Остановить вандализм на флоте!

- A + КомментарииПрочитано 7321 раз   |
Сегодня часто приходится слышать, что все наши беды — это последствия "лихих девяностых". Представители разных отраслей промышленности и транспорта вполне логично заявляют, что тогда либералы разрушили страну, конкретные сферы хозяйства и теперь мы пожинаем их плоды. Отчасти, наверное, так, но почему-то приходится констатировать, что процесс разрушения не останавливается, а иногда приобретает просто вульгарный и устрашающий характер.
Не берусь судить о том, что происходит в гражданской авиации, на железнодорожном или любом другом виде транспорта, но мне, капитану пассажирского круизного флота, заставшему период расцвета речного транспорта в советские годы, просто не по себе, когда чуть не нормой становится уничтожение великолепных в недавнем прошлом теплоходов.
 
Автор статьи, капитан Николай Баженов / Корабел.ру

На сегодняшний день уже пятнадцать лайнеров пошли и продолжают идти на металлолом. Да-да: именно "лайнеров", начиная с головного судна проекта 588 т/х "Родина" ("Святая Русь"). Точнее, "Святая Русь" стала 15-м пассажирским речным теплоходом, утилизированным в 2018 году. У вполне конкретных "судовладельцев" поднялась рука на "Родину" и "Святую Русь" в одном лице. Не только специалисты, но и массовые любители речных путешествий знают, что по красоте архитектуры, мореходности и соответствию габаритам Единой глубоководной системы России пока ничего лучше не придумано!

Ранее на разборку были отправлены однотипные теплоходы "Князь Донской" и "Рылеев", а их "собрат" т/х "Г.В. Плеханов" недавно "приговорен" и ждет своей участи. Может, кто-то подумает, что конкретно эти суда из всей серии стали непригодными? Ничуть: всего три судна данной серии — "Родина", "Донской" и пока здравствующий "Крылов" — прошли через капитальный ремонт корпуса, позволивший почти без ограничений по высоте волны выходить в Ладогу и Онегу.

До недавнего времени у нас называли четырехпалубные теплоходы "современными речными круизниками", немного лукавя, так как строили их в 70-80-х годах прошлого столетия. Но поскольку потом вообще не строили пассажирский флот, эти суда считались наиболее пригодными для речного туризма. И вот в 2018 году пошел на разделку головной т/х пр. 92-016 "Валериан Куйбышев". Что, уж говорить о двухпалубных "Анне Ахматовой", "Короленко", "Князе Воронцове", "Нерее", "Композиторе Скрябине". В этот же список попали суда пр. 305 обанкротившегося Башкирского речного пароходства "Габдулла Тукай", "Салават Юлаев", "Герой Ю. Гагарин", "Герой А. Головачёв", "В. М. Зайцев", "Федор Кибальник", "Бригантина".
 
Река Волга / Корабел.ру

В 2011 г. я работал в СК "Русский Альянс", которая поначалу арендовала в БРП т/х "Ф. Кибальник", и при нашем участии судну был произведен капитальный ремонт корпуса с заменой внешней обшивки. Правда, не хватило денег у арендатора на ремонт надстройки и дооборудования; таким образом теплоход с прекрасным корпусом, принятый регистром, был фактически брошен, а наш "арендатор" взял "Головачёва", на котором я был капитаном в 2012 г. Могу с уверенностью сказать, что т/х "Герой А. Головачёв" не только полностью соответствовал требованиям Речного регистра, но и по комфортабельности не уступал переоборудованным судам. Приблизительно то же могут сказать про свои корабли капитаны вышеупомянутых судов.

Что же получается, мы становимся свидетелями и в некотором смысле участниками разрушительной волны вандализма? "Участниками" потому, что не делаем ничего для спасения обреченных на утилизацию теплоходов! Многие речники-ветераны до сих пор переживают, что не смогли ничего сделать для спасения великолепных волжских пароходов "Спартак", "Володарский", "Память Азина" и других. Буквально, лили слезы. Да, тогда были "девяностые" со своими правилами или, точнее, понятиями. Далекие от флота и недалекие по сути люди скупали за бесценок флот, потом — практически всю отрасль, затем, не понимая основ эксплуатации, брались за незнакомое дело и проваливали его.

А что изменилось сегодня? и в какую сторону? Представляю реакцию наших "предпринимателей" на эту статью: "Ну, что нам эмоции капитана, когда экономика диктует свои условия?" Дескать, при существенном повышении цен на топливо становится невыгодным эксплуатировать флот и гораздо рентабельнее сдать суда на металлолом!
Возразить можно довольно аргументировано: квалифицированные специалисты речного транспорта не только в вузах изучали экономику, но и на собственном многолетнем опыте познавали, как она действует на практике, в отличие от пришедших невесть откуда "менеджеров" с завышенной самооценкой и без элементарного знания предмета, не говоря уже о любви... А если нет любви, опыта и квалификации, надо слушать советы авторитетов отрасли.
 
Волга / "Росморречфлот"

Сравнительно недавно на канале РБК была передача о перспективах круизного флота. Там, в противовес расплывчатым суждениями руководителей судоходных компаний, четко высказался генеральный директор ведущего института отрасли Гипроречтранса В.В. Рудомёткин, отметив, что без участия государства в виде дотаций, как это осуществляется по другим транспортным отраслям, вряд ли стоит надеяться на сдвиги. Парадокс в том, что наиболее экономичный вид транспорта России при самой развитой в мире речной сети находится в загнанном состоянии, а судовладельцы, вместо того, чтобы на разных уровнях добиваться государственной поддержки, склонны к "плачу Ярославны" по поводу цен на соляру или, того хуже, решаются резать курицу, несущую золотые яйца!

Сегодня многих коренных речников волнует главный вопрос — как остановить процесс гибели флота, который по сути напоминает не только девяностые, но даже двадцатые и последующие годы, когда под предлогом борьбы с религией уничтожались памятники старины и архитектуры, являвшиеся гордостью, достоянием нашей страны. И что толку от грядущих сокрушений по поводу уничтожения Храма Христа Спасителя в 1931 г., парохода "Спартак" в 1993 г., теплохода "Родина" ("Святая Русь") в 2018 году, если по сути мы с незавидной периодичностью встаем на те же грабли!

Тех, кого уже порезали, не вернешь... Но остаются суда, которые можно и нужно спасти! Таких немало. Позволю себе акцентировать внимание на т/х "Федор Абрамов", на котором мне довелось быть капитаном, а потому судьба его мне, как многим членам экипажа и многочисленным туристам, небезразлична!
 
Судно "Федор Абрамов" / Корабел.ру

С историей этого, по сути, уникального судна можно ознакомиться на официальном сайте теплохода, на самых разных "круизных" сайтах; последнее время судьба корабля активно обсуждается на форумах в группах "Энциклопедии речного транспорта" в "Фейсбуке" и других соцсетях. В сжатом виде "история болезни" такова. Построенный в 1962 г. в Венгрии т/х "Неман" (с 1990 г. "Федор Абрамов"), пр. 305, успешно работал на Северной Двине. В 1995 г. был выведен из эксплуатации и находился на отстое в Лимендском затоне г. Котлас, где его сумели сохранить в первозданном виде и не разворовали, как это происходит в большинстве подобных ситуаций.

В 2008 г. его выкупили некие московские "бизнесмены", не имея никакого понятия об эксплуатации флота, скорее — на перепродажу. Однако, поскольку покупателей за желаемую сумму не нашлось, пришлось искать арендаторов. Теплоход "пошел по рукам"; каждый новый арендатор пытался на нем заработать, практически не вкладывая средств. При этом нам удалось подобрать прекрасный экипаж, работа которого вызывала многочисленные положительные отзывы туристов Поволжья. Во многом благодаря доброй славе команды, первые годы обеспечивалась загрузка, но уже в 2011 г. экономика победила, костяк экипажа перешел со мной в "Русский Альянс", т/х "Ф. Абрамов" уже в июне встал на "холодный отстой", а текущая навигация, как и следующая, для судна была сорвана.

Судьба вновь объединила нас в 2013 г. уже под флагом того же "Русского Альянса". С задором и азартом поднимали ребята и девчонки любимый теплоход, вновь нас радостно встречали знакомые туристы, но "владелец фирмы" М. Васильев, видимо, в знак благодарности (?) перестал платить зарплату с середины навигации, потом не хватало денег на топливо и береговое обслуживание... В итоге т/х "Федор Абрамов" с сентября 2013 г. по настоящее время сиротливо стоит в затоне Ярославского порта в ожидании своей участи.

Причина — на поверхности. Как говорил мой старпом: "Хороший пароход дуракам достался!" Предлагали владельцу разные варианты, однако, наиболее экономичным, как объяснили ему его консультанты, оказался длительный отстой. А потому наиболее реальная перспектива — язвенная коррозия корпуса и — на металлолом... Это такого красавца, где сохранился не просто внутренний интерьер, а, пожалуй, убранство, которым украшали пассажирские пароходы и теплоходы в прошлом веке! А машинно-котельное отделение! Фильмы бы там снимать о Волге, Северной Двине и их флоте!
 
Теплоход "Федор Абрамов" / Корабел.ру

Дискуссии по поводу спасения т/х "Федор Абрамов" уже не первый день ведутся на разных форумах. Вместе с ветераном Северного речного пароходства В.Н. Марковым мы предлагали администрации Архангельской области, а также заинтересованным лицам выкупить теплоход и вернуть его в родную гавань к 100-летию писателя северянина Ф.А. Абрамова в 2020 году.

Сейчас короткими рейсами от Архангельска ходит исторический пароход "Н.В. Гоголь". Его маршруты пользуются популярностью не только у местных жителей, но и у московских туристов. Загрузка полная весь навигационный период. Вот, бы "в паре" им поработать! Наверняка, предприимчивые и не чуждые флоту люди задумаются, что дело-то выгодное: юбилей писателя, губернатор открывает навигацию на борту теплохода, носящего имя юбиляра, радио и ТВ ведут прямые репортажи, а там и популярность судна резко увеличивается, что вызывает последующий спрос...

Но пока это мечты, так как реальный покупатель себя еще не обозначил. Так же, как пока, наверняка, многие капитаны, механики, речники различных специальностей и рангов и просто неравнодушные люди, с любовью относящиеся к речному транспорту, думают, как спасти "белые пароходы", над которыми занесен топор невежд-вандалов.
 
Николай Баженов
Поделиться новостью
"Русский Альянс", СК ООО Россия, Ярославль+7(4852)58-52-56
"Башкирское речное пароходство", ОАО Россия, Уфа+7(347)229-32-50

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   22.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
--1+
#Морозов Вадим Александрович, 08.02.2019, 13:18Одни "сопли"! Экономика всегда на первом месте ,как за 3-4 месяца работы в году сделать рентабельным старый пассажирский пароход и даже "холодный отстой"сосет деньги .а сколько стоят ремонты ? капитальный ремонт корпуса стоит на пассажирском тх  "бешеных"денег,   для поддержание интерьера на должном уровне  -где взять специалистов ,бизнесмены ,которые берутся за эксплуатацию этих судов ,можно назвать непрофессионалами из-за того ,что они не понимают куда влазят и каких затрат это будет стоить ,да нас них "молиться "надо экипажам этих судов ,что еще есть такие.
-2+
#Баженов Николай Николаевич, 08.02.2019, 21:07Вот те раз! При Вассе Железновой, Сталине и Брежневе флот был выгоден, а при современных "продвинутых" частниках стал не выгодным? Земля, что ли раскрутилась в другую сторону..., или "мозги" не те включились? Нет, на таких не "молиться" надо, а избавляться как от проф.непригодных! Что касается судовых экипажей, то они были и будут востребованы!
-2+
#Макеева Марина Альбертовна, 11.02.2019, 14:20В Крыму во  время антиалкогольной компании были вырублены Коллекционные сорта Винограда над которыми учёный П. Голодрига работал всё свою жизнь, сейчас слёзы и сопли льют , что бы вновь поднять виноградную лозу надо годы, и годы.  То же  происходит сейчас  с флотом , когда весь флот ургобят , тогда вспомнят  был мол у нас мощный речной флот, а сейчас одно мокрое место, вот и всё рассуждения!
-4+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 08.02.2019, 13:45В условиях низких доходов населения вне столиц и крайнего дефицита дорог на большей части РФ, существование речного пассажирского флота является социальной необходимостью. Как известно, и при советской власти пассажирский флот дотировался, того же необходимо добиваться и сегодня.
-0+
#Морозов Вадим Александрович, 08.02.2019, 14:57Ещё две "Кометы" построит завод "Вымпел" за 1,1 млрд рублей.
-3+
#Галузо Сергей, 08.02.2019, 20:14Пассажирский флот необходимо датировать,а грузовой всегда сам себя обрабатывал и приносил прибыль.И как помнится из экономики водного транспорта был экономичнее автомобильного и железнодорожного.Топливо дорогое ,так кто умышленно взвинтил на него цены.Топливо реально стоит на порядок меньше.Горько и обидно,что губят водный транспорт.И это при такой разветвленной системе судоходных путей.Сдают на металлолом суда,специалистов оставляют без работы.И самое обидное,что речников никто не слышит.Неужели наверху не осталось адекватных и здравомыслящих людей.Прекратите уничтожать флот.Потом опомнитесь,да будет поздно.
-0+
#Виктор Николаевич, 08.02.2019, 22:28Кроме "соплей" и протянутой руки конкретные предложения есть?
-2+
#Юрченко Павел Юрьевич, 08.02.2019, 23:58Как участник той самой передачи на РБК по перспективам круизного флота, хочу заметить, что пассажирский флот БРП был порезан вовсе не из-за экономической неэффективности. Это итог целевого банкротства госкомпании. В остальном полностью согласен со словами В.В. Рудометкина.
--3+
#Морозов Вадим Александрович, 09.02.2019, 15:10При Вассе Железновой флот был рентабелен из-за того что не было развит наземный транспорт автодорожный и железнодорожный и воздушный . Почему овощи перестали возить речным транспортом .потому что появились более менее нормальные дороги и грузоподьемный и скоростной автотранспорт ,который в разы эффективнее .Почему умерли пассажирские перевозки ,да просто появились дороги и легче и рентабельней пустить автобус в десятки раз дешевле ,появился воздушный транспорт и это мировая тенденция .Почему отмирает паромные сообщения как только появляются мосты или тунели ,тунель через Ла Манш или через Босфор в разы уменьшил паромное сообщение. И самое главное погода , наша зима, семь месяцев ,как минимум ,флот стоит и "сосет -разоряет" собственника ,а где работать экипажам судов из чего им платить зарплату?  Хотелось бы увидеть в дискуссии не только эмоции ничем не подкрепленные , а показать как реально кто то эффективно управлял успешно 60-40 летним пассажирским флотом и капитанам советую иногда , далее...
-3+
#Баженов Николай Николаевич, 09.02.2019, 16:01Опасен или не опасен для эксплуатации 40-летний флот решают Регистр и судовладелец. Успешные компании, такие как ГАМА, Инфофлот, Ортодокс, не говоря о гигантах, типа "Водоходъ" и МТФ, умеют безопасно эксплуатировать суда почтенного возраста. Любой капитан, старпом, боцман, механик... постоянно, а не пару раз за ремонт, следят за состоянием корпуса и надстройки. А по сему, совет Ваш неуместен! При Вассе и в советский период на пассажирском флоте не только добирались от пункта А к пункту Б, а ОТДЫХАЛИ, это всегда был излюбленный отдых, который ни один автобус или вагон сегодня предоставить не сможет! Тогда умели денежку считать..., и работать тоже умели! Поэтому говорить, что автомобиль заменил пароход, всё равно что "оглобля заменила парус". Кстати, в большинстве европейских стран перевозки (в т.ч. овощей) фурами более, чем на 100 км, облагаются весьма ощутимыми налогами и от них практический отказались; в то же время речные развиваются при том, что у них внутренние водные пути куда скр далее...
--3+
#Морозов Вадим Александрович, 09.02.2019, 16:53Я еще раз советую хотя бы один раз пролезть корпусные конструкции  ,поднять настил в каютах экипажа ,которые в корпусе ,осмотреть набор в районе сальника гребного вала,танки фекальных вод ,помещения хранения замороженых и охлажденных продуктов , посмотреть сохранность стальных переборок в санитарных помещениях ,в туалетах ,душевых , ну не может там металл сохраниться за пол века ,а если все ремонтировать,надо удалять изоляцию .зашивку и потом все это сделать обратно -красиво и не 2-3 метра ,а десятками метров , .тогда легче новый построить . Пассажирский тх невозможно отремонтировать ,много мест к которым просто нет доступа или это будет очень дорого стоить  . Вот как только климат смениться и будет круглогодичная эксплуатация речного транспорта ,как в Европе и США ,тогда и массово придут инвестиции от частного бизнеса . А большегрузные автомобили реально заменили и заменяют и жд транспорт.
 Отдых на борту тх очень на любителя , требует комплексного подхода в организации ,содержания большего кол-ва дополнит .инфраструктуры и все это на три месяца лета ,а дальше кто это будет содержать ,сторожить .обслуживать. далее...
-2+
#Баженов Николай Николаевич, 10.02.2019, 02:20Уважаемый Вадим Александрович! При всей остроте поднятой темы не хотелось бы вдаваться в детали, но, уверяю Вас, что заблуждаетесь! Под "настилом" Вы имеете ввиду слани? Так, их постоянно, "хотя бы один раз" В СУТКИ поднимаем в кубрике команды, в твиндеке, в провизионках (то, что Вы именуете "помещением для хранения продуктов") и, разумеется, над валовой линией
. Каждый капитан и не только... знает, в каком состоянии корпус в районе хлораторных и азонаторных..., и более того: не обижайте инспекторов Регистра, которые доберутся куда угодно, а современными средствами замера толщины внешней обшивки и набора корпуса можно точно выявить реальную картину. Представьте себе, что во время кап.ремонта т/х "ХХI съезд КПСС", "Н.Крупская" и др. разбирали всё полностью от киля до клотика. Там, где у них пропал металл, искали изъяны на однотипных судах, находили, разбирали и устраняли. Возможно, Вы не совсем внимательно прочитали статью, где я писал, что т/х "Родина" и "Донской" прошли усиленны далее...
--1+
#Андреева Наталья, 10.02.2019, 01:12В СССР это все было, и зима 7 месяцев, и зимний отстой, и навигацию открывали в апреле, а заканчивали в ноябре. Почему?  Потому что была поддержка от государства, точно флот был государственный. Да и управленцы были профессионалы флота. Не надо сейчас писать про экономику и про эмоции. Первое, что  пришли на флот люди не понимающие в этом вопросе ни чего,  не имеющие должных знаний,  не умеющие свои знания по экономике применить по отношению к речному флоту. Ни раз мне приходилось слышать от спецов флота, что новые люди, менеджеры, не хотят слушать профессионалов проработавших в отрасли ни год и не два. Это проблема. А второе, да, экономика, но при грамонтном менеджмента эту проблему решить можно и это реально сделать. Только вот слушать профессионалов ни кто не хочет. И, конечно, так как нет поддержки от государства, все идет по кругу. Правильно сказал В. В. Рудометкин, пока государство не обратит внимание на флот, так оно и будет. И я верю боль далее...
--2+
#Морозов Вадим Александрович, 10.02.2019, 11:31В 2018 году провел на ремонтах своих судов ,правда не в России, более 9 месяцев и параллельно вел ремонты иногда на 2х судах , на грузовых старых судах невозможно все сделать ,остаются скрытые дефекты , приходилось ремонтировать реф судно .банановозы и конечно же всегда оставались дефекты ,можно сказать не совсем серьезные для грузового тх ,ну будет порча груза или на крайней случай пожар , но экипаж обычно обучен ,но любая проблема на пассажирском тх ,например из=за старой проводки или старой системы осушения отсеков и др. может привести к большой трагедии .Пока нет условий для развития речного пассажирского флота. В Сормове строят новый проект ,но его планируют использовать зимой в Каспийском море , но не понятно как будет рентабельность. И еще раз скажу про уважение тем бизнесменам ,которые вкладывают в кап.ремонт старых пассажирских судов ,это больше благотворительность . а кто хочет заработать можно назвать глупостью. Мы река-море флот новый пока не покупаем .потому что многие обо далее...
-2+
#Андреева Наталья, 10.02.2019, 12:43Мне не нравится тенденция "до основания разрушить, а затем..., или зачем?". Надо строить флот для реки,  а не "не река-не море", который под большим сомнением. А для Оки, Белой и сибирских рек нет ничего. Нельзя уничтожать прекрасные пропкты не имея аналогов.  Про бизнесменов скажу так, они тоже разные, есть которые хотят заработать, таких, лично я встречаю, а есть действительно больше благотворители, но их мало. Но и благотворительность бывает разная.
-3+
#Андреева Наталья, 10.02.2019, 12:44Спасибо за статью Н. Н. Баженову ща статью, поднялось интересное обсуждение и в большинстве статья получает поддержку. Это приятно.
--2+
#Морозов Вадим Александрович, 10.02.2019, 13:49Пока мы будем жить эмоциями ,  уровень жизни мы в нашей стране не поднимем . матрос на как Вы сказали "река не море" получает 1000-1200 долларов ,повар 1300 долларов (70% из них женщины) , это не очень большие деньги , но в России на них можно жить и как то брать ипотеку и др. и это от прибыли без дотаций  . 
 Кто развалил СССР ,я считаю в первую очередь неоправданные затраты на Армию и флот , военные тратили деньги без  контрольно , фактов много ,но это другая глобальная тема для обсуждения и не для "Корабела" . При обсуждении обьемов модернизации или ремонтов , я для урезания "апетитов " в расходовании денег , произношу фразу- аргумент "легко быть щедрым за хозяйские деньги" в Вашем случае я скажу "легко быть щедрым и умным за государственные (народные) деньги , а давайте настроим суда и расставим по берегам и будем любоваться или просто они будут еще и ходить  куда то. 
-2+
#Макеева Марина Альбертовна, 11.02.2019, 14:36То что было, и то сохранить не можем, раздали флот  "богатым"неучам,  теперь и пожинаем плоды  их бурной деятельности..
-0+
#Hyzin Lenar, 11.02.2019, 15:24Имел честь работать в Бельском речном пароходстве начальником ЭРНК в 2001-02 годах. В те годы пароходство развивалось, модернизировалась, закупалось - сам ездил за новыми РЛС-ми в радиозавод  г.Энгельса, рст "Гранит", на все радиооборудования были получены разрешения речного регистра - это я пишу чисто по своей линии работы. Также знал от главного механика, с кем были рабочие и дружеские отношения - постоянно закупались запчасти для двигателей, каждый год все пассажирские проходили плановые ремонты - жизнь кипела. Доход БРП был от перевозок грузов, продажи песка, гравия и за счет этого покрывались пассажирские перевозки. Как из пароходства "ушли" начальника Мингазова, пошел трындец. Новый гендиректор превым делом сменил название пароходства с "Бельского речного пароходства" на "Башкирское речное пароходство" и  привел БРП к банкротству, распродаже за копейки весь флот.
-0+
#Маринченко Виталий, 11.02.2019, 16:30Вы не правы, "Спартак" и "Володарский" были сожжены в Аксайском затоне в начале 2000-х, затем разрезаны на металлолом. Мой отец работа в те времена вахтенным в караване, где они стояли , я часто бывал у него на работе и облазил эти уникальные пароходы от трюма до ходовой рубки. Даже разграбленные они были потрясающе красивы.
-0+
#Маринченко Виталий, 11.02.2019, 16:36http://civility.ru/wp-content/uploads/2011/10/Spartak.jpg
http://forum.citywalls.max-4.ru/image66-68044.jpg?mt=1405709756
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович, 12.02.2019, 11:49Всем форумчанам доброго времени суток!
Каждый в этой дискуссии по-своему прав. Но я скажу так в СССР была своя система экономики которая не учитывала фактических затрат ресурсов. Поясню что хотел сказать. Если надо обеспечить в каком-либо регионе транспортную инфраструктуру так туда и бегали теплоходы (в том числе и СПК и т.п.). И никто не считал рентабельность, прирост капитала т.п. Это особенность плановой экономики (прибыль условность). Это была задача государства дать развитие определенным территориям. Сейчас все решает прибыль. Речной транспорт это один из видов транспорта. И если есть транспортная доступность которая обеспечена другими видами транспорта то тут ничего особенного нет. Теплоход вообще штука не из дешевых. А вот то что касается грузового флота то тут конечно надо работать. И поддержка государства должна быть. Но это не говорит что надо присосаться к гос. груди и тянуть оттуда.

Предыдущая новость