реклама
Материалы из журнала
Материалы из журнала
Материалы из журнала "www.Коrаbеl.ru", опубликованные в печатной версии издания

ПСЗ «Янтарь» – как идет строительство траулеров?

0 1054 5 мин
30 марта на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» спустили на воду траулер-сейнер «Командор». Это второе из трех судов норвежского проекта SK-3101R, строящихся в Калининграде по заказу Рыболовецкого колхоза им. Ленина, что в Петропавловске-Камчатском. Головной траулер, «Ленинец», спущенный на воду в ноябре прошлого года, этой осенью должен быть передан заказчику. Летом планируют спустить на воду и третье судно, «Ударник». Строительство серии судов проекта SK-3101R началось в 2016 году и по условиям контракта завершится в 2019 году. Это первый случай за последние четверть века, когда российское предприятие заказало отечественной верфи постройку судов подобного типа. О том, как реализуется этот флагманский проект, рассказывает его руководитель Илья ПАНТЕЛЕЕВ.
– Что сейчас происходит на каждом из судов серии?

– Все три траулера-сейнера находятся в разной степени технической готовности. График строительства судов предусматривает сдачу первого в конце этого года, второго и третьего – в начале 2019 года. Первый из серии уже находится на достроечной набережной и на нем полным ходом идут трубомонтажные работы по общесудовым и специализированным системам судна, монтаж основного оборудования, сдача помещений на конструктивность и подготовительные работы к затяжке кабеля. Второе судно готовится к спуску на воду, который состоится 30 марта. На судно погружено основное оборудование, ведутся работы по монтажу пропульсивного комплекса, изоляции и окраске цистерн, монтажу фундаментов. Третье судно – на стадии стапельной сборки, корпус сформирован уже на 95 процентов, осуществляется монтаж фундаментов под основное оборудование в машинном отделении и подготовка к изоляционным и окрасочным работам. Все работы по строительству серии ведутся по согласованному с заказчиком графику строительства.

– ПСЗ «Янтарь» никогда не строил рыболовецкие суда. Какие новые компетенции приобретают сотрудники завода, осуществляя этот проект?
 
– Каждый новый гражданский заказ – это определенный интеллектуальный и технический вызов для любой верфи, а для нашей в особенности, ведь в последние годы мы занимались строительством военных кораблей и судов специального назначения. Работа на этих трех траулерах дала новые компетенции инженерам завода – им пришлось иметь дело с иностранным проектантом, с иностранным оборудованием, отдельно стоит отметить промысловый комплекс и систему хранения и транспортировки рыбы в трюмах с охлаждаемой морской водой. Непосредственно установка и наладка оборудования, изучение принципов работы и инструкций по эксплуатации – это набор компетенций, который мы приобретаем при строительстве рыболовного флота.

– Где будут проходить испытания этих судов?

– Судостроительный договор предусматривает проведение швартовных, ходовых испытаний в Калининграде, на Балтике. Испытания промыслового комплекса и системы хранения рыбы в трюмах с охлажденной водой будут проходить на Камчатке, в зонах промысла Рыболовецкого колхоза имени Ленина.

– Как в целом влияет выполнение этого заказа на положение дел на заводе?

– В целом диверсификация производства между гражданскими и военными заказами обязательна. Наличие гражданских заказов позволяет планомерно, а не циклично, распределить загрузку имеемых производственных мощностей и, соответственно, работников предприятия. Сейчас доля гражданской продукции в судостроительной программе завода составляет около 10 процентов. И мы стремимся к тому, чтобы отношение военной и гражданской продукции было 60 на 40 процентов.

– Какие проблемы приходится решать в процессе строительства этих траулеров?

– Я бы не называл это проблемами при строительстве судов. Это скорее переориентация на гражданский рынок. В первую очередь, свои сложности есть в работе с иностранным проектантом, в коммуникации между всеми заинтересованными сторонами, – скажем, потребовалось время, чтобы наладить работу и объяснить требования к виду и составу документации для строительства. Здесь ощущается разница подходов к строительству судов у нас и на иностранных верфях. Не обошли стороной и санкции: отдельным компаниям за рубежом пришлось перестраивать систему авансирования и перечисления платежей за поставку продукции, а кто-то и вообще отказался работать напрямую. А в целом опыт нашего завода в строительстве океанографических, исследовательских судов и военных кораблей, чья энергонасыщенность не уступает рыбодобывающим судам по технике, позволяет решать самые сложные задачи в процессе строительства.
ПСЗ «Янтарь» – как идет строительство траулеров? / "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО

– Что бы вы отметили в качестве наиболее значимых достижений, связанных со строительством серии?

– Самым значимым достижением считается то, что завод первым в России за многие годы начал строительство судов для рыболовецкой отрасли, дав старт и сигнал остальным: в РФ строить можно и нужно! Завод договорился с заказчиком по ценам, срокам и условиям строительства. Безусловно, здесь важную роль сыграло и подписание правительством РФ постановления по инвестиционным проектам (выделение квот под строительство). И теперь мы видим, что наши коллеги с Выборгского завода, «Северной верфи», «Адмиралтейских верфей» и ряда других заводов также начали строить рыбопромысловые суда. Надеюсь, принятые меры позволят рыбакам получить качественный и современный продукт за приемлемые деньги, а заводам – загрузить свои мощности не только на период действия данных постановлений, но и в будущем. – Что предпринимается на заводе для развития направления гражданского судостроения? – Это целый комплекс мероприятий, который, пожалуй, охватывает такие направления деятельности завода, как инженерный подход к проектированию – это обновление программного обеспечения, экономика строительства – гибкость и анализ накладных расходов при формировании калькуляции на строительство, руководство строительством – вводится проектное управление с контролем сроков и продвижению работ. Если описывать частные случаи, то для подготовки производства и выполнению работ на проекте SK-3101R завод приобрел и испытал купленное оборудование для пайки пластиковых труб большого диаметра, которое применяется для системы транспортировки и хранения рыбы в танках с охлажденной морской водой. Мы также приобрели аппараты для металлизации корпусных частей судна. На предприятии реализуется программа по модернизации производственных мощностей, которая предполагает покупку нового оборудования для машиностроительного, трубомонтажного и корпусного производств – это ведет к наиболее эффективной выработке, сокращению сроков и затрат на выполнение работ. Несомненно, опыт, получаемый при строительстве судов проекта SK-3101R, принесет пользу для предприятия и при реализации будущих проектов.

– Ожидается ли в этом или следующем году заключение новых контрактов на строительство гражданских судов?

– Основное внимание при поиске новых гражданских заказов сейчас уделяется российским рыбопромышленным компаниям. Это одно из приоритетных направлений развития нашего предприятия, и сейчас ведется работа с несколькими компаниями по возможности строительства гражданских судов. Благодаря наработкам, накопленным за последние восемь лет активной работы на этом рынке, и свободным в данный момент стапельным местам, «Янтарь» способен предложить проектирование и строительство под ключ полной линейки промысловых судов любого типа и размера, включая ярусные суда и краболовы. Не будет преувеличением сказать, что в лице «Янтаря» российский рыбак найдет терпеливого и опытного партнера, решающего много специфических проблем заказчика, возникающих при создании современного рыболовецкого судна. Благодаря доверию, сложившемуся за последние годы между заводом и многими рыбодобывающими компаниями, нам довелось принимать участие в разработке совершенно уникальных типов промысловых судов, которые никогда прежде не создавались не только в России, но и нигде в мире. «Янтарь» выступает проектным менеджером на любом этапе и помимо собственно строительства судна берет на себя поиск оптимального проекта или проектной компании, подбор основного оборудования, все согласования в надзорных органах. Более подробно наши предложения по обновлению российского рыболовного флота приведены на нашем сайте www.shipyard-yantar.ru

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
КЛАСС СУДНА КМ Ice3 AUT1 Fishing Vessel
ГАБАРИТНАЯ ДЛИНА 50,60 м
ДЛИНА МЕЖДУ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАМИ 43,88 м
ШИРИНА ПО НАРУЖНОЙ КРОМКЕ ШПАНГОУТОМ 12 м
ТАНКИ ХРАНЕНИЯ РЫБЫ, ОХЛАЖДАЕМЫЕ МОРСКОЙ 800 м3
ВОДОЙ ГЛАВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1 х 2210 кВт
ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОР 2 х 750 кВт
ВАЛОГЕНЕРАТОР 1 х 1090 кВт



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь