ПКБ "Петробалт", ООО

Самоотвозный земснаряд ПКБ «Петробалт»: оптимальное судно для отрасли

3 764 3 мин
Наработку проектантов представил главный конструктор бюро Антон Кошелев

Почему возникла идея разработать проект «Земснаряд»?

— В 2022 году после ввода санкций западные компании Van Oord, DEME Group, Boskalis, Jan De Nul и другие покинули российский рынок. Ранее иностранные подрядчики выполняли до 90−95% всех дноуглубительных работ, и теперь стране нужна отечественная альтернатива. Тем более что большинство имеющихся судов устарели или скоро выйдут из строя.

Именно поэтому на конгрессе «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» вопрос создания собственного специализированного флота стоял довольно остро. В ближайшие пять-десять лет объёмы только возрастут — акватории портов как на Северном морского пути, так и за пределами Арктики ждет активное развитие.

Земснаряд, конструируемый нашим бюро, оптимально удовлетворит запросы отрасли. Даже с учётом нынешних ограничений в машиностроении.

А как обстоят дела с фрахтом техники у дружественных государств?

— Такая возможность есть. Например, китайская компания CCCC Group имеет крупнейший в мире дноуглубительный флот. Однако есть технические сложности для привлечения бренда: большое «транспортное плечо», недостаток некоторых компетенций, нехватка судов с нужными характеристиками.

К тому же наличие потенциальных иностранных подрядчиков не отменяет необходимости иметь собственные суда. И российские компании прямо заинтересованы в создании отечественного дноуглубительного флота.

Какими характеристикам должно обладать будущее судно?

— Аналитика «Петробалта» показала, что оптимальным для отрасли станет самоотвозный землесос [1], с объёмом трюма в 6000 м3. Длина машины составит около 100 метров, ширина — порядка 23, осадка предполагается около 7 метров.

Какими факторами обоснован такой типоразмер?

— Мы посмотрели характеристики судов, работавших в акваториях российских портов с 2010 года и по настоящее время. Объём трюмов составляет 2000 м3 и более. Далее учли перечень оборудования, которое должно быть произведено в России. В первую очередь речь идёт о составе требуемой энергетической установки и максимальном диаметре всасывающего трубопровода. Для работы в мелководных акваториях имели значение и показатели максимальной осадки. Перечисленные ограничения и продиктовали типоразмер 6000 «кубов».

В каких регионах предполагается эксплуатироваться будущее судно?

— Летом на чистой воде — в акваториях портов Севморпути. В остальное время — на Балтике, Дальнем Востоке, в Черном и Азовском морях.

Предусмотрен ли у техники ледовый класс?

— Максимум Ice1. Использование всасывающего трубопровода невозможно в тяжёлых ледовых условиях. А введение соответствующих усилений корпуса увеличивает его массу, возрастает мощность главной энергетической установки.

Вообще же, землесосу для работы ледовый класс не требуется. Разве что, для перегона через замёрзшие акватории.

Фото:
Буксировочное сопротивление / Рисунок: «Проектно-конструкторское бюро «Петробалт»

У проекта есть какие-то интересные особенности?

— Да, конечно. Например, мы приняли решение в пользу дизельной энергетической установки. Техника приводит в действие и насосное оборудование, и движители, в качестве которых предусмотрено два винта регулируемого шага в насадках. Для упрощения позиционирования и удержания на курсе земснаряд оснащен подруливающим устройством.

Важно, что экипаж численностью 14 человек размещается в носовой надстройке. В этой части команда больше защищена от шума и вибраций. Для каждого предусмотрена одноместная каюта, на борту есть спортзал, салон отдыха, сауна. При необходимости расположиться на судне смогут до 24 человек.

Почему используется не ВРК и не система электродвижения?

— Идея ПКБ «Петробалт» позволит уменьшить на борту количество оборудования и увеличить дедвейт. Для земснарядов вообще характерно применение именно дизельной энергетической установки. А ВРШ обеспечит качественное управление и позиционирование судна, снизив стоимость строительства. Не зря больше половины существующих машин имеют как раз такие движители.

Какое оборудование планируется устанавливать?

— Создавая земснаряд, мы руководствовались требованиями постановления правительства РФ № 719[1]. Чтобы судно было признано российским, за счёт отечественных компонентов необходимо набрать 3650 баллов.

Ключевыми с точки зрения импортозамещения являются энергетическая установка, системы позиционирования, средства автоматизации и контроля грунтозабора. В обязательном перечне спуско-подъёмное, грунтозаборное, насосное оборудование и пропульсивный комплекс. Именно эти позиции в первую очередь попадают под ограничительные нормы документа.


— Есть ли уже заказчики на проект?

— Мы рассчитываем, что разработка «Петробалта» будет интересна российским компаниям, занимающимся дноуглубительными работами. Среди них «Гидрографическое предприятие», «Строительная дноуглубительная компания», «Росморпорт» и другие. Например, «Гидрографическое предприятие» планирует создание четырёх самоотвозных землесосов ёмкостью трюма от 4000 до 10 000 м3. Для «Строительной дноуглубительной компании» возведут два землесоса объёмом трюма 5000 м3 и с ледовым классом Ice2. То есть в каждом случае будут учтены корпоративные интересы клиентов.

[1] Постановление правительства РФ от 17.07.2015 №719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

Фото:
Визуализация общего вида / Изображение: «Проектно-конструкторское бюро «Петробалт»

Планируются ли разработки других судов для дноуглубительной отрасли?

В России, согласно проведенным нами исследованиям, было бы актуально судно с объемом трюма 11−12 000 м3. Но для него сейчас нет отечественного оборудования. Одновременно с проектированием и строительством «шеститысячника» следовало бы инициировать работы по созданию более совершенных образцов оборудования, которые могли бы устанавливаться на судно большей грузовместимости и производительности. Поэтому пока что «11−12 тысяч» — на уровне идеи, а активно разрабатываем «шесть тысяч».

Текст подготовлен специалистами ПКБ «Петробалт»





Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
22.04.2024, 12:03
Интересно, как он в одиночку "оптимально удовлетворит запросы отрасли" при бортовом грунтозаборе и осадке 7 м? Может стоило начать с нескольких землесосов 2000-4000 м.куб?
-0+
#Нагорных Олег Викторович
23.04.2024, 10:40
Наши конструкторы полностью оторваны от проектирования судов действительно необходимых потребностям страны. Ваши проекты напоминают судостроение 19 века такое впечатление что Ваше развитие где то остановилось...
-0+
#Нагорных Олег Викторович
23.04.2024, 11:08
Из предоставленного проектта.. Лично у меня вызывает сомнения в данном ВРК т.е Как на данном проекте с маневрированием? Если на настоящий момент заказчики предяьвляют требования к системам DP? Прошлый век УПОРНО ПРОДВИГАЕТСЯ НА НАШЕМ РЫНКЕ. Наши конструкторы совершенно оторваны от действительности Не один прэкт не отслеживается в процессе его эксплуатации. Замечания выставленные профессионалами эксплуатирующими судно в дальнейшем не учитываются. Произошел полный отрыв технической мысли, от реалей, и потребностей наше  экономической политикой .Вы бы хотя бы зашли на сайт "Что на настоящий момент востребовано на рынке Р.Ф, я далеко не хожу.. Просто возьмите нафте газовую отрасль. Если Все, или почти все суда импортные. У Вас не возникают не к
 
каких вопросов? а Вы пытаетесь клепать прошлый век.
Свежие новости