно, компактностью и продуманностью. Хотя это и небольшой завод, но все здесь, как вы уже могли убедиться, расположено на своем месте. А если что-то ещё не оптимизировано, то в ближайшее время будет. Завод умеет быть супергибким, чтобы приспособиться под технологию строительства судна любого проекта. 

Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру
Судостроительный завод "Волга" / Фото: Корабел.ру

"Суда и корабли становятся все более надежными, комфортными, и производство тоже не должно стоять на месте. Иначе оно начнет отставать. Это аксиома. За последнее время, если сравнивать с тем, что было десятки лет назад, даже изменилось количество нормо-часов но производство. А все потому, что внедряются новые станки, приходят более эффективные технологические решения. И этим нужно пользоваться", – говорит строитель кораблей отдела главного строителя ССЗ "Волга" Владислав Муковнин.

"Судостроительный завод "Волга", АО Нижний Новгород
+7(831)273-08-23




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Компании "ТЕХНОДАР" - 18 лет!
12:33 / события