реклама

Ловушка для потенциальных владельцев яхт и судостроителей

5 2627 4 мин
Основной посыл, на котором акцентирует внимание президент, – налаживание импортозамещения и, как следствие, увеличение конкурентоспособности отечественной продукции. Аппарат правительства, очевидно, пропустил мимо ушей этот тезис, либо услышал его, но в сфере гражданского маломерного судостроения предпочел проигнорировать.
В газете "Известия" от 17 сентября 2015 года опубликована статья со ссылкой на помощника министра экономического развития Елену Лашкину. В материале говорится о необходимости скорейшего устранения пошлин на временный ввоз из-за рубежа "яхт и прочих плавучих средств для отдыха и спорта". Пошлины уже были существенно уменьшены решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010, статья №280. Со слов помощника министра, законопроект предусматривает "предоставление полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых яхт и прочих плавучих средств для отдыха и спорта".

В материале говорится также о ставке таможенных пошлин на ввоз яхт в Россию, которая сейчас якобы составляет 40%. Эта информация явно устарела, в данный момент дилеры завозят яхты уже под пошлину 15+18% НДС. По информации от дилеров в Москве, в 2016 году пошлина будет снижена до 12+18% НДС.

Из слов Елены Лакшиной можно сделать вывод, что как только правительство отменит пошлины, скупка обеспеченными соотечественниками импортных яхт каким-то непостижимым образом приведет к развитию соответствующей инфраструктуры.
 
Производство "Laky Verf" / "Laky Verf", Ltd

В таком случае, давайте отменим пошлины на импортные автомобили, в том числе элитные, и сразу по мановению волшебной палочки дороги в России станут соответствовать европейским стандартам. Законы экономики, по логике уважаемого замминистра, видимо, работают именно так.

Выходит, что чиновники выполняют прямо противоположную указаниям президента задачу – стремятся максимально усложнить и сделать абсолютно нерентабельным производство яхт внутри страны. Никто из ответственных за принятие таких решений лиц, судя по всему, не удосужился хотя бы поверхностно изучить положение дел на рынке яхт и прогулочных судов внутри самой России. Первые и базовые вопросы, которыми должны были бы задаться законотворцы:
  • Кто строит яхты в России?
  • Каково отечественным судостроителям в условиях современной экономики?
  • Как повлияет решение о снижении пошлин на российские компании, которые обеспечивают десятки, а то и сотни тысяч рабочих мест?
Маломерный причал, Балаклава / Корабел.ру

Складывается ощущение, что кому-то очень хочется с наименьшими потерями перегнать свои яхты из европейских портов в российские, так как, во-первых, евро сейчас вырос и стал "кусаться", а во-вторых, обладать имуществом за границей государственным служащим нынче закон запрещает. Тогда интерес к лоббированию закона о беспошлинном ввозе яхт в Россию, который наверняка "убьет" гражданское маломерное судостроение, вполне объясним. Хочу подчеркнуть, что производство маломерных судов для частного пользования – это отрасль, которая способствует развитию среднего класса (настоящего, "европейского" среднего класса) и не зависит от бюджетного финансирования. Качество в этой сфере зависит не от плановой экономики, а от рыночной конкуренции.

Возможно, чиновникам следовало бы пройтись на яхтах по нашим рекам и морским акваториям и убедиться в практически полном отсутствии инфраструктуры, из-за чего многие наши соотечественники и предпочитают покупать яхты на Западе и там же их эксплуатировать. Возникает закономерный вопрос: где будет размещаться и обслуживаться весь тот флот, что в отсутствие сколько-нибудь заметных пошлин хлынет из Европы в Россию? У нас практически нет клубов, готовых принять новые суда; нет оборудованных гаваней ни в Крыму (кроме Балаклавы и Севастополя), ни на побережье Краснодарского края (кроме Сочи и Новороссийска), где яхтам была бы обеспечена безопасная стоянка. В статье "Известий" так прямо и говорится: "эксперты отмечают, что главной проблемой является полное отсутствие инфраструктуры для хранения, обслуживания и содержания яхт". Возможно, стоит начать с создания инфраструктуры? Помочь (или хотя бы не мешать) отечественным верфям и компаниям, желающим строить яхт-клубы и причалы у себя в стране? Заняться-таки импортозамещением, как наставляет президент.
Остров Гогланд / Алексей Игнатьев

Часто от высокопоставленных лиц звучат слова, что в нашей стране нет индустрии и квалифицированного персонала, способных обеспечить качество подобной продукции. Это миф. С начала 2000-х годов, когда крупный, а затем и средний российский бизнес уверенно пошёл в гору, спрос на яхты и прогулочные катера породил и предложение внутри страны. На отечественном рынке появились и уверенно заявили о себе такие компании, как "Тиммерман Яхтс" (в консорциуме с голландцами), "Нахимов Яхтс", "Озёрная верфь" (г. Шлиссельбург), "Морозов Яхтс" (российско-испанская компания, с офисом в Санкт-Петербурге), "ЛЭС-Проект", "Еврояхтинг" (Москва), "Pioneer Моторные Яхты" (Москва и Подмосковье). Качество продукции этих компаний абсолютно не уступало европейскому. Было ощущение, что вот-вот произойдет настоящий рывок в индустрии. Многие крупные отечественные судостроительные заводы наладили производственные мощности и готовы были к серийному производству малых гражданских судов. Северодвинский "Севмаш" своими силами построил 70-метровую океанскую яхту проекта А1331, причем сделал это настолько качественно и профессионально, несмотря на отсутствие опыта в постройке судов такого класса, что европейские судостроители только диву давались при знакомстве с кораблем. К большому сожалению, сейчас те, кто смог, переключился на "оборонку" и строит катера для нужд государственных спецслужб. Крупные игроки ушли с коммерческого рынка, переключившись на куда более стабильные сейчас госзаказы. Ситуация подтверждается и общими настроениями в отрасли, смотрите материал "Корабела": "Рынок труда в демографической ловушке".
Яхта "Pioneer Motor Yachts". Проект S76 / Pioneer Motor Yachts

На мой взгляд, чиновникам и инвесторам стоит внимательнее присмотреться к оставшимся на рынке отечественным верфям, и если в данный момент нет возможности оказать им прямую помощь, то хотя бы не мешать, "добивая" и так уже задыхающуюся отрасль.
 
Технический директор ООО "Пионер Моторные Яхты"



Комментарии   5.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 22.10.2015, 20:01Алексей, могу только согласиться. У нас в Таиланде нулевая таможенная ставка на прогулочные суда с 2004, и прогулочное судостроение с тех по сильно "просело". Везут китайский ширпотреб и прочий "брансвик и кранчи" по бросовым ценам, а на комплектующие местные строители по-прежнему платят все таможенные сборы...
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 23.10.2015, 21:44А я не могу согласиться! ))) С точки зрения владельца прогулочного судна, меня не интересует положение дел у отечественного производителя маломерных судов. Меня интересует только его продукт. А хороших предложений у нас не так много. Поэтому меня например интересует приобретение в Голландии, Швеции или Финляндии и т.д. недорогой приличной "лодки", пусть даже возрастной и потрепанной, и я категорически приветствую если с меня за нее не возьмут сумасшедших пошлин и сборов.
И, кстати, этот "поток, который хлынет из Европы" как раз и будет способствовать развитию водной инфраструктуры, т.к. на нее появится спрос. А постановка вопроса - "пусть сначала создадут инфраструктуру, а потом отечественные производители "приделают" к ней предложения" - это бред. И пусть отечественные производители "крутятся" в условиях "нахлынувшего потока лодок из Европы" - может чему-то научатся! ))) К слову сказать, хоть получат представление о нор далее...
-1+
#Назаров Альберт Георгиевич, 24.10.2015, 04:28Пошлины на суда могут быть а могут и не быть, но они должны быть сбалансированы с пошлинами на оборудование для малых судов, иначе местные производители будут в невыгодном положении.
--1+
#Донской Алексей Владимирович, 25.10.2015, 15:12Трудности, в т.ч. "невыгодное положение" должны мобилизовывать к их преодолению. Если изначально ставится задача - наполнить рынок плавсредствами, чтобы хоть как-то повлиять на развитие инфраструктуры, то не играет роли насколько сбалансированы будут пошлины (тем более, что это непростая задача). Начнет развиваться спрос на инфраструктуру - начнут активнее шевелиться местные производители. Соответственно будет повод их защищать. А изначально защищать "ущербных" (которых большинство, но ни в коем случае не все) - гробить тему развития сферы прогулочных судов, для которых наши города и так не дружественные.
-0+
#Папенко Александр Николаевич, 03.12.2015, 16:50Глубокий, грамотный анализ! Полностью согласен! Я один из экспертов, дававший интервью "Известиям",
чьи слова здесь цитируются!)
Свежие новости
У берегов Парамушира в 2024 году поднимут и утилизируют 14 затонувших судов
12:45 / события