реклама
Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

Подводная лодка-мишень проекта 690

0 1462 3 мин
Субмарина-мишень специального назначения, предназначенная для испытания новых образцов противолодочного вооружения.
ПЛ-мишень пр.690 ВМФ СССР, Севастополь, 1974 г. (фото из архива murzik, http://forums.airbase.ru).

Субмарина представляла собой лодку-мишень для испытательных стрельб новых образцов противолодочного оружия по натурной модели. Разработчик ЦКБ-112 (ныне нижегородское ЦКБ "Лазурит"). Длительное время являлась единственной в мире субмариной-мишенью специальной постройки.

Технический проект разработан в 1963 году, первая лодка серии сдана в 1967 году, последняя в 1970. Строились на 199-м заводе им. Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) в Комсомольске-на-Амуре.

По требования техзадания должна была выдерживать попадания инертных (т.е. не снаряженных взрывчатыми веществами) образцов противолодочного оружия: 533-мм торпед массой до 2,2 тонн на скорости до 50 узлов либо реактивных глубинных бомб РГБ-60 калибра 212 мм с массой 110 кг. Подобные задачи решались в истории подводного судостроения впервые.
 
Три лодки-мишени пр.690 Черноморского флота в Феодосии, 1994 г. (фото Виталия Костриченко)

Лодка двухкорпусная, выполнена с учетом результатов проекта "Енот-Г", реализовывавшегося в начале 1960-х годов (создание лодок-мишеней на базе серийных дизель-электрических субмарин проектов 613 и 633).

Основной задачей было обеспечить усиленную конструктивную защиту с погашением значительной кинетической энергии торпеды. В конструкции реализован принцип частичной независимости обоих корпусов (легкого и прочного) за счет отсутствия жестких конструктивных соединений между ними — связывающие стойки выполнены легко сминающимися.
 
ПЛ пр.690 С-310 или С-226 в Северном доке Севастополя, Черноморский флот, предположительно 1980-е годы. Хорошо видно оба торпедных аппарата (из архива Петрович-2, http://forums.airbase.ru)

Водоизмещение надводное/подводное 1910/2940. Длина корпуса около 70 метров, ширина около 9 метров.

Глубина погружения 300 метров. Наибольшая скорость под водой 18 узлов, над водой по разным данным 10−12 узлов. Энергоустановка по техзаданию унифицировалась с энергоустановкой ракетной дизель-электрической субмарины проекта 651. Экипаж по разным данным 33−34 человека. Лодка оснащалась всплывающей спасательной камерой многократного применения, вмещавшей трех человек.
 
ПЛ-мишень С-226 и ПЗС-50 в Севастополе, 2004 г. (фото - Виталия Костриченко)

Лодка вооружалась двумя торпедными аппаратами: одним калибра 533 мм (боезапас шесть торпед СЭТ-65, САЭТ-60 или 53−65К) и одним калибра 400 мм (боезапас четыре торпеды МГТ-1, СЭТ-40 или средства гидроакустического противодействия).

Всего было построено четыре лодки: С-368 (Тихоокеанский флот), С-226 (Черноморский флот), С-256 (Северный флот, с 1991 года Черноморский) и С-310 (Тихоокеанский флот, затем Черноморский). Все лодки ныне выведены из состава флота. Первый три утилизированы, С-310 в 2000 году была передана Украине, ныне находится в полузатопленном состоянии в Херсоне, где уже 15 лет решается вопрос о создании на ее базе музея.
 
ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР, 1980-е - начало 1990-х годов (фото - Г.Г. Кисилев).

В 1974 году С-310 модернизировалась с целью проведения испытаний противолодочных снарядов РПК-5 "Ливень", применяемых из установки РБУ-1000

С 1981 года планировалось построить принципиально новую лодку проекта 690 М, которая была бы способна выдерживать попадания более тяжелого противолодочного вооружения (торпед и ракето-торпед калибра 533 и 650 мм, в т. ч. таких как "Шквал", "Водопад" и "Ветер"). Опытные конструкции лодки были построены и испытана к 1984 году, однако до 1991 года строительство лодки не велось, а позднее было прекращено окончательно.
 
ПЛ-мишень С-310 пр.690 BRAVO ВМФ СССР на испытаниях (фото из архива Волка, http://tsushima.su).
"Амурский судостроительный завод", ПАО
Комсомольск-на-Амуре
+7 (4217) 57-34-83
"Центральное конструкторское бюро "Лазурит", АО Нижний Новгород
+7 (831) 273-84-00, +7 (831) 273-00-69



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости