реклама

Новый порт и завод — далекоидущие планы Башкортостана

0 10291 8 мин
Многие эксперты признают, что морской транспорт сегодня является наиболее безопасным и экономически выгодным с точки зрения грузоотправителей. Поэтому сегодня, наравне с проблемой развития судостроения, в нашей стране стараются развивать портовую инфраструктуру, чтобы обеспечить судоходные пути не просто перевалочными пунктами, но и комплексом всех необходимых производств. Один из таких грузовых портов должен появиться в городе Агидель Республики Башкортостан. Но кроме этого на его территории будет построен и современный судостроительно-судоремонтный завод. Оба этих предприятия должны в будущем стать одной из опорных точек промышленности региона. Мы решили узнать о том, как продвигается работа по этим проектам, и что из себя будут представлять новые предприятия.

Проект создания в городе Агидель речного порта появился еще в 2006 году. Тогда он подразумевался как региональный с грузооборотом в 4 млн т в год. Предполагалось, что он будет специализироваться в основном на нерудных и стройматериалах. Спустя четыре года возникла идея создания там же базы для отстоя флота БРП.

Как рассказал нам Павел Юрьевич Юрченко, директор "Башкирского пароходства", который сегодня курирует проект по строительству грузового порта и ССЗ, летом прошлого года компании ООО "Научно-Производственная Компания "Вымпел", предложили дать рекомендации относительно перспектив развития многопрофильного комплекса, расположенного на территории города в целом. В июле 2013 года концепция была предложена Павлом Юрьевичем президенту Башкортостана Рустэму Хамитову на выездном совещании правительства республики в Агидели. К проекту порта добавился и проект нового судостроительно-судоремонтного завода.

Буквально сразу после этого Павел Юрченко был назначен на пост генерального директора ООО "Судоремонтно-судостроительный завод" в Уфе, а в декабре еще и гендиректором ОАО "Башкирское пароходство". Сегодня руководитель двух предприятий республики совместно с экспертами занимается реализацией масштабного и экономически важного проекта — на обновленный порт и мощный ССЗ возлагают большие надежды в регионе.

Естественно, что в республике надеются не только на то, что новый комплекс поможет восстановить уже существующую частично портовую инфраструктуру и развить транспортный коридор через стратегический Уральский меридиан, но и что в городе Агидель возрастет занятость населения, а также увеличатся налоговые поступления в региональный и федеральный бюджеты.


Особенности портового комплекса в городе Агидель
Планируется, что на территории агидельского речного порта, будут располагаться многочисленные терминалы, которые по своему оснащению не будут уступать подобным в других портовых хозяйствах.

В общем, исходя из официальных данных, грузовой речной порт "Агидель" способен принимать суда типа "река-море", водоизмещением до 10 тыс. тонн. Территория грузового речного порта размещена в 175 км от Уфы. Площадка строительства расположена на правом берегу устьевой части реки Белой и примыкает к территории Стройбазы №1 Промышленно-строительной базы Башкирской АЭС.

Проектная мощность грузового речного порта составляет 3,64 млн тонн грузов в навигацию. В частности, на долю сухогрузного терминала, который готов на 20%, будет приходиться 2 млн т. Также портовый комплекс подразумевает наличие наливных терминалов для темных и светлых нефтепродуктов. Первый с хранилищем 10 000 м3 уже существует. Его мощность составляет 0,54 млн т. Возможно, что в будущем этот показатель дорастет до отметки в 1 млн т. Планируется, что емкостный парк терминала для темных нефтепродуктов увеличится в последствии до 50 000 м3. Точно такую же вместимость должен иметь и терминал для светлых нефтепродуктов, который будет использоваться, в том числе, для хранения и перевалки продукции мини НПЗ. По последним данным, его мощность составит 1,1 млн т. Пока он существует только в проекте, но его строительство возможно на базе имеющейся инфраструктуры наливного терминала темных нефтепродуктов.

Кроме этого, в проекте указано, что портовый комплекс будет также включать: контейнерный терминал; терминалы насыпных грузов, металлопроката, продуктов нефтехимии, серы и соды в бигбегах и минеральных удобрений; металлобазу; гравийно-сортировочный узел; 3 терминала штучных грузов, лесной и зерновой порты; деревообрабатывающий комбинат; мукомольный и комбикормовый заводы; заводы биопластиков и биоэтанола.

В состав гидротехнических сооружений порта входят: водный подход протяженностью 3,5 км и шириной 105 м, глубиной судового хода более 5,5 м с судоходной обстановкой; волнозащитная дамба длиной 640 м с берегоукреплением; акватория порта; территория причалов 27600 м2 с твердым покрытием, железнодорожными и подкрановыми путями; главная причальная набережная протяженностью 530 м шпунтовых стенок; вспомогательная причальная набережная протяженностью 240 м.

Все причалы должны обеспечивать возможность швартовки и маневра судов водоизмещением до 10 000 т, длиной корпуса до 150 м, шириной до 27 м и осадкой до 4,5 м (или максимально возможной для глубоководной части ВВП РФ).


Как отмечают эксперты, грузовой речной порт "Агидель" может выиграть у "соседей" благодаря многим факторам. Водный путь в башкортостанском городе позволит длинномерным судам с заглублением около 5 м связать зону через судоходные реки европейской части России с Балтийским, Черным, Каспийским и Белым морями. Существующий железнодорожный подъездной путь соединен с магистралями Горьковской железной дороги в ст. Нефтекамск. Также отмечается, что через регион проходят современные автомобильные дороги, в том числе и федеральные М5 и М7. Стоит обратить внимание и на то, что на расстоянии 3 км от грузового речного порта "Агидель" пролегают магистральные нефтепроводы (Пермь-Альметьевск), а в 30 км магистральные нефтепродуктопроводы (Уфа-Нефтекамск-Камбарка, Пермь-Андреевка).

Предполагается, что через новый речной порт будут проходить следующие виды грузов: слябы, штрипсы, горячекатаные и холоднокатаные листы в рулонах и в пачках, сортовой прокат, трубная продукция, а также продукция цветной металлургии и химической и нефтехимической промышленности и др. Пунктами назначения генеральных грузов являются порты Ирана, Турции на Черном и Мраморном морях, порты Греции, Италии, а также российский порты в Азове, Астрахани и Новороссийске.

Планируется, что отправлять грузы из нового порта в Агидели смогут такие компании, как "Магнитогорский металлургический комбинат", "Нижнетагильский металлургический комбинат", заводы стальной группы "Мечел" (Челябинск, Белорецк, Ижевск) и Уральской черно-металлургической компании, трубной металлургической компании и другие заводы Уральского региона, а также предприятия химической и нефтехимической промышленности Республики Башкортостан.

Развитие судостроительной промышленности
По проекту Агидельский судостроительно-судоремонтный завод будет также располагать необходимыми производственными мощностями.

Планируется, что заготовительное производство будет оборудовано автоматизированной линией обработки металла, машинами плазменной резки и крановым оборудованием грузоподъемностью до 100 т. Это позволит перерабатывать до 60 тыс. т металлоконструкций в год.

Судокорпусное производство будет включать цех и крытый эллинг с пролетом 234х31х22 м для изготовления объемных секций на постелях и блоков, и пролеты 180х42х22 м и 228х48х22 м на 4 построечных места для судов длиной до 150 м. В составе АССЗ предусмотрен и цех по производству крупногабаритных металлоконструкций с линией горячего цинкования.

Механообрабатывающее производство включает блок цехов и участков общей площадью 6000 кв. м, парк станочного оборудования (около 90 единиц) и позволяет выполнять все виды механообработки деталей весом до 5 т и длиной до 11 м. Выполняются все виды механической обработки, включая токарные, фрезерные и расточные работы.

Трубопроводное производство оборудовано отрезными и трубогибочными станками холодной гибки труб, установками для опрессовки трубопроводов, ТВЧ станком для горячей гибки труб диаметром до 273 мм. Участок занимает площадь 2760 кв. м, оборудован кранами г/п 5 и 20 т.


В цехах для малярного и достроечного производства будут выполняться работы по окраске внутренних и наружных помещений, корпусной и трубной изоляции в полном объеме.

Производство по ремонту ДВС оснастят стендом для испытания дизелей после ремонта. А участок ремонта ВРК оборудуют валовыми станками для обработки гребных валов и другим спецоборудованием.

На спуско-подъемном слипе предусмотрены: 15 наклонных путей, краны грузоподъемностью 80, 32 и 16 т, стапельные тележки, 15 косяковых тележек и лебедки грузоподъемностью 300 т каждая. Это позволит спускать и поднимать на берег суда длиной до 150 м, шириной до 32 м и доковым весом до 5000 т. Горизонтальная часть слипа будет оборудована откатными рельсовыми путями и стапельными тележками грузоподъёмностью 75 т. Общая площадь слипа составит более 40 тыс. кв. м.

Но по словам Павла Юрченко, завод в Агидели ничем не угрожает своему "старшему брату" в Уфе, который, к слову, ожидает модернизация существующего слипа и обновление станочного парка судоремонта. В планах также - приобретение нового оборудования для судостроения – установок плазменного раскроя листа, линии подготовки металлопроката, установки автоматической сварки плоских секций. Оба предприятия необходимы региону.

Что получит регион
Преимуществом порта в Агидели, если сравнивать его с комплексами в Самаре, Нижнем Новгороде, Казани, Саратове, Уляновске и Набережных Челнах, является географическая близость к Уральскому промышленному району. Разработчики проекта предполагают, что башкирский порт может быть задействован в оптимизации грузопотоков при реализации стратегического проекта развития Северного Урала "Урал промышленный – Урал Полярный".

Выгодное географическое положение позволяет обеспечить снижение затрат на транспортировку массовых, тяжелых и объемных грузов по территории России, а также с выходом на европейские и ближневосточные государства.открывается возможность создать один из главных перевалочных пунктов на путях перемещения грузов по стратегическому меридиану "Уральский регион": "Балтийское море, Черное море, Каспийское море"

По оценке специалистов, создание грузового речного порта не только привлечет крупных инвесторов в Республику Башкортостан, но и поможет решить важнейшие проблемы социально-экономического и инфраструктурного развития как города Агидель, так и всех прилегающих муниципальных образований северо-запада республики.

Несмотря на то, что основной массив работы по строительству порта и завода в Агидели выполнить предстоит, но уже сейчас эксперты говорят о том, что введение в строй нового порта для судов класса река-море водоизмещением до 10 тыс. т, с учетом наличия в порту таможенного поста, а также строительства ж/д ветки Уфа – Бирск – Агидель – Нефтекамск, позволит преобразовать систему из логистического узла республиканского значения в международный трансграничный логистический комплекс, включенный в транспортный коридор "Восток-Запад".

Таким образом, как рассказал нам Павел Юрченко, грузы могут поступать из северного Китая, Казахстана, Туркмении и Узбекистана в новый свободный порт, разгружая Куйбышевскую железную дорогу и порт Самара. По прогнозам грузооборот такого узла может достигать 20-30 млн т в год, при этом, учитывая сезонность водных перевозок и чрезвычайно широкую номенклатуру грузов, в составе порта предусмотрено множество перерабатывающих предприятий.

Еще одним неоспоримым плюсом появления в республике современных мощных порта и завода является повышение занятости населения. Исходя из проектных данных, всего будет обеспечено более 3 тысяч рабочих мест.


Когда и сколько
Как сообщил нам Павел Юрьевич Юрченко, который руководит всем процессом строительства порта и завода, на данный момент оформлен земельный участок под строительство завода и зарезервировано около 500 га под строительство порта и логистического комплекса. Уже проведены общественные слушания по строительству завода, на апрель назначены общественные слушания по линии горячего цинкования крупногабаритных металлоконструкций и работающему на его отходящем тепле мини-НПЗ (нефтеперерабатывающий завод), продукцией которого будет бункерное топливо для судов пароходства и транзитных судов. Также на данном этапе подготовлены несколько инвестиционных пакетов от отечественных и иностранных генеральных инвесторов, которые в данный момент находятся на рассмотрении в правительстве республики Башкортостан.

Ориентировочно, строительство судостроительного завода обойдется в 1,9 млрд руб, а грузового порта в 9,5 млрд (без перерабатывающих компонентов). Генеральный директор Башкирского пароходства отметил, что инвесторы под масштабные проекты есть — это китайские и турецкие фирмы, а также два отечественных холдинга. Пока не раскрывается информация о том, какие именно компании поддержали реализацию проекта финансово. Однако, по словам Павла Юрченко, сейчас идет работа по организации банковских гарантий и системы поручительств для иностранных инвесторов. Предположительно, эта часть работы может быть завершена к середине мая. Ориентировочные сроки строительства объектов – от 5 до 7 лет с учетом времени, необходимого на проектные и организационные работы.
 


Анастасия Судникова
Благодарность за помощь в подготовке материала выражаем Павлу Юрьевичу Юрченко, генеральному директору "Судоремонтно-судостроительного завода" и "Башкирского пароходства".




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Читают Корабел!
13:16 , 27 Марта 2024 / события