Беседовала: Виктория Корабеловна
Подготовил текст: Петр Щеголихин

Вскрыть месторождение и найти полезное
Во-первых, обратим внимание на весьма интересное и в чем-то нестандартное название судна — «Вскрышной-1». Дело в особенностях его функционала. Когда добычной земснаряд «ДФ-5001» не может убрать верхние слои ила и глины с месторождения, так как ему мешают небольшие глубины в пойме рек, «в бой» должен вступать землесос по типу «Вскрышной-1», который как раз предназначен для подготовки пойменных месторождений под работы. Да и вообще, как отмечают в компании, экономически не выгодно добычному земснаряду с большой командой заниматься подобной работой. Это как на погрузчике ездить за хлебом.

Во-вторых, судоходная компания «Алтын Яр» действительно собственными силами строит судно, при этом смогла переработать проект такой серьезной организации как РЦПКБ «Стапель», что говорит только об одном — в организации сильный кадровый состав от конструкторов до рабочих специальностей. Кстати, переработанный проект к тому же был успешно одобрен в РКО, а это, как знает любой корабел, дело непростое.

Из болтового в сварной: как теперь устроен «Вскрышной-1»
«Мы купили проект готового разборного земснаряда и сделали его цельнокорпусным. Немного изменили системы под себя, электрооборудование, внесли важные конструктивные решения, чтобы судно было надежным и эффективным. Желаю нашему земснаряду безаварийной работы и хорошего экипажа. Надеюсь, что направление судостроения получит в компании дальнейшее развитие», — рассказывает директор ООО «Алтын Яр» Георгий Румянцев.

А началось все с Эрнеста Румянцева, который сейчас занимает должность ведущего специалиста по судостроению. Отучившись в Корабелке, он вернулся в родные края и получил предложение основать в ООО «Алтын Яр» конструкторское бюро. Так и поступил. Поначалу работал над простыми вещами, такими как замена спасательного плота на земснаряде, а потом уже добрался и до перепроектирования судов. Именно благодаря его стараниям и стараниям команды под его началом появился «Вскрышной-1» в том виде, в котором мы его сейчас можем наблюдать.

«Перечислю основные изменения, внесенные в проект земснаряда. Увеличили толщину металла корпуса на 1 мм для большей износостойкости, при этом отказались от болтового соединения в пользу сварного, убрали межпалубные стыки; и таким образом, масса судна изменилась менее чем на 2%. Сделали выше кап (*надстройка на судне, закрывающая проем в палубе, например, над машинным отделением. — Прим. Ред.), чтобы легче было обслуживать главные двигатели. Цинковые протекторы установили на корпус для уменьшения коррозии», — объясняет ведущий специалист по судостроению ООО «Алтын Яр» Эрнест Румянцев.
Далее отметим ключевые особенности устройства земснаряда, несвязанные с перепроектированием.
Так как судно далеко от берега отходить не будет, а роль движительной системы выполняют папильонажные лебедки, при помощи которых, как на руках, и передвигается земснаряд, кают на «Вскрышном-1» не предусмотрено. Персонал проживает на берегу или на брандвахте.

Практически по центру корпуса расположена рубка управления, обеспечивающая широкий обзор на 360°; внизу надстройки установлен специальный иллюминатор, предназначенный для контроля работы всасывающего оборудования.

Пульпопровод прикреплен к раме и тросам, благодаря которым можно регулировать высоту его подъема и глубину погружения.

На конце пульпопровода установлены специальные небольшие трубки — это система гидроразмыва. Нужна для того, чтобы разрыхлять грунт и упрощать его всасывание.

В кормовой части оборудован аварийный выход из машинного отделения, там же можно заметить иллюминаторы по периметру капа для обеспечения естественной освещенности, и три люковых закрытия. Первое для подъема дизель-генератора, второе для обслуживания главного двигателя, третье для грунтового насоса.

Также в корме расположены стационарные площадки для хранения якорей, а непосредственно на транце — буксировочные тумбы. Земснаряды, кстати, обычно буксируют кормой вперед, иначе судно может начать рыскать из стороны в сторону, что приведет к его повреждению.

Технические характеристики судна «Вскрышной-1»:
- Длина по КВЛ — 24 м;
- Ширина по КВЛ — 7,5 м;
- Высота борта — 2 м;
- Габаритная длина — 37 м;
- Осадка — около 1 м;
- Экипаж судна — 2 чел.;
- Глубина всасывания пульпопровода — 15 м.
«Самым сложным было доказать РКО, что судно после перепроектирования осталось таким же безопасным, каким было до. Приходилось подтверждать расчеты, обосновывать изменения. Но у нас отличное ПО, на котором мы проектируем, хорошие станки, грамотные рабочие, поэтому все получилось, как и было задумано», — продолжает ведущий специалист по судостроению ООО «Алтын Яр» Эрнест Румянцев.
Спустили земснаряд на воду и отправили на достройку
В завершение нашего краткого обзора «Вскрышного-1» добавим, что судно успешно было спущено на воду и отбуксировано на достроечную набережную. Бутылку шампанского о борт разбила крестная мать Ольга Кузьмина.

«Желаю земснаряду стабильной работы и отсутствия происшествий. Это было волнительно. Первое судно все-таки. Больше всего переживал, чтобы разбилась бутылка, потому что за остальное уверенность есть», — делится впечатлениями ведущий специалист по судостроению ООО «Алтын Яр» Эрнест Румянцев.

«Скажу так про наше новое начинание: если есть желание, все можно построить, что мы и доказали на примере „Вскрышного-1“. Пусть у него будет длинная жизнь, а мы продолжим строить и другие суда», — подчеркивает учредитель ООО «Алтын Яр» Александр Киндинов.

«По поводу спуска судна испытываю гордость и волнение. Желаю ему продуктивной работы и семь футов под килем. Но на самом деле самое сложное впереди — достройка», — рассказывает техник-конструктор ООО «Алтын Яр» Ильдар Мангушев.

«Спуск — отлично, однако поздравлять пока рано. Вот как полностью достроим, так и можно праздновать. А это еще год напряженной работы для всех», — подытожил главный конструктор ООО «Алтын Яр» Павел Бухмин.







































