реклама
Все о современных средствах навигации
Все о современных средствах навигации
Цикл материалов о современных средствах навигации и картографии от специалистов "Е-Дата"

Навигация по новому курсу

0 684 3 мин
Электронные картографические навигационно-информационные системы теперь повсюду, но обучение и регулирование ещё не распространились настолько широко, а это означает, что моряки не могут использовать систему наилучшим образом, считая её средством проверки и подтверждения, а не полнофункциональным инструментом для цифровой навигации.
Распространение ЭКНИС (ECDIS) привело к тому, что ЭНК стала стандартным источником навигационных данных, но в правилах и руководящих принципах планирования маршрутов, на которых основаны обучение и практика навигации, это пока не отражено.

Обучение и правила в текущем переходном состоянии не отражают реалии использования ЭНК и ЭКНИС в море, что ведёт к пробелам в знаниях и снижению функциональности.

Новые вопросы, возникающие при планировании маршрутов, мониторинге и обновлении карт в ЭКНИС, не проработаны, а в морских колледжах преподаются противоречивые навигационные стратегии при работе с ЭНК и бумажными картами.

Отсутствие доверия к существующим механизмам обучения приводит к тому, что некоторые крупные судовладельцы проводят собственные тренинги на тренажёрах-симуляторах ходового мостика. При эксплуатации критически важного оборудования, обеспечивающего безопасность, недостаточно пятидневного типового курс ИМО или ознакомления с ЭКНИС прямо в процессе работы.

Комиссии Великобритании и Дании по расследованию причин происшествий на море выявили разницу между тем, как на самом деле используется ЭКНИС, и намерениями разработчиков.

Исследование проводилось с использованием качественной методологии, основанной на опросах пользователей ЭКНИС и данных наблюдений, собранных в течение шести месяцев во время плавания в европейских водах на судах различных типов.

По мнению пользователей, основной вклад ЭКНИС в безопасную навигацию состоит в сокращении рабочей нагрузки и повышении осведомлённости о ситуации, в результате определения местоположения в режиме реального времени. Явным преимуществом является надёжность системы и возможность интеграции с другими навигационными системами.
 
Навигация по новому курсу / Фото: Е-дата

Установлено, что пользователи, как правило, доверяют информации, предоставляемой ЭКНИС, и редко сталкиваются неисправностями. Некоторые функции ЭКНИС сокращают ручной труд по обновлению карт, прокладке маршрутов с использованием путевых точек.

Исследование показало, что, хотя стандартизация и распределение простых и повторяющихся задач – построение местоположения судна и обновление карты – принесли ощутимые выгоды, требуемое взаимодействие пользователя с ЭКНИС вызывает вопросы к системе, которые могут идти вразрез с практикой и обучением. 

Постоянно появляющиеся предупреждения и привычные сигналы тревоги, особенно во время лоцманской проводки, могут отвлекать внимание и проводят к игнорированию опасности, что в свою очередь может привести к человеческим жертвам.

Неэффективность контура безопасности может привести к использованию «официальных обходных путей» (прописанных прямо в инструкциях) и «неофициальных обходных путей» (например, полное отключение сигналов тревоги). Среди множества менее значимых сигналов легко пропустить критически важные предупреждения. 

Планирование параллельных индексов радара, нанесение ограничивающих линий опасности или написание текстовых заметок остаётся сложной ручной работой, отнимающей время. В отчёте также отмечается, что ЭКНИС требует значительного когнитивного напряжения при использовании некоторых функций, особенно в напряжённой обстановке, что способствовало стремлению к упрощению, минималистскому подходу пользователей.

Инспекции государства флага, государственного портового надзора, контрольные проверки часто не признают новые способы работы. ЭКНИС по-прежнему рассматривается в контексте принятой практики работы с бумажными картами.

Несмотря на то, что значительные расхождения встречаются редко, некоторые пользователи обучены не доверять ЭКНИС (ECDIS) и постоянно проверяют местоположение судна альтернативными способами.  
Исследование показало, что ЭКНИС (ECDIS) действительно способствует безопасной навигации, но, по мнению пользователей, есть и проблемы. Некоторые вопросы связаны с тем, что автоматизация системы не всегда эффективна из-за отсутствия батиметрической точности, и / или в результате отсутствия человеко-ориентированного подхода в дизайне. 

ЭКНИС рассматривается, как и бумажные карты, то есть как единый рабочий процесс, требующий одинакового набора навыков для разных судов и профессий. Однако ЭКНИС не является стандартизированной и автоматизированной бумажной картой. Это технология, которая обеспечивает новый формат знаний, размещённых в конкретном социальном пространстве в конкретное время, с добавлением в контекст информации из различных источников, предоставляя другой взгляд на навигационную ситуацию.

ЭКНИС расширила роль вахтенного в обеспечении безопасности судна за счёт увеличения объёма доступных данных, требующих управления, оценки и интерпретации. Практика навигации становится разнообразной по характеру и содержанию, и потребует различных видов обучения, новых процедур и технологических решений.

Хотя использование ЭКНИС включено в соответствующие конвенции, "наилучшая" практика, на которую ссылаются многие, по-прежнему связана с бумажными картами. Использование бумажных карт остаётся основой обучения навигации почти во всех морских учебных заведениях по всему миру. По мере распространения ЭКНИС и развития соответствующих практик и навыков, придерживаться такой стратегии, кажется, уже невозможно, даже при некоторой инертности отрасли.

Voyager Worldwide Blogs

Перевод: Е-Дата
"Е-Дата", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 617-79-32



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
БПК "Адмирал Пантелеев" отработал применение антидроновых ружей
15:21 / вмф