реклама

Построить – построили, а спускать как?

Спуск судна (корабля) давно стал делом обыденным. Эта церемония обычно проходит торжественно, порой собирая до нескольких тысяч причастных к общему делу. Поздравляют строителей, желают всяческих благ заводу, крестная мать традиционно разбивает бутылку шампанского о борт... и тут происходит самое главное – судно отправляется в воду. Иногда с разгона, иногда медленно и методично. Об этом и поговорим.

Корабль готов – пора получить благословение

 

Некогда большие корабли спускали на воду, используя силу притяжения. Так называемый продольный или поперечный спуск – дело было по-настоящему ювелирное и требовало высокой инженерной подготовки. Возможно, именно поэтому вокруг такого непростого процесса возникло столько ритуалов, а порой и откровенно забавных историй.

 

Всем известный обряд "крещения" – древнейшая традиция, упоминания о которой находят еще в египетских папирусах. Суть его была проста – получить покровительство языческих богов. Добивались этого длительное время жертвоприношением людей. Одними из самых гуманных были Римляне – они расправлялись с пиратами. Позже, когда нравы людей смягчились, стали убивать животных. Наконец, спустя столетия пришли к тому, что благословение можно получить при помощи вина. В Англии в период с 1485 по 1603 гг. во время спуска королевский сановник выпивал вино из золотого кубка, а затем выбрасывал его за борт. Позже, когда корабли стали спускать намного чаще, такую традицию сочли расточительной и перешли на бутылки с вином. Во Франции их заменили бутылками с шампанским. Одновременно с разбиванием бутылки нарекали корабль.

На "Вымпеле" спустили на воду гидрографическое судно / Фото: пресс-служба ССЗ
На "Вымпеле" спустили на воду гидрографическое судно / Фото: пресс-служба ССЗ "Вымпел"

Интересно, что в Российской империи при спуске корабля устраивали торжественный молебен в присутствии высокопоставленных лиц, госчиновников или членов императорской семьи, а судно окропляли святой водой. Шампанское появилось только в советский период, а с 1991 г. судно или корабль и окропляют святой водой, и разбивают о его борт бутылку.

 

Известен ряд церемониальных казусов, произошедших во время крещения судна, и даже изменивших детали ритуала. Как известно, в Англии принцесса королевской крови случайно разбила бутылку не о нос корабля, а о голову одного из гостей. Тот не растерялся и подал на обидчицу в суд. В итоге английская королева выплатила пострадавшему щедрую компенсацию. С этих пор к бутылке прикрепляют шнур. Как-то раз корабль стал двигаться по слипу раньше времени, но крестная мать не растерялась и побежала с бутылкой в руках за крейсером, а потом прыгнула в воду, доплыла до него, исполнила свой долг. В 1853 г. при спуске клипера "Грейт Рипаблик" во время разбивания бутылки не было слышно хлопка, за что пресса освистала американского кораблестроителя Дональда Маккея за жадность: все догадались, что это было не шампанское. Однако истинной причиной отсутствия алкоголя оказались стапельные работники, успевшие распить священный напиток за час до церемонии, а после налившие туда речной воды.

 

Медленно, но верно

 

В Советском Союзе более широкое распространение получили передаточные плавучие доки, за рубежом в период с 1960 по 1970 гг. массово внедряли вертикальные судоподъемники на тросах. Основная причина такого выбора – увеличение грузоподъемности. Во всем мире к 2000 году было возведено более 220 вертикальных судоподъемных сооружений, которые на данный момент эксплуатируются в 66 странах. Есть подобные, конечно, и в России. При помощи схожего механизма (трансбордера), например, успешно спускают суда на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ), где корреспонденты Корабел.ру уже не первый год наблюдают, как тральщики медленно, на специальной платформе, ползут по слипу к воде, потом также медленно платформа погружается, а корабль остается на плаву. Кстати, эти мероприятия проходят по всем вышеописанным стандартам. Даже в дневное время в честь спуска судов на СНСЗ запускают салют. Длина спускового устройства позволяет строить суда длиной 100 м и грузоподъемностью 2700 тонн.

Фото: Корабел.ру
Тральщик спускают на воду, СНСЗ / Фото: Корабел.ру

Поперечный слип длиной 151 м с трансбордером грузоподъемностью 6000 тонн есть в распоряжении "Красного Сормова". Тут сегодня на отлично спускают RSD59, а также работают над краболовами. В видеосюжете ниже можете убедиться в этом лично. Спуск судна, как и положено для такого устройства, протекает медленно, но зато надежно.

 

 

Кстати, как думаете, почему за рубежом получили массовое распространение вертикальные судоподъемники?

 

Дело в том, что они отличаются компактностью, коротким технологическим циклом подъемно-спусковых операций, независимостью выполнения работ от колебаний уровня акватории, малыми эксплуатационными расходами, возможностью интенсификации сооружения, умеренными сроками его возведения. Тут можно было бы озвучить еще ряд технических плюсов, однако не везде и не всегда подобные устройства – удачное решение. Порой для работы с более серьезными судами требуются как будто бы забытые, но, на самом деле, незаменимые сухие доки. Отличный пример – ССК "Звезда", где сегодня строят танкеры-газовозы СПГ длиной 300 м, шириной 48,8 м, осадкой 11,7 м, а дедвейтом – 81 000 тонн. То есть не каждое судоподъемное сооружение сможет справиться с такой махиной. 

ССК "Звезда" / Фото: ССК
ССК "Звезда" / Фото: ССК "Звезда"

Кстати, все та же трансбордерная платформа на 4500 тонн используется на ПО АО "Севмаш", а также плавучий док грузоподъемностью 10 000 тонн. Длина стапель-палубы на заводе – 150 м, ширина – 29 м. Причина эксплуатации именно таких устройств очевидна – особенности заказов, над которыми работает предприятие.

 

Пример удачного использования слипа с судовозными тележками можно найти в компании "Борремфлот", где занимаются судоремонтом. Предприятие располагает слипом типа Г300 грузоподъемностью 3500 тонн, стапелем с общей протяженностью путей 1500 м. Когда мы были у них в гостях в январе 2021 г., все девять стапельных мест были заняты, а также десятое над лебедками и одиннадцатое внизу на косяках (чтобы узнать, о чем речь, переходи по ссылке). 


Но в данной статье наш интерес по поводу "Борремфлот" связан не с тем, как там мастерки ремонтируют суда, а с тем, как там мастерски их поднимают на берег. А, самое главное, быстро. И также быстро распределяют по стапельным местам.

Борремфлот / Фото: Никита Духник
Борремфлот / Фото: Никита Духник

Спуск судна, как по маслу

 

Однако порой без старого, доброго наклонного спускового устройства и нескольких тонн сала не обойтись. Сохранились такие сооружения и на российских судостроительных заводах, но для начала немного окунемся в теорию.

 

Принцип продольного спуска судна под действием силы тяжести понятен каждому корабелу, примечательно, что в процессе сбора информации, мы обнаружили описание этого метода в советском журнале 1934 г. "Техника – молодежи" (на заметку о популяризации инженерного дела). Что же там говорится? А говорится, что "спуск корабля – весьма серьезный момент", а спускать его носом – нежелательно. Почему (нашей студенческой читающей аудитории предлагаем сперва самостоятельно ответить на вопрос, а потом читать дальше)? Для профессионала не станет открытием, что при всплытии носа изгибается корма, что плохо сказывается на гребных валах, но когда-то этого не знали. При спуске кормой такого не происходит. Кроме того корма оказывает воде большее сопротивление, соответственно, судно (корабль) не так далеко уйдет от места спуска.

Спуск на воду ледокола проекта 22220 "Якутия" / Фото: Корабел.ру
Спуск на воду ледокола проекта 22220 "Якутия" / Фото: Корабел.ру

Чтоб все получилось, нужно соблюдать меры предосторожности. Малейшая заминка даже на 1-2 секунды может стоить жизни и судну, и людям. Как отмечают в журнале, "история кораблестроения знает немало случаев, когда при перекосе спускового устройства (один полоз пошел скорее или раньше другого) происходили столь серьезные аварии, что спуск задерживался на несколько месяцев. Иногда корпус корабля опрокидывался, тогда его нужно было разбирать совсем".

 

Спусковое устройство состоит из салазок, поддерживающих корпус корабля, и дорожек на наклонной поверхности стапеля, по которым скользят в воду полозья салазок с кораблем. Далее мы предлагаем вам посмотреть видеосюжет, снятый за неделю до спуска атомного ледокола проекта 22220 "Якутия". Как все уже поняли, именно на Балтийском заводе можно полюбоваться аутентичным способом спуска судов по наклонному стапелю 350 м длиной, который позволяет предприятию строить и спускать на воду суда дедвейтом до 100 000 тонн. Кстати, чтобы "Якутия" скользила, как положено, было использовано 2,5 тонны сала, при этом ни одно животное не пострадало.

В завершение экскурса по спусковым устройствам и для полноты картины отправимся в Новую Ладогу на судостроительный завод "РОСТР", где расположился единственный в России боковой слип неконтролируемого падения 80 метров шириной и 1250 тонн грузоподъемности. В ноябре 2022 г. завод порадовал всех зрелищным спуском траулера "Солигорск" проекта GM 3.02. Весь процесс от начала до конца можно было бы назвать торжеством инженерной мысли.

Спуск на воду судна проетка GM 3.02 "Солигорск" / Фото: МИЦ СПБ
Спуск на воду судна проетка GM 3.02 "Солигорск" / Фото: МИЦ СПБ

"Изначально мы хотели для остойчивости залить киль "Солигорска" бетоном, но в результате заполнили металлом: 60 тонн твердого балласта. Брали пластины обыкновенной, недорогой стали, вырезали и укладывали. Если бы переложили, качка была бы слишком стремительной, а если не доложили – перевернулся бы. На кадрах видно, что траулер упал на левый борт, "поймал" динамический крен в районе 50-ти градусов, потом восстановился на правый борт, при этом, благодаря килю и обводам, погасил качку так, что на правый борт угол крена не превышал конструктивной ватерлинии. Таким образом, сделав два неполных колебания, судно стало на ровный киль, что говорит о правильном инженерном балансе между качкой и остойчивостью", – генеральный директор "Морского инжинирингового центра СПб", Вадим Мищенко.

 

Вместо вывода

 

Совсем скоро выйдет журнал "Корабел.ру". В первом номере этого года мы поднимем ряд значимых тем, среди которых будет и тема докования судов. Поговорим подробно о сухих и плавучих доках, о том, что сегодня делается в России для развития докового хозяйства, и, конечно, представим некоторые статистические данные.

"Красное Сормово", ПАО
Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"Средне-Невский судостроительный завод", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 648-30-50, +7 (812) 648-30-51
"Судостроительный завод "Вымпел", ПАО
Рыбинск
+7 (4855) 20-23-00
"Судостроительный комплекс "Звезда", ООО
Большой Камень
+7(42335) 4-11-75, +7 (42335) 4-00-00
"Балтийский завод", АО Санкт-Петербург
+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Борремфлот", АО Октябрьский
+7(83159) 2-57-01 +7(83159) 2-57-02
"Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие", АО Северодвинск
+7 (818) 450-47-17
"Судостроительный завод "Ростр", ООО Санкт-Петербург
+7 (999) 528-65-93



Комментарии   4.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Букшев Анатолий Владимирович, 02.04.2023, 08:49Насчет "изгиба кормы" - поподробнее, пожалуйста
-0+
#Иванов Владимир Михайлович, 03.04.2023, 11:18Статья на уважаемом сайте вызвала некоторое недоумение:
-у автора путаются в голове трансбордеры и классические поперечные слипы, которые и на Средне -Невском и на Красном Сормове и в Бору; поперечные слипы были по всей России (Невский завод, Череповецкий,завод Бутякова, Тольятти, Астраханский 3 Интернационала, Пермь, Аркуль, Лименда, Архангельск, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, Усть -Кут), а трансбордеры для спуска никогда не использовались; также в СССР практически не было вертикальных судоподъёмников, если не считать таковым подъёмник на Красноярской ГЭС.
-"старые и забытые" сухие доки есть во всех развитых судостроительных странах и строятся новые и являются наиболее прогрессивными с точки зрения технологии постройки; при строительстве заводов в послевоенное время в СССР тоже делались сухие доки (Керчь,Николаев)
-почему самоходные суда спускаются с наклонных стапелей кормой, почитайте хотя бы Технологию судостроения (Мацкевича)
-на Балтийском заводе нельзя спустить судно спусковой массой 100000 тонн; нельзя путать спусковую массу и водоизмещение спускаемого судна далее...
-0+
#Виктория Корабеловна, 03.04.2023, 12:57-насчёт единственного в России бокового неконтролируемого спуска тоже неправда (С)мы говорим про то, что сейчас спускают за последние лет 10 хотя бы)
-0+
#Щеголихин Петр Владимирович, 03.04.2023, 14:13Уважаемый Владимир Михайлович, спасибо за комментарий. Понимаем, как важна точность формулировок. Трансбордеры всё-таки есть, https://snsz.ru/Moshnosti (тут, если только сам завод ошибается), http://krsormovo.nnov.ru/moshhnosti/sudomontazhnoe-proizvodstvo.html (тоже сам завод указывает).
 
Значимость сухих доков ни в коем случае не умаляется. Из чего готовится "сало" можно почерпнуть в видеосюжете. 
Свежие новости