Для механизмов на судне после постройки проводится замер вибраций на соответствие нормам правил классификационных обществ, международных стандартов и нормам, указанных для механизмов в их формулярах. Корпус с конструктивом проходит такой же контроль уровней колебаний, начиная со стадии проектных испытаний моделей в опытных бассейнах при разных условиях, заканчивая исследованием колебаний на швартовных/ходовых испытаниях.

Судовые агрегаты с возвратно-поступательными механизмами являются источником постоянной вибрации. Без должного контроля и своевременной диагностики эти вибрации могут привести к серьезным последствиям для всего судна. Линейные колебания, генерируемые работающими механизмами, способны вступать в резонанс с корпусными конструкциями судна. Это приводит к постепенному разрушению целостности корпуса, ускорению износа крепежных элементов, повышению риска аварийных ситуаций и к общему сокращению срока службы судна.
Роль вибрационных демпферов (виброопор): специальные проставки, устанавливаемые между рамой агрегатов и судовым фундаментом, играют ключевую роль в защите судна от разрушительного воздействия вибрации. Эффективность гашения вибраций напрямую зависит от состояния самих упругих элементов виброопор.

Ниже описана работа наших специалистов с практическими случаями ощутимых опасных вибраций, источники которых выявляли по заявкам клиентов.
Так, практически на новом судне с четырьмя главными дизель-генераторами (ГДГ), для одного была выявлена "мягкая лапа" — это случай отрыва опоры либо уменьшения упругости элемента опоры. Результат такого монтажа проявлялся в увеличенных ощутимых вибрациях на выше и нижерасположенных от палубы установки ГДГ конструкциях судна. Но кто бы знал, что одна вибрационная опора была установлена меньшего типоразмера! Судну два года, из которых два года оно ходило с такой "болячкой", пока не было проведено замены этой виброопоры на необходимую. Теперь вибрации не ощущаются.
Следующий случай появления разрушительных вибраций судна в эксплуатации в районе дизельгенераторов. Судно на определенном режиме работы судна в эксплуатации начало сильно вибрировать корпусом в районе машинного отделения, что ощущалось судоэкипажем, как в машинном отделении (МО), так и на ходовом мосту судна. Результат замеров показал, что частоты колебаний максимальных амплитуд на ДГ совпадают с резонансными на корпусе. Судну 20 лет из которых около года назад начала ощущаться такая вибрация. После выявления источника вынужденных колебаний резонанса, был заменен комплект виброопор на всех ДГ; чрезмерная ощутимая вибрация корпуса прекратилась.

Лаборатория крутильных и линейных колебаний ИП Зайцев С.А. предлагает профессиональную диагностику вибрационных демпферов - виброопор.
Специалисты компании:
- выявляют причины и проводят анализ вибродемпфирующих свойств элементов;
- предоставляют рекомендации по устранению проблем.
Преимущества своевременной диагностики позволяет увеличить срок службы судового оборудования, снизить риск аварийных ситуаций, оптимизировать расходы на ремонт, обеспечить безопасность экипажа и груза.
Эту новость заканчиваем аргументированным утверждением со знанием дела: "Повысим безопасность судна, усилив контроль за вибрациями корпуса и механизмов судна".
