Чем известна Вологодская область в России? Наверное, все наши соотечественники знают и любят песню ВИА «Песняры» про город с резными палисадами и кистями рябин. Поколение постарше знает о «вологодском Есенине» — Николае Рубцове (он, кстати, работал кочегаром на промысловом судне в составе Архангельского тралфлота, а срочную службу проходил матросом на Северном флоте на эсминце «Острый») или писателях-деревенщиках, самым ярким из которых был Василий Белов. Родился он в деревне Тимониха Харовского района, там же и похоронен.
На Вологодчине в небольшой и вымирающей сейчас деревушке Сяма родился и «король репортеров» Владимир Гиляровский.
Для меня, человека южного, Вологодский край — это, безусловно, север. Но север еще не суровый и хмурый, а с примесью русской «жаждой жизни» и бесшабашности, в хорошем смысле этого слова. А еще Вологодский край — это очень красивые облака и реки. Облаковедение все же не наш профиль, поэтому остановимся на реках.
По справочникам, в Вологодской области расположены 4240 озер, 1287 реки и 5 водохранилищ. По территории края проходят две водные магистрали: Волго-Балтийский водный путь и река Сухона с Северо-Двинской шлюзовой системой. Две основные водные артерии области для водных грузоперевозок — Шексна и Сухона.
Если на Шексне, особенно в районе одноименного города или Череповца, грузовые суда можно заметить регулярно, то на Сухоне, во всяком случае в верховьях реки, кроме нескольких плавкранов и очень редких толкачей с баржами, лично мне они не встречались.
Речной порт в городе Сокол — некогда один из крупнейших на всей реке — перепрофилировался. Сейчас ОАО «Порт Сокол» занимается строительством наплавных мостов, понтонов, несамоходных барж, выполняет мелкий ремонт судов. Официальный сайт компании можно посмотреть здесь.
Два плавучих дока — «Док-8» и «Док-10», которые были в составе Сухонского речного пароходства и базировались в Соколе, были проданы и сейчас стоят на «Красной Кузнице» в Архангельске.
Буксиры-толкачи и баржи на фото вологодской компании ООО «Стройиндустрия» занимаются в основном перевозками песка и стройматериалов. Но, судя по состоянию дороги к порту, по деревенской тишине у проходной порта — жизни там особой нет.
В центре «народного судостроения»
Все прекрасно знакомы с музеем деревянного зодчества Кижи, где в числе прочего бережно хранят технологии изготовления традиционных для региона лодок — так называемых кижанок. Ежегодно в начале августа проводится «Кижская регата», куда приезжают мастера-лодочники, в том числе и из других регионов страны, а также Финляндии и Эстонии.
Второй центр деревянного судостроения расположен в Вологодской области, в небольшом селе Устье на берегу реки Кубена — всего в 30 км от Сокола. С 2001 года в селе проходит «Праздник лодки», где в программе, помимо конкурса на лучшую лодку, есть довольно представительная Устьянская регата. И с каждым годом праздник собирает все больше участников и зрителей.
Несколько слов о реке. Река Кубена вытекает из Верхне-Кубенского озера, длина ее около 365 километров. У реки много притоков, самые крупные из которых — это Сямжена длиной 108 километров и река Сить длиной 85 километров.
Традиционно с давних времен Кубена использовалась для сплава леса, особенно интенсивно в 1930 — 1940-е годы. Грузовое и пассажирское судоходство было только в нижней части течения реки: в половодье — на 30 километров, в межень — на 4—5 километров от устья.
Помимо самой Кубены, для нужд лесосплава были задействованы и притоки реки с общей длиной сплавных путей около 350 километров.
Сплавом занимались преимущественно весной. Первые 10—15 дней половодья лес сплавляли плотами, а потом — молем, то есть россыпью. Но в некоторые годы сплав осуществлялся и осенью. При этом конечными пунктами сплава были железнодорожная станция Явеньга, Харовск и Кубенское озеро.
Площадь Кубенского озера летом около 370 кв. км, длина — около 58 км, ширина — от 2,5 до 13 км. Глубина средней части — 4,5—5 м, максимальная — 13 м.
Озеро имеет до 30 притоков, а истоком является только для одной реки Сухоны.
В 1834 году в 8 км от истока Сухоны в районе Шеры была построена бетонная плотина «Знаменитая» со шлюзом. Она помогает запасать весеннюю воду в озере. С окончанием навигации плотина открывается, а с началом весеннего половодья закрывается.
Кубенское озеро входит сразу в две водные системы — Северо-Двинскую и Волго-Балтийскую.
Посреди Кубенского озера, на маленьком каменистом островке стоит Спасо-Каменный монастырь, основанный в 1260 году. Сооружения XIII века до наших дней не дошли, не сохранилась и первая каменная постройка русского Севера — двуглавый собор 1481 года. На острове осталась только колокольня XVI века.
В 90-е годы XX века монастырь стал популярным туристическим местом. На Каменный остров потянулись не только религиозные паломники, но и простые туристы.
Возят группы вот на таких небольших катерах типа «Ярославец» и самодельных плавсредствах.
«Бриз» считается самым комфортабельным судном на побережье. Во всяком случае, так его позиционирует тур-фирма.
Недалеко от Устья-Кубенского в поселке Лесозавод работал деревообрабатьывающий завод, основанный еще задолго до Октябрьской Революции, — затем завод №42 «Красный экспортер», который после начала Финской войны и вплоть до 90-х годов XX века занимался изготовлением барж, катеров, дебаркадеров, деревянных лодок.
Отдельные фото сохранились в местном музее.
Добыча песка на Кубене.
Земснаряд «Кубенский-2», построен на ССРЗ им. Ульянова-Ленина в Чкаловске (ныне Чкаловская судоверфь), сдан 29 сентября 1980 года.
И приставка к земснаряду. Изначально сухогруз проекта 2760 типа СТ-700 постройки верфи VEB Schiffswerft «Edgar Andre» г. Магдебург.
Мастер Николай и его деревянные лодки.
Как рассказывает Николай, раньше лодки делали целиком деревянными, раз в месяц-два их необходимо было смолить. Вплоть до 80-х годов на берегу Кубены стояли общие бочки с битумом, можно было в любой момент развести костер и просмолить свое плавредство.
Поэтому днище из оцинкованного листа все-таки практичнее.
Строительство деревянных лодок для Николая — это скорее хобби и дополнительный заработок. В основное время он водитель скорой помощи. За сезон удается построить не более двух лодок, в основном, конечно, под установку 10-сильного мотора. Причем за его изделиями приезжают покупатели в том числе из Владимира, Ярославля, Санкт-Петербурга.
Лодки в селе есть практически у всей мужской части населения. В основном, конечно, советские «Казанки», «Днепры», «Крымы». Но встречаются и самодельные конструкции и более дорогие импортные
И обладатели «Казанок» с недоверием смотрят на приверженцев деревянных лодок. «Раньше строительство „деревяшек“ было оправдано тем, что „Казанки“ были в жутком дефиците. Сейчас купить серийную лодку проблем нет. А серийная — она всегда лучше самоделки», — такое мнение у противников «народного судостроения».
Но даже если противники правы, то это не отменяет значения «Праздника лодки» в Устье. Это как раз то «развитие внутреннего туризма», о котором не устоят говорить на всех уровнях власти. Только «развитие», которое идет от низов, живое, настоящее, с русской «жаждой жизни».
[Больше фото в галерее ниже]
Автор и редакция выражает благодарность Усть-Кубенскому районному краеведческому музею за предоставленные архивные фото и фото «Праздника лодки», мастеру-лодочнику Николаю за информацию по технологии строительства лодок, местным жителям за рассказы о жизни села.

































