реклама

"Можно сказать, что мы лидеры на данном рынке"

0 988 11 мин
Сегодня наш материал о российской компании, которая занимается разработкой и производством программного обеспечения и ПАК для автоматического управления движением судов. О том, как обстоят дела у, в прошлом финской компании, АО "НАВИС" Корабел.ру рассказал генеральный директор Опекунов Петр Михайлович.

– Петр Михайлович, сколько лет компании "НАВИС"?

 

– Предприятие существует с 1992 года, в прошлом году нам исполнилось 30 лет. Все начиналось с решения задач математического моделирования для навигационных тренажеров, затем постепенно развились в полноценную производственную компанию с основной компетенцией – управление движением судов. 

 

– Расскажите о вашей карьере, с чего начинали?

 

– Я окончил Государственную академию имени адмирала С.О. Макарова по специальности инженер-гидрограф. После академии работал на флоте, удалось поработать на судах различных типов: буксиры, грузопассажирские паромы, рефрижераторы, балкеры. На берег ушел в 2003 году, в компанию "Транзас", которая на тот момент была, пожалуй, единственной российской компанией, разрабатывающей собственные, современные решения для морского флота. Прошел путь от инженера по тестированию, до руководителя продукта. Работа в международной компании позволила получить опыт и знания в проектировании, разработке и сертификации продукции мирового уровня. Принимал участие в работе над такими продуктами как Navi-Sailor, Navi-Radar, Hyundai IBS.  В 2011 году перешел в компанию АО "НАВИС" на должность руководителя проектов поставки систем управления Динамическим позиционированием.

 

– Когда вы пришли в "НАВИС", что из себя представляла компания?

 

– АО "НАВИС" входило в группу компаний, с центральным офисом расположенным в Финляндии. Головная компания Navis Engineering Oy занималась реализацией продукции на зарубежных рынках, в Петербурге располагался центр разработки и проектирования. Такой подход к организации был достаточно типичным для того времени, так-как значительно упрощал работу с западными клиентами. 

 

В компании на хорошем уровне были настроены основные процессы позволявшие проектировать и производить качественную продукцию мирового уровня. На тот момент штат АО "НАВИС" насчитывал около 80 человек. 

 

– Основной продукцией на тот момент что было?

 

– Уже тогда основным продуктом была система управления динамическим позиционированием, продажи которой составляли основную долю оборота компании. Оборудование относится к критически важному, поэтому к его качеству, надежности, функциональности и сервису предъявляются повышенные требования. В мире не так много производителей такого оборудования, всего порядка пяти и "НАВИС" успешно конкурировал с ними, занимая лидирующие позиции. 

Оборудование для управления движением судна / Фото:
Оборудование для управления движением судна / Фото: "НАВИС", АО

– Кем были ваши основные заказчики тогда?

 

– В текущих условиях будет некорректно называть конкретные имена, со многими компаниями мы и сейчас стараемся поддерживать взаимовыгодные партнерские отношения. Активно сотрудничали с крупнейшими Европейскими, Американскими и Азиатскими интеграторами судового оборудования, крупнейшими судостроительными и яхтенными верфями, а также крупнейшими судовладельцами "оффшорного" флота. Особенно интересно отметить, что наше оборудование устанавливалось на крупнейших суперяхтах, где выдвигаются особые требования к дизайну, функциональности и надежности оборудования.

 

– Начиная с 24 февраля прошлого года, как обстоят дела у компании?

 

– Практически сразу стало понятно, что работать по-старому будет невозможно, поэтому собственниками было принято достаточно болезненное решение о разделении бизнеса. С середины 2022 года компании Navis Engineering OY и АО "НАВИС" являются полностью независимыми, как в юридическом, так и в технологическом плане.

 

В России нам удалось сохранить основной штат сотрудников и компетенции компании. Имея все необходимые права на разработки, мы продолжаем в полном объеме производить продукцию, проектировать и разрабатывать новые решения. 

 

Если говорить о проблемах, которые повлекли за собой санкционные ограничения, то конечно есть трудности, в частности с доступностью комплектующих. В основном это микроэлектроника зарубежных производителей, заменить которую пока нечем. Проблемы и с доступностью и ценой. При этом основная проблема доступности связана в большей степени даже не с санкционными ограничениями, а с общемировой ситуацией дефицита микроэлектроники. 

 

– Это как-то повлияло на вашу цену?

 

– Мы стараемся удерживать стоимость нашего оборудования на уровне 22 года, но, к сожалению, накладные расходы и риски все же отражаются на стоимости отдельных позиций.

 

– Кто ваши клиенты сейчас?

 

– После вынужденного ухода с зарубежных рынков мы с удвоенной энергитеей сфокусированы на развитии поставок в России и дружественных странах, а также, благодаря имеющемуся опыту и компетенции, стремимся развивать новые направления в разработке систем управления судовыми системами и механизмами. Сегодня мы работаем с верфями и заводами как напрямую, так и через интеграторов судового оборудования. По рефитам зачастую работаем напрямую с судовладельцами. Среди наших заказчиков Выборгский судостроительный завод, "Адмиралтейские верфи", "Завод Нижегородский Теплоход" и многие другие верфи страны, "Совкомфлот", "Морспасслужба", "Судоходная компания АРК" и другие судовладельцы.

 

– Так было всегда, или после 24 февраля что-то изменилось?

 

– Раньше количество заказов на зарубежном рынке существенно превышало количество заказов в России, потому что объективно его емкость кратно превосходит российский. Сейчас фокус изменился в сторону отечественных проектов. Конечно их количество не сопоставимо с общемировым, но постепенно спрос растет, в том числе и за счет импортозамещения оборудования на судах в эксплуатации.

 

На сегодняшний день можно сказать, что мы лидеры на российском рынке. По большому счету мы единственная Российская компания, поставляющая готовые, апробированные, подтвержденные многолетней успешной эксплуатацией решения мирового уровня для задач управления движением судов. Конечно, есть российские компании, поставляющие или разрабатывающие схожее оборудование, но это единичные поставки, больше сравнимые с ОКР, не позволяющие накопить нужный опыт и уровень экспертизы.

Оборудование для управления движением судна / Фото:
Оборудование для управления движением судна / Фото: "НАВИС", АО

– Расскажите о работе с проектом 22220.

 

– К сожалению проектом не предусматривалось наличие системы управления динамическим позиционированием, хотя по своим характеристикам суда этой серии имеют такую возможность. На этом проекте присутствуют наши авторулевые и системы управления рулевым приводом. Для нас это штатная поставка.

 

Сейчас мы активно работаем над проектом "Лидер", прорабатываем инженерные решения, чтобы в дальнейшем предложить их заказчику. 

 

– Расскажите про свой самый интересный проект судна, с которым удалось поработать.

 

– Самый интересный проект, который остался в памяти, – это ледокол "Балтика" проекта NB508, с ассиметричным корпусом, построенный на финской верфи по заказу Росморречфлот. Его ключевая особенность – несимметричная форма корпуса и расположение трех винто-рулевых колонок. Судно не имеет аналогов в мире и проектировалось для обеспечения возможности пробивки во льду канала шириной, превышающей ширину самого судна. То-есть "Балтика" может колоть лед не только двигаясь носом вперед, но и боком или скулой, с заданным углом атаки. Такие особенности серьезно усложняют и так непростую задачу управления судном с ВРК в ручном режиме.

 

На этот проект мы поставляли систему управления динамическим позиционированием и авторулевой. Для решения задач дорабатывали математические модели и алгоритмы управления.

Оборудование для управления движением судна / Фото:
Оборудование для управления движением судна / Фото: "НАВИС", АО

– Что такое судовой автопилот?

 

– Правильнее называть авторулевой или система управления курсом судна. Это система, отвечающая за удержание судна на заданном курсе. Система управляет либо углом перекладки руля, либо поворотом ВРК, то есть теми средствами, которые обеспечивают удержание и изменение курса. Авторулевой нашего производства ни в чем не уступает зарубежным аналогам, кроме стандартных режимов управления имеет дополнительные возможности, такие как удержание курса при буксировке или тралении, удержание заданной угловой скорости, использование подруливающего устройства для удержания курса на малых скоростях.

 

– Если система ломается, какой план действий?

 

– Мы почти не занимаемся ремонтом, у нас крайне мало отказов оборудования. Многолетняя работа с огромным количеством зарубежных проектов позволила нам выстроить качественный процесс ввода оборудования в эксплуатацию и его дальнейшего сервиса. С 2000 года мы имеем возможность удаленной диагностики, калибровки и настройки оборудования. Поэтому если что-то происходит, наша собственная сервисная служба либо наши партнеры способны оказать поддержку в кратчайшие сроки. Отдельно хочется отметить опробованую в период пандемии и всеобщей самоизоляции практику проведения ходовых испытаний в удаленном режиме, когда наши специалисты удаленно осуществляли финальную, точную калибровку систем и судно успешно проходило испытания. 

 

– Насколько близко вы общаетесь с людьми на флоте?

 

– Естественно, в процессе работы мы общаемся и с капитанами и теми людьми, которые потом будут работать с оборудованием. Конечно, есть определенные требования и стандарты, которым должно соответствовать оборудование и которые мы изменить не можем, но там, где возможно что-то улучшить или сделать новое мы всегда прислушиваемся к клиенту.

Оборудование для управления движением судна / Фото:
Оборудование для управления движением судна / Фото: "НАВИС", АО

– А что говорят люди флота?

 

– Большинство пользователей отмечают простоту пользовательского интерфейса и качество работы. Но обычно разговор начинается со сравнения с продукцией конкурентов. Не так просто перейти с одной системы на другую, особенно когда уже имеется значительный опыт работы с оборудованием определенного производителя. Но после краткого тренинга приходит понимание, что функциональные возможности и удобство наших систем ни в чем не уступают конкурентам, зачастую операторам наших систем достаточно получаса знакомства с системой и они готовы начинать работу. Пожелания по дополнению новыми функциями или режимами встречаются редко, большинство довольствуется базовым функционалом. Здесь можно выделить одного из наших любимых клиентов - "Совкомфлот", у них в этом плане достаточно активная позиция, они запрашивают интересные модификации, действительно требующиеся в их работе.

 

– Что такое "DP Safewatch"?

 

– Это специализированный продукт, который мы разработали по заказу одного из крупнейших зарубежных судовладельцев "оффшорного" флота. 

 

У компании были достаточно серьезные потери по причине инцидентов связанных с работой их судов у добывающих платформ. Основной причиной инцидентов являлось несоблюдение установленных правил работ в зоне безопасности платформы. Эти правила, в частности, регламентируют процедуру входа в зону, сторону входа, курс и скорость движения внутри зоны, минимальную дистанцию сближения с платформой. 

Тренажер / Фото:
Тренажер / Фото: "НАВИС", АО

Поэтому задача состояла в том, чтобы с одной стороны дать экипажу инструмент позволяющий снизить риск неосознанных нарушений, с другой стороны предоставить судовладельцу возможность контролировать соблюдение правил. 

 

Наше решение позволило обеспечить постоянный, наглядный мониторинг соблюдения судном правил. Соответственно, с одной стороны, у экипажа появилась возможность осознанно контролировать ситуацию, а у судовладельца возможность отслеживать нарушения и оперативно на них реагировать. Интересно, что когда мы впервые установили эту систему, то обнаружили, что тестовое судно нарушает все, что только можно. 

 

– Почему нельзя воспользоваться вертолетом в этом случае?

 

– Доставка большого количества грузов вертолетом не эффективна. Доставка персонала дорогостояща и требует прохождения специализированных курсов каждым пассажиром. 

 

– Что такое система "JS5000"?

 

– Систему "JS5000"  можно назвать упрощенной системой динамического позиционирования. Она обладает основным базовым функционалом – удержание судна в точке, удержание курса, координированное управление пропульсией. Но в отличии от полноценной системы управления динамическим позиционированием, за счет отсутствия специализированного функционала она более проста в использовании и более компактна. В основном ее применяют на судах, где не требуется установка классифицированной системы управления динамическим позиционированием, но требуется такой функционал. Это могут быть моторные яхты, буксиры, ледоколы, паромы, пассажирские суда, земснаряды, в общем фактически любое судно, где требуется упростить или автоматизировать задачи управления. 

Оборудование для автоматического управления судном / Фото:
Оборудование для автоматического управления судном / Фото: "НАВИС", АО

– Кто ездит по новым судам?

 

– Сервисные инженеры. Они обеспечивает ввод систем в эксплуатацию и их тонкую настройку. Особенно ответственным этапом является финальная калибровка и балансировка сил. Эта задача требует специальных знаний и опыта. Как уже отмечал, в отдельных случаях финальная настройка проводится нашими специалистами удаленно, по защищенному соединению.

 

– С европейскими регистрами работаете?

 

– До известных событий прошлого года работали со всеми. Сейчас конечно стало сложнее, многие зарубежные классификационные общества отказываются работать с российскими компаниями. Это осложняет экспорт оборудования для поставки на суда под надзором таких обществ.

 

– Насколько ваше оборудование считается российским?

 

– На данный момент, мы находимся в процессе получения сертификата об официальном признании нашего оборудования российским. С точки зрения принадлежности проектирования, разработки программного обеспечения и производства наше оборудование можно назвать 100% российским. В части комплектующих мы стараемся максимально использовать российское, но заменить всю иностранную микроэлектронику и автоматику объективно не представляется возможным. Тем нее менее мы движемся в этом направлении, в наших ближайших планах замена иностранной автоматики на изделия собственного производства, а также переход на Astra Linux. 

 

– Есть какая-то программа, в которой вы участвуете? ОКР или разработка какая-то?

 

– Можно сказать, что изначально наша компания не адаптирована для реализации ОКР и НИОКР и мы осознанно не развивали это направлении. Наше предприятие занимается коммерческой продукцией. То есть мы работаем на результат, который будет работать здесь и сейчас.

 

– Какой процент военной продукции у вас?

 

– Военную продукцию мы не выпускаем. Осуществляем поставки для нужд МО и ВМФ там, где не требуется модификация нашего оборудования. Не могу сказать, что это значительные доли, около 5%.

Оборудование для автоматического управления судном / Фото:
Оборудование для автоматического управления судном / Фото: "НАВИС", АО

– Пользуетесь помощью государства? 

 

– С момента основания компания существует за счет собственных средств, без привлечения кредитов и грантов. Такой подход позволяет достаточно безопасно себя чувствовать в условиях сильной экономической и политической турбулентности. Тем не менее мы не исключаем для себя возможности использования господдерждки в будущем.

 

– Сколько человек сейчас работает в компании?

 

– Сейчас в компании работает 65 человек.  

 

– У вас есть свое КБ?

 

– У нас есть отдел проектирования, который занимается проектированием оборудования и систем. Мы самостоятельно разрабатываем составные части наших систем, такие как электронные печатные платы, панели управления. 

 

– Сколько у вас специалистов по разработке и проектированию систем?

 

– В совокупности около 45 сотрудников задействовано в разработке и производстве, это инженеры-конструкторы, инженеры-электронщики, алгоритмисты, разработчики ПО, инженеры по тестированию, инженеры ОТК, инженеры проекта, электромонтажники.

 

– Вернемся к сотрудникам.

 

– Остальные 20 сотрудников заняты в обеспечении работы компании, это продажи, финансы, АХЧ, закупка, персонал.

 

Коллектив дружный, текучка кадров в компании минимальная, значительная часть сотрудников работает в компании больше 10 лет. 

 

– Что касается кадров, откуда людей набираете?

 

– Используем все доступные способы, но стараемся воспитывать собственные кадры, в частности работаем с ЛЭТИ. 

 

– Как оцениваете уровень образования?

 

– Не могу объективно оценить уровень образования. Многое зависит от человека, хочет и готов ли он учиться. На сегодняшней день к нам приходят студенты, имеющие внутреннюю мотивацию и достаточный уровень знаний для старта карьеры. 

 

– Сейчас у вас есть открытые вакансии?

 

– Да, мы активно ищем разработчиков программного обеспечения и сервисного инженера.

 

– Что хотите донести до читателей?

 

– До сих пор до нас доходит информация о существовании двух ошибочных мнений: Первое, "в России нет специалистов по Динамическому позиционированию". Второе – "НАВИС" это финская компания и они ушли из России". 

 

Хочется донести, что АО "НАВИС" - российская компания и в полном объеме поставляет в России то оборудование, которое производило и производит. Специалисты по динамическому позиционированию в России есть, обращайтесь в АО "НАВИС" и задачи которые казались сложными зачастую окажутся уже давно решенными.

Консоль / Фото:
Консоль / Фото: "НАВИС", АО

Кроме это хочется отметить, что мы открыты для любых смежных проектов. Сегодня многие пытаются изобрести "велосипед", тратя время, ресурсы и силы на разработку собственных систем управления, в то время когда значительно эффективнее встроить готовое, апробированное решение. Такой подход возможен, например для разработки интегрированных мостиковых систем, а также систем управления безэкипажными судами. Мы выступаем за здоровую кооперацию и эффективное использование знаний и опыта.

 

– Участвуете ли в выставках?

 

– До 2022 года принимали участие во всех международных значимых выставках: в Норвегии, Германии, Голландии, Китае. Сегодня такая возможность ограничена, поэтому пока в наших планах локальные отраслевые выставки. В частности "НЕВА" являющаяся пожалуй самой представительной и прекрасно организованной выставкой в России.

"Навис", АО
Санкт-Петербург
+7(812)983-67-15



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости