Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Первое судно по собственному проекту: в Республике Марий Эл спустили земснаряд «Вскрышной-1»

0 65 5 мин
Купили проект земснаряда у РЦПКБ «Стапель» и сделали свой. Судоходная компания «Алтын Яр», занимающаяся добычей нерудных полезных ископаемых, в конце октября спустила на воду земснаряд для вскрытия отработанных месторождений. Первый опыт судостроения оказался успешным. Помощь в спуске оказала компания «Базис-Групп», обеспечившая доступ к мощностям Судостроительно-судоремонтного завода имени С. Н. Бутякова.
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
На спуске земснаряда
Спущен на воду земснаряд
Спущен на воду земснаряд
Спущен на воду земснаряд
Спущен на воду земснаряд
Земснаряд

Беседовала: Виктория Корабеловна
Подготовил текст: Петр Щеголихин

На спуске земснаряда "Вскрышной-1" / Фото: Корабел.Ру
На спуске земснаряда «Вскрышной-1» / Фото: Корабел. Ру

Вскрыть месторождение и найти полезное

Во-первых, обратим внимание на весьма интересное и в чем-то нестандартное название судна — «Вскрышной-1». Дело в особенностях его функционала. Когда добычной земснаряд «ДФ-5001» не может убрать верхние слои ила и глины с месторождения, так как ему мешают небольшие глубины в пойме рек, «в бой» должен вступать землесос по типу «Вскрышной-1», который как раз предназначен для подготовки пойменных месторождений под работы. Да и вообще, как отмечают в компании, экономически не выгодно добычному земснаряду с большой командой заниматься подобной работой. Это как на погрузчике ездить за хлебом.

Земснаряд "ДФ-5001" / Фото:
Добычный земснаряд «ДФ-5001» проекта RDB 66.09. Также у компании «Алтын Яр» в собственности ещё один добычный земснаряд «ПЗС-1» проекта 81390 с приставкой в виде сортировочно-обогатительного комплекса / Фото: «Алтын Яр»

Во-вторых, судоходная компания «Алтын Яр» действительно собственными силами строит судно, при этом смогла переработать проект такой серьезной организации как РЦПКБ «Стапель», что говорит только об одном — в организации сильный кадровый состав от конструкторов до рабочих специальностей. Кстати, переработанный проект к тому же был успешно одобрен в РКО, а это, как знает любой корабел, дело непростое.

На спуске земснаряда "Вскрышной-1" / Фото: Корабел.Ру
На спуске земснаряда «Вскрышной-1» / Фото: Корабел. Ру

Из болтового в сварной: как теперь устроен «Вскрышной-1»

«Мы купили проект готового разборного земснаряда и сделали его цельнокорпусным. Немного изменили системы под себя, электрооборудование, внесли важные конструктивные решения, чтобы судно было надежным и эффективным. Желаю нашему земснаряду безаварийной работы и хорошего экипажа. Надеюсь, что направление судостроения получит в компании дальнейшее развитие», — рассказывает директор ООО «Алтын Яр» Георгий Румянцев.

На спуске земснаряда "Вскрышной-1" / Фото: Корабел.Ру
Директор ООО «Алтын Яр» Георгий Румянцев / Фото: Корабел. Ру

А началось все с Эрнеста Румянцева, который сейчас занимает должность ведущего специалиста по судостроению. Отучившись в Корабелке, он вернулся в родные края и получил предложение основать в ООО «Алтын Яр» конструкторское бюро. Так и поступил. Поначалу работал над простыми вещами, такими как замена спасательного плота на земснаряде, а потом уже добрался и до перепроектирования судов. Именно благодаря его стараниям и стараниям команды под его началом появился «Вскрышной-1» в том виде, в котором мы его сейчас можем наблюдать.

На спуске земснаряда "Вскрышной-1" / Фото: Корабел.Ру
Ведущий специалист по судостроению ООО «Алтын Яр» Эрнест Румянцев / Фото: Корабел. Ру

«Перечислю основные изменения, внесенные в проект земснаряда. Увеличили толщину металла корпуса на 1 мм для большей износостойкости, при этом отказались от болтового соединения в пользу сварного, убрали межпалубные стыки; и таким образом, масса судна изменилась менее чем на 2%. Сделали выше кап (*надстройка на судне, закрывающая проем в палубе, например, над машинным отделением. — Прим. Ред.), чтобы легче было обслуживать главные двигатели. Цинковые протекторы установили на корпус для уменьшения коррозии», — объясняет ведущий специалист по судостроению ООО «Алтын Яр» Эрнест Румянцев.

Далее отметим ключевые особенности устройства земснаряда, несвязанные с перепроектированием.

Так как судно далеко от берега отходить не будет, а роль движительной системы выполняют папильонажные лебедки, при помощи которых, как на руках, и передвигается земснаряд, кают на «Вскрышном-1» не предусмотрено. Персонал проживает на берегу или на брандвахте.

На спуске земснаряда "Вскрышной-1" / Фото: Корабел.Ру
На спуске земснаряда «Вскрышной-1» / Фото: Корабел. Ру

Практически по центру корпуса расположена рубка управления, обеспечивающая широкий обзор на 360°; внизу надстройки установлен специальный иллюминатор, предназначенный для контроля работы всасывающего оборудования.

На спуске земснаряда "Вскрышной-1" / Фото: Корабел.Ру
Пульпопровод, прикрепленный к раме / Фото: Корабел. Ру

Пульпопровод прикреплен к раме и тросам, благодаря которым можно регулировать высоту его подъема и глубину погружения.

На спуске земснаряда "Вскрышной-1" / Фото: Корабел.Ру
На переднем плане пульпопровод / Фото: Корабел. Ру

На конце пульпопровода установлены специальные небольшие трубки — это система гидроразмыва. Нужна для того, чтобы разрыхлять грунт и упрощать его всасывание.

На спуске земснаряда "Вскрышной-1" / Фото: Корабел.Ру
«Вскрышной-1» ожидает спуска / Фото: Корабел. Ру

В кормовой части оборудован аварийный выход из машинного отделения, там же можно заметить иллюминаторы по периметру капа для обеспечения естественной освещенности, и три люковых закрытия. Первое для подъема дизель-генератора, второе для обслуживания главного двигателя, третье для грунтового насоса.

На спуске земснаряда "Вскрышной-1" / Фото: Корабел.Ру
На этой фотографии можно наблюдать буксировочные тумбы / Фото: Корабел. Ру

Также в корме расположены стационарные площадки для хранения якорей, а непосредственно на транце — буксировочные тумбы. Земснаряды, кстати, обычно буксируют кормой вперед, иначе судно может начать рыскать из стороны в сторону, что приведет к его повреждению.

Спущен на воду земснаряд "Вскрышной-1" / Фото: Корабел.Ру
Земснаряд «Вскрышной-1» после спуска на воду / Фото: Корабел. Ру

Технические характеристики судна «Вскрышной-1»:

  • Длина по КВЛ — 24 м;
  • Ширина по КВЛ — 7,5 м;
  • Высота борта — 2 м;
  • Габаритная длина — 37 м;
  • Осадка — около 1 м;
  • Экипаж судна — 2 чел.;
  • Глубина всасывания пульпопровода — 15 м.

«Самым сложным было доказать РКО, что судно после перепроектирования осталось таким же безопасным, каким было до. Приходилось подтверждать расчеты, обосновывать изменения. Но у нас отличное ПО, на котором мы проектируем, хорошие станки, грамотные рабочие, поэтому все получилось, как и было задумано», — продолжает ведущий специалист по судостроению ООО «Алтын Яр» Эрнест Румянцев.

Спустили земснаряд на воду и отправили на достройку

В завершение нашего краткого обзора «Вскрышного-1» добавим, что судно успешно было спущено на воду и отбуксировано на достроечную набережную. Бутылку шампанского о борт разбила крестная мать Ольга Кузьмина.

На спуске земснаряда
Ведущий специалист по судостроению ООО «Алтын Яр» Эрнест Румянцев / Фото: Корабел. Ру

«Желаю земснаряду стабильной работы и отсутствия происшествий. Это было волнительно. Первое судно все-таки. Больше всего переживал, чтобы разбилась бутылка, потому что за остальное уверенность есть», — делится впечатлениями ведущий специалист по судостроению ООО «Алтын Яр» Эрнест Румянцев.

На спуске земснаряда
Именно учредитель ООО «Алтын Яр» Александр Киндинов дал задание (и профинансировал) построить «Вскрышной-1». По его же инициативе был построен «ДФ-5001» / Фото: Корабел. Ру

«Скажу так про наше новое начинание: если есть желание, все можно построить, что мы и доказали на примере „Вскрышного-1“. Пусть у него будет длинная жизнь, а мы продолжим строить и другие суда», — подчеркивает учредитель ООО «Алтын Яр» Александр Киндинов.

На спуске земснаряда
На спуске земснаряда «Вскрышной-1» / Фото: Корабел. Ру

«По поводу спуска судна испытываю гордость и волнение. Желаю ему продуктивной работы и семь футов под килем. Но на самом деле самое сложное впереди — достройка», — рассказывает техник-конструктор ООО «Алтын Яр» Ильдар Мангушев.

На спуске земснаряда
Главный конструктор ООО «Алтын Яр» Павел Бухмин / Фото: Корабел. Ру

«Спуск — отлично, однако поздравлять пока рано. Вот как полностью достроим, так и можно праздновать. А это еще год напряженной работы для всех», — подытожил главный конструктор ООО «Алтын Яр» Павел Бухмин.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости