реклама

Легитимная арматура: сложно, но нужно

0 400 4 мин
В условиях активного импортозамещения, некоторые компании предлагают зарубежное оборудование под видом отечественного. Это становится проблемой не только для заказчиков, но и для реальных производителей российской продукции, которые готовы предложить судостроительной промышленности новый качественный продукт. Мы решили рассмотреть эту проблему сразу под несколькими углами, чтобы четче оценить масштабы бедствия.
Штуцерные клапаны на сборке / Фото:
Штуцерные клапаны на сборке / Фото: "Ленпромарматура", ООО

Обстановка на рынке военного судостроения и процедура прохождения тендеров

 

Все те, кто когда-либо участвовал в тендерах на поставку оборудования по ГОЗ, знают, как проходит эта процедура. Чертежи судовой арматуры принадлежат Министерству обороны РФ, а основным калькодержателем является КБ "Армас" (АО "ЦТСС").

 

Некоторые производители арматуры уже много лет изготавливают легитимную продукцию по правильной документации. В действительности их можно пересчитать по пальцам. В последние годы на рынке появилось много поставщиков, которые не имеют никакой разрешительной документации. Более того, среди них прослеживаются и те, кто закупает импортную или старую складскую арматуру, меняют маркировку, прописывают номер нужного заказчику чертежа и выдают за свой продукт. Подобные компании выходят на тендер вместе с действительно легитимной продукцией. В 99% случаев на нее идет большой демпинг и контрафакт выигрывает тендер, что негативно сказывается на отрасли в целом: спекулянты выигрывают, реальные изготовители не имеют возможности вкладывать в развитие своего производства. Заказчика, как правило, не интересует откуда у производителя документация и какими силами он ее получил. Ему просто нужно купить изделие с военной приемкой. И это является чуть ли не единственным серьезным требованием в тендерной документации. Поэтому когда поставщики выходят на торги с заявлением, что их арматура соответствует всем требованиям, заказчик не углубляется в изучение деталей, не требует подтверждения от поставщика легальности своей документации и качества продукции.

Некачественная арматура может выйти из строя уже через несколько лет, но поставщика в таком случае это уже мало волнует, и проблема становится грузом для заказчика.

Производство "Ленпромарматура" / Фото:
Производство "Ленпромарматура" / Фото: "Ленпромарматура", ООО

Законная дорога. Как проходит процесс постановки арматуры на производство

 

Чтобы законно вступать в торги на участие в строительстве кораблей и судов, нужно изготовить арматуру по легитимной документации. Для этого производителю необходимо обратиться в Департамент Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа (ДОГОЗ) для получения указания к КБ "Армас" выдать производителю комплект конструкторской документации (КД) по ГОСТ РВ 0002-903-2021, далее встать у КБ "Армас" на платное абонентское обслуживание, поставить свою продукцию на производство по ГОСТ РВ 0015-301-2020 с обязательным участием разработчика КД и по ГОСТу проводить комплекс проверок и испытаний. Комиссия проверяет продукцию и дает разрешение на ее производство. Весь этот процесс довольно трудоёмкий, требует больших ресурсов и привлечения специалистов. А потому далеко не все производители хотят проходить все этапы и к тому же платить за это деньги. Поэтому их решением становятся махинации с документацией, складской и импортной арматурой.

 

Легитимные аналоги судовой арматуры и сложности их выхода на рынок

 

В заявке на тендер заказчик нередко указывает номер чертежа конкретного производителя (разработчика), что не позволяет производителям такой же качественной арматуры, таких же размеров и параметров выйти на торговые процедуры.

 

Так, например, компания "Ленпромарматура" в 2017 году приняла решение в инициативном порядке создать собственную линейку арматуры и обратилась с этим вопросом к Минобороны. Министерство одобрило эту идею и назначило НИИ Кораблестроения и вооружения ВУНЦ ВМФ "ВМА" (НИИ КиВ ВМФ) разработчиком технического задания. Они выдвинули требования не просто повторить стандартную арматуру, но и модернизировать ее: устранить имеющиеся проблемы, упростить сборку/разборку и увеличить ресурс. По итогу было составлено большое техническое задание. 

 

Работа велась на протяжении четырех лет. Весь процесс строго контролировался комиссией, состоящей из специалистов, представителей ДОГОЗ, Технического управления ВМФ, НИИ КиВ ВМФ, "Северное ПКБ", ЦМКБ "Алмаз", КБ "Вымпел" и других.

 

После проведения всех испытаний и приемок в соответствии ГОСТами государственная комиссия утвердила конструкторскую и технологическую документацию и подтвердила возможность серийного производства судовой арматуры. Теперь компания "Ленпромарматура" готова предложить качественную легитимную продукцию собственных разработок как для нужд ВМФ, так и для гражданского судостроения и судоремонта.

Производство "Ленпромарматура" / Фото:
Производство "Ленпромарматура" / Фото: "Ленпромарматура", ООО

Решение проблем

 

Решение данных проблем мы обсудили с генеральным директором ООО "Ленпромарматура", Анатолием Георгиевичем Федосюком. И вот какие пути он обозначил.

 

В тендерной документации заказчик может наряду с чертежом КБ "Армас" указать возможность использования аналогов (с приложением документов, подтверждающих аналогичность по массогабаритным и эксплуатационным характеристикам). Так он получит больше предложений, а производители смогут предложить свою отечественную продукцию по собственным разработкам. 

 

Что касается проблемы с участием контрафактной продукции, тут все немного сложнее. В заявке заказчику необходимо указывать обязательное предоставление подтверждения легитимной продукции. В тендерах должны прописываться условия при которых компании с контрафактом не смогут участвовать в торговых процедурах вообще. Как минимум, это обладание учтенными копиями КД (собственными или официально полученными от разработчика по ГОСТ РВ 0002-903-2021) и постановка на производство в соответствии с ГОСТ РВ 0015-301-2020 (для продукции военного назначения) или ГОСТ Р 15.301-2016 (для продукции производственно-технического назначения).

 

От этого выигрывают буквально все стороны: государство, потому что повышается активность отечественных производителей, заказчик, потому что ему предоставляется качественная продукция, и производитель, потому что работает в условиях реальной объективной конкуренции.

 

Это сложный, но единственный верный путь к производству надежной судовой арматуры.

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) пыталась ужесточить требования к поставщикам арматуры, разработав план аудита каждого потенциального поставщика. Некоторые предприятия (в том числе и "Ленпромарматура") успешно прошли проверку на соответствие, однако ни разу на тендере не встречали условие, что поставщик должен предоставить в составе заявки на участие результаты прохождения аудита ОСК.

Производство "Ленпромарматура" / Фото:
Производство "Ленпромарматура" / Фото: "Ленпромарматура", ООО

Импортозамещение на этапе проектирования

 

В данной статье мы обратили внимание исключительно на строительство военных судов. Вместе с тем, проблемы с участием отечественных производителей на рынке гражданского судостроения тоже имеются. Этому мы посвятили отдельный небольшой раздел.

 

На российских верфях активно строятся суда по старым проектам, разработанным еще без учета санкций. Запрос на импортозамещение на самом деле является запросом на реинжиниринг, производство продукции, идентичной зарубежной. А изготовление любой новой линейки — процесс долгий. И производителям судовой арматуры, и заказчикам было бы намного удобнее, если бы при проектировании учитывалась уже готовая, поставленная на производство отечественная арматура. 

 

Здесь встает финансовый вопрос. Для внесения изменений в проект требуются вложения от заказчика. Финансы для этого могут не быть предусмотрены. ООО "Ленпромарматура" призывает государство, как заинтересованное в импортозамещении лицо, активно участвовать в этом процессе. Со своей стороны компания готова пойти навстречу и предоставить проектантам 3D модели арматуры, чтобы упростить процесс изменения в готовых проектах. 

Производство "Ленпромарматура" / Фото:
Производство "Ленпромарматура" / Фото: "Ленпромарматура", ООО

Заключение

 

Сильный и надежный флот, безусловное выполнение ГОЗ требуют от судостроителей, судоремонтников, судовладельцев и поставщиков судового оборудования максимально четкого и открытого взаимодействия и выполнения всех без исключения норм и правил, предъявляемых как к продукции, так и к самим производителям. 

"Ленпромарматура", ООО Санкт-Петербург
+7(812)459-45-39



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
"Нева Тревел" открыла новый сезон навигации к "Острову фортов"
10:15 / судоходство