реклама

САПР-системы на производстве удешевят готовый продукт?

Вице-президент по приложениям для судостроения и морского строительства Dassault Syst?mes Алан Уар (Alain Houard) отвечает на интересующие вопросы корабелов о том, насколько использование САПР-систем на производстве удешевляет готовое изделие, рассказывает о совместимости зарубежных систем с правилами Регистра судоходства и описывает те проблемы, которые стоят на пути внедрения современных САПР-систем на отечественных судостроительных предприятиях.
Серия наших материалов о применении CAM/CAM/PLM на отечественных предприятиях отрасли вызвала активную дискуссию. Спорили об удобстве использования, цене готового продукта, совместимости с программными продуктами, которые внедрялись на конкретном предприятии ранее. Затем в сугубо технические споры вмешалась политика импортозамещения. Однако четкого ответа на вопрос: "Насколько CAM/CAM/PLM удешевляют готовое изделие?" мы так и не услышали.

В июне 2014 года в рамках конференции SUBSEATECH-2014, которая проходила в Санкт-Петербургском государственном морском университете, "Корабел" побеседовал с вице-президентом по приложениям для судостроения и морского строительства Dassault Systèmes Аланом Уаром, который немного рассказал о проблемах, которые мешают активному внедрению CAM/CAM/PLM–систем на отечественных судостроительных предприятиях. Интервью можно прочитать здесь.

На последней выставке "НЕВА-2015" мы встретились с Аланом Уаром повторно. Как раз, чтобы задать интересующие корабелов вопросы удешевления изделия, совместимости зарубежных систем с правилами Регистра и др.

– Алан, на страницах портала мы неоднократно освещали вопрос внедрения САПР-систем на отечественных предприятиях. Можно долго спорить об удобстве, современности той или иной технологии, но корабелов, собственно, во всей этой истории волнует один вопрос – насколько снизится стоимость конкретной детали, изделия, судна в целом при внедрении и использовании в работе PLM? При сравнении с традиционными методами работы. В процентах, в трудоемкости, в конкретных рублях или в долларах.

– Сегодня работу большинства предприятий, особенно конструкторских бюро отрасли нельзя назвать оптимальной. Отдельные процессы проектирования никак не связаны друг с другом и выглядят как отдельные островки. К примеру, корпус судна разрабатывается независимо от проектировки электрики и трубопроводов. И даже коммуникация между разными отделами одной компании не налажена: инженеры не знают, что делают снабженцы, а снабженцы – что происходит в отделе маркетинга и т. д. И все это при работе над одним и тем же объектом.

В данном случае стоимость производства верфи не является оптимальной, ведь несмотря на то, что участники процесса хорошо выполняют свои задачи, они не делают это сообща. Можно провести параллель с футбольной командой, где залог успеха лежит в командной игре, а не в способностях отдельных игроков. В судостроительной индустрии работает тот же принцип.

Разработчики PLM, в том числе и мы – Dassault Systèmes, предлагают решения, которые позволяют создать единую среду, где все отделы одной компании могут работать сообща, обмениваясь информацией в интегрированной системе. Благодаря внедрению PLM-решений снижается стоимость производства конечной продукции – не только проектирования, но и сборки. Ведь ошибки на стадии проектирования могут привести к срывам сроков сдачи судна и обойтись производителям в очень крупную сумму. К примеру, один из наших клиентов, немецкая компания Meyer Werft, которая производит круизные теплоходы, всегда знает, когда судно должно покинуть верфь и когда 3000 пассажиров должны отправиться на новом лайнере в первый рейс. В таком деле нет никакой подстраховки по срокам, потому что билеты на новое судно продаются заранее, и если в компании задержались хотя бы на день, то тысячи пассажиров останутся без поездки, а компания потеряет деньги.

Поэтому внедрение в судостроительной отрасли технологий, которые помогают управлять процессом проектировки и координации проекта, влияет не столько на сокращение расходов, сколько на минимизацию потерь, в том числе при срыве сроков.

Основная цель всех разработчиков PLM — улучшить взаимодействие между всеми участниками процесса, но мы также должны повысить производительность каждого конкретного отдела. У Dassault Systèmes существует специальная платформа 3DEXPERIENCE, предназначенная как для инженеров и конструкторов, так и для людей, которые занимаются бизнес-процессами компании, позволяя связать специалистов из разных разделов. Говоря техническим языком, это объектно-ориентированная база данных, которая позволяет рассматривать каждую деталь как отдельный объект и проект, благодаря чему можно сильно сократить расходы и время на ее разработку и производство.

Представим ситуацию, когда вашей компании нужно пересмотреть систему трубопроводов и поменять один из насосов. Мы создаем новый проект только конкретного насоса, а не всей системы, благодаря чему нет нужды прорабатывать существующие элементы трубопроводов, фундаментов и т.д. Благодаря чему временные затраты на проектирование снижаются до 75%.

Вторая часть экономии относится к производству чертежей. Совместно с компанией AITAC мы создали решение "Generative drafting". Оно специально предназначено для таких отраслей, как судостроение и энергетика. Решение позволяет полностью автоматизировать производство чертежей (включая штампы) в соответствии со стандартами компании.

Сегодня конструктор использует в качестве прототипа трехмерную модель, из которой затем строит плоский чертеж и спецификации, либо сразу создает плоский чертеж на кульмане или на компьютере. Сегодня так работает большинство компаний по всему миру. Если необходимо, например, поменять тот же насос, то инженеры должны вручную проверить все чертежи систем, связанных с конкретным насосом. Тогда как наше решение позволяет создать плоский чертеж из 3D-модели в автоматическом режиме, с помощью одной клавиши. Все изменения, которые были сделаны в модели, автоматически появятся на чертеже.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что компания, которая внедряет PLM, может сэкономить до 70% времени только на стадии проектирования.
 
Алан Уар (Dassault Systèmes), Алексей Липис (Центр Информационных Технологий "Мёбиус") и Валерий Прагин (Dassault Systèmes). Выставка "НЕВА-2015" / Корабел.ру

– Как PLM система и все перечисленные решения по автоматизации координируются с правилами Регистра и ЕСКД?

– Мы предоставляем решения, которые можно настраивать. Правила классификационных сообществ не внедрены в систему, но мы предоставляем нашим клиентам функционал для их внедрения. Правила классификационных обществ отличны друг от друга, поэтому в каждой стране мы работаем с партнерами, которые поставляют стандарты для своего рынка. В планах Dassault Systèmes – создание портала, куда заказчики смогут загружать стандарты классификационных сообществ, где их можно будет хранить и приобретать.

– Вы наверняка знакомы с российским судостроением. Какое предприятие вы бы назвали идеальным с точки зрения внедрения PLM? И что мешает российским предприятиям внедрять современные методы проектирования?

– "Идеальным" я бы назвал наш совместный проект с конструкторском бюро "Спецсудпроект", где мы внедряли платформу 3DEXPERIENCE. Руководство КБ стремится трансформировать компанию в соответствии с требованиями времени, и платформа, которая была установлена на предприятии – на данный момент – наш самый совершенный и прогрессивный продукт.

Теперь касательно того, что мешает внедрению. Начнем с того, что решение, которое мы предлагаем, – относительно новая технология, существующее на рынке не более года. Наша компания предоставляет наиболее интегрированную платформу по сравнению с конкурентами, и сейчас мы ведем несколько пилотных проектов для разных компаний по всему миру. К примеру, в Голландии мы работаем с компаниями, которые производят яхты; во Франции мы сотрудничаем с Bureau Veritas; в Китае – с военно-морскими силами. В каждом сегменте мы демонстрируем работоспособность и преимущества нашей платформы.
 
Беседовал Владислав Букин
"Спецсудопроект", ЗАО Санкт-Петербург
+7(812)77-77-995
"Центр Информационных Технологий МЁБИУС", ООО Санкт-Петербург
+7(812)757-14-11
"Dassault Systemes", Ltd Москва
+7(495)935-89-28



Комментарии   6.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович, 15.10.2015, 16:59Попытки подогнать современную платформу под ЕСКД - это значит дело угробить на корню. ЕСКД, которая, кстати, не является сегодня обязательной - это один из корней зла, который мешает перестройке организации производства в отрасли. Сегодня весь мир работает по совершенно другим стандартам (в основном, на основе SFI). Чертежи для класса делаются на основе модели, а не наоборот. Многостраничные спецификации к РКД, которые требует ЕСКД - это, вообще, издевательство в современных условиях. Уважаемая компания Dassault, если верфь хочет систему на основе ЕСКД - лучше уходите с этой верфи сразу и не тратьте свое время и деньги клиента понапрасну.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 15.10.2015, 17:33А Ваши коллеги упорно требуют ЕСКД! :)
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович, 16.10.2015, 13:26Вроде бы, не должны...
А так - несколько характерных примеров бездумного применения ЕСКД.
1. Когда выпускается новая версия документа технического проекта, очевидно, что она должна как-то идентифицироваться, дабы со старой не перепутать. В штампе, в принципе, есть графа "Изм". В свое время долго боролись с нашими проектантами, чтобы они в эту графу хоть какую-то закорюку ставили. Не можем, говорят, ЕСКД не велит. Нечеловеческими усилиями уломали, стали идентифицировать, возникла новая тема.
2. Иностранцы в новой ревизии документа идентифицируют сделанные изменения, как правило "облачком". Наиболее продвинутые ведут "Plan History" на первом или втором листе, где кратко описывают содержание изменений и их причину. Наш проектант этого делать категорически не хочет, ибо "ЕСКД не велит". Извещения пишут.
Вообще, ЕСКД предназначена для серийного производства, коим судостроение никак не является. Один только порядок внесения изме далее...
-0+
#Леонов Владимир Васильевич, 18.10.2015, 20:56Прочитал статью - и прочёл старую-престарую сказку о прекрасной программе,  дураках ИТРах и страшилище по имени ЕСКД . Вообще-то  большинство проблем при проектировании и постройке судов успешно решаются, если:
- имеется адекватное начальство
- работают настоящие профессионалы (руководители, конструкторы и технологи)
- труд специалистов хорошо оплачивается по конечному результату.
Но вот уже тридцать лет ( со времён советской программы "Пирс") слышу и вижу одно и то же - купите нашу прекрасную программу, тогда сократится количество всевозможных ошибок, можно сократить ИТРов численно, а оставшимся снизить зарплату. В современных условиях добавляется весомый аргумент - "откат" господину директору за покупку программы. Вот только количество ошибок и нестыковок при постройке судов почему-то не уменьшается, в том числе и за рубежом. А почему? А потому, что всегда и везде  создание любого судна - сложный  творческий процесс. Поэтому бесполезно  и вредно экономить на труде технических "творцов". далее...
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович, 19.10.2015, 13:24Г-н Грубов 25 лет в КБ отработал, а сейчас - в Главном управлении Регистра. Так что вопросы по организации нормоконтроля относятся к нашим КБ, которые представляют документацию на одобрения.
-0+
#Леонов Владимир Васильевич, 20.10.2015, 22:28Ответ Грубову Д.А.   Дмитрий Александрович! Суть Ваших замечаний и предложений от 16.10.2015 была изложена в ГОСТ 2.503-74 и последующих комментариях Госстандарта, но частично исключена в ГОСТ 2.503-90 и вновь отражена  в ГОСТ 2.503-2013, разделы 4 и 5.   Для общего блага было бы хорошо, если бы ГУ РС выпустило и разослало по всем КБ руководящее письмо, которым потребовало от проектантов представлять документацию. изменения в которой оформлены в полном соответствии с ГОСТ 2.503-2013. За ошибку с местом работы - прошу извинить.
Свежие новости
Sitronics Group представила проекты по импортозамещению решений для транспортной отрасли
20:18 / события