реклама

Правовой режим затонувших военных кораблей

0 294 3 мин
До 21 века ни один международный договор или конвенция не касались вопроса права собственности на военные корабли, которые были потоплены во время войны или погибли иным образом, оставив вопросы, которые в первую очередь должны решаться обычными нормами международного права.
Права на имущество, затонувшее во внутренних морских водах или в территориальном море, а также отношения, возникающие в связи с затонувшим имуществом, определяются законом прибрежного государства, в морских пространствах которого имущество затонуло. П.1 Статья 303 Конвенции ООН 1982 г. "Государства обязаны охранять археологические и исторические объекты, найденные в море, а также сотрудничать для этой цели".

Положения далеки от завершения и создают серьезные проблемы как для прибрежных государств, так и для государств флага, которые желают защитить места гибели военных кораблей и другие формы подводного культурного наследия.

Хотя вопросы защиты подводного культурного наследия были рассмотрены в Конвенции ЮНЕСКО 2001 г. об охране подводного культурного наследия, её положения охватывают только объекты затонувшие более 100 лет назад, а следовательно, все погибшие в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.) военные корабли и суда находятся за рамками объекта её правового регулирования. Таким образом, до момента более широкого признания Конвенции ЮНЕСКО 2001 г., вопросы защиты погибших военных кораблей во время Второй мировой войны могут регулироваться в морских пространствах с национальным и смешанным правовым режимах положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., а в международных, в т.ч. и законодательством (практикой) отдельных государств.

В общем случае правоотношения в области сохранения и защиты культурного наследия регулируются:
  • Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.   
  • Конвенция об охране подводного культурного наследия 2001 г.
  • Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.
  • Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государства и их собственности 2004 г.
  • Найробийская конвенция об удалении затонувших судов 2007 г.
  • В 2015 году 9-я комиссия Института международного права (IIL) завершила свою работу по правовому режиму затонувших военных кораблей и других государственных судов в международном праве за пределами национальной морской юрисдикции.

В Резолюции рассматриваются теоретические вопросы государственной собственности и суверенного иммунитета и признается, что затонувшие государственные суда защищены от юрисдикции любого другого государства, кроме государства флага.

1. Груз на борту затонувших государственных судов не подпадает под юрисдикцию любого государства , кроме государства флага.

2. Груз, принадлежащий государству флага, остается собственностью этого государства.

3. Груз, принадлежащий другим государствам, остается собственностью этих государств.

4. Затопление судна не влияет на имущественные права в отношении груза на борту.

Груз не может быть потревожен или удален без согласия государства флага.

Однако, он не фокусируется на практических вопросах, таких как юрисдикция прибрежных государств или государств флага. Кроме того, Резолюция применяет статус "подводного культурного наследия" к затонувшим кораблям, которые находились под водой более 100 лет (Конвенции ЮНЕСКО 2001 г. об охране подводного культурного наследия, её  положения охватывают только объекты затонувшие более 100 лет назад ) - таким образом, исключая затонувшие корабли времен Второй мировой войны, т.е. она не касается защиты таких мест затопления (гибели) военных кораблей. Резолюция также приняла ряд положений в статьях 7-10 в отношении затонувших военных кораблей в различных морских зонах. В отчете IIL сделан вывод о том, что практика государств ориентирована на признание суверенного иммунитета к затонувшим военным кораблям.

Однако утверждается, что этот иммунитет становится практически бесполезным, если государства не могут обеспечить соблюдение законодательной защиты за пределами территориального моря в случаях мародерства. Таким образом, затонувший военный корабль остается собственностью государства флага до тех пор, пока оно не откажется от своих прав на такой корабль.

Эта норма подтверждена практикой – в частности, российская сторона придерживалась данной позиции в случае с намерением Южной Корей поднять крейсер "Дмитрий Донской", затопленный его командой в 1905 г. в Японском море. Обычная норма международного гуманитарного права закреплена в п.1 ст. 34 Дополнительного протокола (Протокол I) 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., в частности, "Останки лиц, которые умерли по причинам, ….военных действий, и лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они умерли в результате военных действий, пользуются уважением, и места погребения всех таких лиц пользуются уважением…".

В соответствии с национальным законодательством погибшие суда отнесены к захоронениям погибших при защите Отечества. К ним относятся: места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами. (Закон РФ № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" 1993 г.) Беляков Владислав Асоциированный партнер Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин".

 
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости