О кадрах
Материалы, посвященные специфике кадровой работы в отрасли
- A + КомментарииПрочитано 6261 раз   |
Продолжая изучать тему социального обеспечения и кадровой политики судостроительной отрасли, в этой статье я бы хотела затронуть одно из немаловажных направлений - молодые специалисты. Тема действительно важная и обширная, в процессе написания статьи, мной было собрано огромное количество информации и различных материалов. Но я постараюсь не повторяться и осветить ключевые моменты, а также ответить на вопросы: какая мотивация у будущих студентов при выборе профессии в нашей отрасли? Куда уходят молодые специалисты после обучения? Какие перспективы трудоустройства ждут молодежь после получения диплома или аттестата?
На этот раз мне повезло, так как материала и информации (как я уже писала выше) на эту тему много, а также мне удалось побывать на 5-й международной конференции “Кадровая политика”,в рамках проекта “Санкт-Петербург - Морская столица России”, которую организовывала партия “Единая Россия” . Проблему молодых специалистов в судостроении там обсуждали живо, поэтому в настоящей статье буду приводить не только свою точку зрения, хотя и без этого, конечно не обойдется. Попробуем устроить письменную дискуссию.

Начнем с мнения народного. Я сделала статистическую выборку в социальных сетях. Вопрос был задан следующий: Почему на Российских заводах мало молодых специалистов? И вот, что из этого получилось:

Маленькая ЗП - 77,14%
Не предоставляют необходимые условия труда - 11,43%
Нет вакансий - 5,71%
Работа тяжелая - 2,86%
Недостаточное техническое обеспечение - 2,86%

Ответ, занявший по популярности третье место (“нет вакансий”) меня немного удивил, потому что, общаясь с руководителями предприятий и сотрудниками отделов кадров я слышу прямо противоположные ответы: “Вакансии есть, молодежи нет”. Но таково оказалось мнение людей, поэтому мне остается только удивляться.

Постараюсь быть последовательной и предлагаю Вам вместе со мной пройти весь путь нашего молодого специалиста (для удобства назовем его Иваном). Вот закончил наш Ваня школу и с аттестатом о среднем образовании размышляет куда ему податься дальше. Решает он получить профессию в нашей отрасли. Почему? Что мотивирует молодых людей обучаться на морские и судостроительные профессии?

С этим вопросом я обратилась как к молодежи, так и поинтересовалась у проректора по социально-культурной работе Санкт-петербургского государственного морского технического университета Константинова Анатолия Николаевича. Оказалось все банально просто.

Учебное заведение, а соответственно и профессию выбирают потому что:
  • ВУЗ находится близко к дому и не надо тратить огромное количество времени на дорогу;
  • в университете есть папин или мамин знакомый и значит можно легко поступить, а со средним баллом в аттестате и результатами ЕГЭ больше не возьмут никуда. Единственный шанс получается;
  • в армию не хочется, выбрал учебное заведение наугад;
  • папа, а иногда и дедушка вместе с ним, всю жизнь судостроением занимались или в море ходили и выбирать особенно не приходится.
  • И только потом уже следует доля романтики, любовь к кораблям и морю, а также видение перспектив профессии.
Последний пункт сегодня, раньше был первым и профессию судостроителя выбирали осознанно и взвешенно.

Рассказывает Александр Финогеев,начальник кафедры Устройства и живучести подводных лодок Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола в 1991-1999 г.г.:
“ Закончил Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского по специальности атомные энергетические установки в 1971 году. Сам я из маленького провинциального городка в Воронежской области. Об училище узнал из "Комсомольской правды" и решил поступать в это училище и на эту специальность. В те времена никакой коррупции не было, поэтому поступил я легко, несмотря на конкурс 8 человек на место.”

Сейчас мотивации и ценности изменились и соответственно отношение к учебе тоже. Будет ли стараться наш Иван, получая профессию, которую выбрал только потому, что больше никуда не возьмут? Но допустим, что он из числа тех немногих, которые выбрали специальность исключительно из любви к будущей профессии. Тогда возникает следующий вопрос: Каково качество обучения будущих специалистов?

На эту тему на Международной конференции “Кадровая политика” выступал Статс-секретарь – заместитель Министра транспорта РФ Сергей Аристов:

«Сегодня обеспечить квалификацию персонала, удовлетворяющую требованиям современной техники и технологиям, вне рамок тотального использования новейших научных, технических и технологических достижений в принципе невозможно. При этом не только разработка новой техники, но и ее эксплуатация, что особенно важно для транспортной отрасли, требует принципиально новых знаний, а поэтому специалист, получивший свое образование 15-20 лет тому назад, зачастую оказывается профессионально непригодным». По словам замминистра, государство нуждается в кадрах, которые способны будут разрабатывать и эксплуатировать не только технику сегодняшнего дня, но и ту, которая появится через 10-20 лет, требуются кадры, обученные по принципу «обучение вперед». «Успех «обучения вперед» может обеспечить только такой профессорско-преподавательский коллектив, который видит тенденции развития техники, сам принимает участие в этом развитии, что реально возможно только в условиях его активной научной деятельности в проблемах «будущей техники», -- подчеркивает С. Аристов.

Как бы хорошо и прилежно не учился наш Иван, но знаний, полученных в ВУЗЕ совершенно не достаточно, для того, чтобы после окончания обучения из него получился квалифицированный специалист, способный быстро вникнуть и приступить к работе. Да, я согласна, зачастую новоиспеченному сотруднику любой профессии на предприятии сразу говорят о том, чтобы он забыл все, чему учили его в институте и слушал что ему рассказывают на производстве. Но здесь проблема намного глубже. Дело в том, что программа обучения в нынешних институтах, училищах и т.п. практически не изменилась со времен, когда еще Ванин дедушка протирал штаны за партой этого же учебного заведения. Но технологии шагнули далеко вперед нашей системы обучения. Взять к примеру судоводителей. Сейчас везде в основном преобладает автоматика, а знания, которые получит современный судоводитель не сильно отличаются от знаний, которые он бы получил 10 лет назад.

Аристов говорит о том, что необходим профессорско-преподавательский коллектив, который видит тенденции развития техники и сам принимает участие в этом развитии, однако как ни печально это звучит, но нет у нас на сегодняшний день такого состава преподавателей. И получается, что не только специалист, обучавшийся 15-20 лет назад становится профессионально непригодным, но и наш Ваня вместе с ним.

Однако, положительные моменты несомненно есть. В настоящее время многие предприятия нашей отрасли осознают проблемы современного обучения и нехватки молодежи в составе сотрудников, поэтому самостоятельно принимают меры по привлечению молодых специалистов. Создаются и разрабатываются новые молодежные программы как для ознакомления с работой и спецификой предприятия, так и для адаптации новоиспеченных работников.

Руководители учреждают различные премии и привилегии для того чтобы не только привлечь в компанию молодежь, но и удержать её там. Например на Амурском Судостроительном заводе (АСЗ входит в ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта") существует программа “подъемный”. В течении 2-3 месяцев на заводе выплачивают “подъемный” в размере оклада.За каждым молодым специалистом закреплен наставник, который помогает и обучает новичка. У них на заводе имеется целый отдел по работе с молодежью, который занял 1-е место среди советов молодежи.  Проводятся тренинги, круглые столы, где можно задать вопросы  руководителям.

Также, в одной из ранее написанных статей я уже приводила пример ОАО "РЦПКБ "Стапель", генеральный директор которого (Тыртышный Николай Николаевич) рассказывал Корабелу о том, как его предприятие решило ситуацию с кадрами, которая оказалась на грани критической: “Для того, чтобы избежать текучки, в первую очередь отработали принципиальную схему решения жилищного вопроса. Приходящих в "Стапель" молодых специалистов сразу ждет служебная квартира, за которую они ежемесячно платят символическую сумму – 118 рублей. Проработав не менее трех лет и получив как минимум 2-ю категорию, конструктор имеет право приобрести это жилье в рассрочку за 20% от реальной стоимости – в месяц приходится отдавать не более 3-4 тыс. рублей. Понятно, что у людей есть мотивация надолго связывать свою судьбу со "Стапелем", что, в конечном итоге, определяет стимул работы и стабильность коллектива.”

По статистике, если в течении 1-го года специалист не ушел, то обычно остается надолго. В основном ребята, после получения профессии идут в армию.

Подводя итоги, хотелось бы пожелать, чтобы в каждом регионе было больше предприятий и заводов нашей отрасли, которые беспокоятся о ее будущем. Чтобы было кому передать свои знания и умения. Конечно, резко поменять систему образования не получится, но я надеюсь, что попытки и программы компаний по привлечению и работе с молодежью положат начало увеличению количества новых специалистов не только в учебных заведениях. но и непосредственно на рабочих местах.


Ольга Солгалова

Наши новости в Telegram

Поделиться новостью
"Ростовское центральное проектно-конструкторское бюро "Стапель", АО
Россия, Ростов-на-Дону+7 (863) 306-02-10, +7 (863) 244-93-51
"Амурский судостроительный завод", ПАО
Россия, Комсомольск-на-Амуре+7 (4217) 57-34-83


Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 06.12.2012, 12:56Вот в какой заколдованный круг загнано судостроение! Из-за упадка отрасли молодым специалистам не интересно в неё идти (перспектив роста-то в её сегодняшнем состоянии, действительно, практически никаких), а без вливания свежей крови отрасль падает всё глубже и глубже (тут уже и до точки невозврата недалеко). В таких случаях существует только один универсальный способ - финансовые вливания, поднимающие оплату труда молодых специалистов до уровеня выше среднего по региону. Но на это нужно политическое решение и соответствующие государственные бюджетные шаги (если отрасль государству действительно нужна).
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 06.12.2012, 17:47Я бы добавил, что у многих членов современного профессорско-преподавательского состава практически полностью отсутствует желание учить студентов/курсантов и молодых специалистов и прививать им интерес к профессии. Отбывают сроки на кафедрах, нудно зачитывая учебные программы и не задумываясь о будущем обучаемых. При том, что молодежь попадает на технически сложные, потенциально опасные объекты, это еще и безответственность.
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович, 17.01.2013, 06:41Есть еще и другая проблема! Многие просто сами не хотят ничего знать и ни чему учиться! Это касается как молодых (курсанты, студенты, начинающие специалисты плавсостава и ИТР) так и уже "опытные". В сфере водного транспорта у специалиста должно быть постоянное развитие (курсы повышения квалификации, семинары, курсы по пользованию новым ПО и т.п.) для того чтобы специалист был, как говорится, "в теме" а не сидел и не кис в одном месте используя методики и технологии со времен динозавров. И мое мнение сложилось такое что прежде чем стать руководителем в сфере водного транспорта надо пройти все ступени от матроса и до министра транспорта.

Предыдущая новость