Ледяной холод судоремонту не помеха

- A + Автор: Петр Щеголихин КомментарииПрочитано 438 раз   |
Ледяной холод этой компании не помеха. Снег и шквальный ветер – более чем привычное дело. Там, где другие отступают, они смело берутся за инструмент и отправляют в море и реки суда. В этом материале мы вновь расскажем о судоремонте в арктических условиях, о котором не понаслышке знает компания АО "Северное речное пароходство" (СРП)
Более 160 лет СРП успешно справляется со своей работой: перевозкой грузов в порты Балтийского, Белого, Карского морей, портопункты акватории Северного морского пути, речные порты Обь-Иртышского, Енисейского и Ленского бассейнов. Предприятие располагает мощным флотом, состоящим из судов смешанного типа "река-море", морских и более 160 судов внутреннего плавания.

Фундамент для ремонта

"Судоремонтный потенциал компании – база в порту Котласа (Архангельская область) и Лабытнанги (ЯНАО). Также в наличии у СРП есть отдельные участки, на которых возможно проводить ремонтные работы, например, в порту Ямбург (ЯНАО). Кроме того, специалисты могут осуществить судоремонт на необорудованных территориях, при необходимости используя специальные технологии выкатки судна на берег. Проведение подобного рода работ позволяет не выводить флот на время ремонта из рабочего ядра в период навигации", – рассказывает заместитель генерального директора по эксплуатации флота АО "Северное речное пароходство" Ольга Крыгина.
 
Несамоходный плавучий док на основе баржи № 2701 / АО "Северное речное пароходство"

Отдельного внимания заслуживает строительство и введение в эксплуатацию несамоходного плавучего дока, построенного на основе баржи № 2701. Проект был реализован непосредственно специалистами Северного речного пароходства в 2018 году и доставлен из Архангельска в Западно-Сибирский регион для дальнейшей эксплуатации в Обском бассейне.

Не все верили в реализацию проекта и было немало дискуссий, но в итоге благодаря активной работе заместителя главного инженера пароходства Николая Филипьева, коллектива конструкторского бюро и ведущего инженер-конструктора Ирины Карзиной, инженера-конструктора Артема Кононова во главе с руководителем КБ Алексеем Грибановым все получилось. Техническое воплощение проекта дока осуществлялось на ремонтной базе ОП "СРП-Поморье" в городе Котласе под руководством Михаила Шевчука.
 
Заместитель генерального директора по эксплуатации флота АО "Северное речное пароходство" Ольга Крыгина / Корабел.ру

ОП "СРП-Поморье" в городе Котласе - ремонтная база Северного речного пароходства в Северо-Западном регионе - тоже не отстает в совершенствовании судоремонта. По словам руководителя подразделения Михаила Шевчука, для этого там оборудовали и расширили участок для подъема и ремонта подводной части судов, освоили изготовление валов и винтов, а сварщики изобретают всевозможные технические приспособления для работы.

"С того момента, как док прибыл в Лабытнанги, до настоящего времени, у нас не было ни одного дня, чтобы он простаивал", – утверждает Ольга Крыгина.
 
Ремонт корпуса / АО "Северное речное пароходство"

Специалисты пароходства в кратчайшие сроки провели испытания новой техники и сразу же подняли для ремонта четыре судна собственного флота. Теперь плавучий док – незаменимый помощник в судоремонте не только для АО СРП, но и для других компаний, так как ближайшие доки либо стапельные линии находятся в порте Сургут и Архангельске. Ремонт флота максимально приближенного к району эксплуатации, что ни говори, значительная экономия для судовладельцев.

Технические характеристики дока: габаритная длина – 93 метра, ширина – 22,86 метра, грузоподъемность – 1400 тонн

Недавно положительный опыт строительства и эксплуатации дока был представлен на Международной Арктической форумной неделе, и не удивительно, что он оказался весьма интересен представителям многих крупных предприятий.

Основная трудность – вечная мерзлота

Ремонт в условиях Севера всегда был и будет сложнее, чем в других регионах. Полярная ночь, супернизкие отрицательные температуры, обильные снегопады – стандартные условия, в которых приходится трудиться. Нередко погода вносит столь серьезные коррективы, что работа приостанавливается. Чего только стоит необходимость очистить рабочую площадку от снега и льда!
 
Расчищают снег на судне / АО "Северное речное пароходство"


Руководитель обособленного подразделения СРП-Ямал в городе Лабытнанги (ЯНАО) Алексей Дебков главной помехой в организации судоремонта считает сложности доставки материалов и оборудования для ремонта: отсутствуют дороги с твердым покрытием. Приходится привлекать авиа и железнодорожный транспорт, а иногда и тот и другой вместе, что влечет дополнительные расходы для компании.

"Отсутствие автомобильного сообщения влияет на трансфер персонала до места работы, особенно в период ледостава. В период ледохода запрещено движение самоходным судам, так как небезопасно. А судам на воздушной подушке сложно передвигаться в условиях ледостава и ледохода из-за обледенения. В особых случаях выручает вертолет, способный выдерживать самые суровые температуры", – рассказывает руководитель ямальского подразделения АО СРП Алексей Дебков.

Второй момент – непостоянство погоды. Так уж вышло, что на Крайнем Севере относительно теплые деньки быстро могут смениться метелью, усиленным морозом и снегом. Проблема перманентная, ничего в ней удивительного нет, однако также приходится учитывать, а линейно-календарный график судоремонта необходимо соблюдать. Каждая непогода вносит корректировки в график. Порой ввод в эксплуатацию судна переносится на поздние сроки. Но специалисты пароходства всегда стремятся плановые работы закончить в срок.
 
Руководитель ямальского подразделения АО СРП Алексей Дебков / АО "Северное речное пароходство"


"Руководитель должен учитывать и психологическое состояние работника, такие факторы как удаленность от дома и семьи. Нужно быть духовно сильным, чтобы уехать на Крайний Север. Девиз: "Кадры решают все!" – для руководителя кадровой службы пароходства Ольги Чупровой не просто слова. Специалисты службы Екатерина Ермоленко и Марина Шевченко тщательно подбирают персонал, ведь здоровая атмосфера в коллективе необходима для работы на Крайнем Севере", – отметил Алексей Дебков.

Профессиональные нюансы

При проведении ремонтных работ в условиях Крайнего Севера требуется обеспечивать дополнительное освещение, обогрев, горячее питание и многое другое. Отличается и сам технологический процесс, потому как проведение ремонта за полярным кругом обуславливается применением большого количества оснастки, приспособлений. Устанавливаются укрытия, обогреватели, чтобы соблюсти технологию ремонта.

Например, технологические карты жестко регламентируют сварочные работы и запрещают заниматься таковыми при температуре ниже двадцати пяти градусов. Если в других регионах можно и переждать непогоду, то в Лабытнангах восемьдесят процентов зимнего времени именно такая температура и ниже.
 
Сварочные работы / АО "Северное речное пароходство"

Одним из этапов судоремонта в обособленном подразделении СРП-Ямал является выморозка, которая позволяет не тратить дополнительные силы для поднятия судна на берег или док. По мере замерзания воды в реке под судном вырубаются и выпиливаются полости. По их готовности участок корпуса судна можно осматривать и ремонтировать, тогда как остальная его часть зафиксирована льдом реки. Порой приходится прорубать многометровый тоннель, чтобы высвободить для ремонта движительно-рулевой комплекс или другой элемент судна. Технологические особенности процесса таковы, что если допустить хотя бы малейшую ошибку, придется все делать заново.

Есть нюансы и в демонтаже. И в теплое время не просто демонтировать отдельные элементы судна, а при низких температурах подавно. Приходится использовать промышленные обогреватели.
При работе с обшивкой корпуса самое главное – строго контролировать геометрические параметры. Ее снятие приводит к ослаблению конструкции, и на первый план выходит нивелировка судна. Если отнестись к этому халатно, особенно в условиях изменчивой погоды, – на выходе судно станет непригодным для эксплуатации.

"У нас таких случаев, к счастью, не было, потому как инженерно-технический состав работников – высокой квалификации. Люди не по одному десятку лет отработали на флоте, ремонте. "Детские" проблемы в нашем коллективе давно вылечились", – Алексей Дебков.

В остальном же, с технологической точки зрения, ремонт принципиально ничем не отличается от того, что делается во всем мире. Оборудование применяется практически одинаковое. Только со специальным индексом для холодной местности. Покраска проходит в штатном режиме в осенне-весенний период.

Люди и технологии

И все-таки самым важным условием успешного судоремонта является мастерство профессионалов, специалистов. Каждый год им приходится сталкиваться с разными задачами и порой решать их с нуля, осваивая новые технологии и применяя современное оборудование. Иногда в ходе судоремонта появляются идеи, которые реализуются прямо в его процессе.
 
Судоремонт в условиях Арктики / АО "Северное речное пароходство"

"Наш коллектив в преобладающей части молодой, задачи воспринимаются с большим интересом и энтузиазмом", – отмечает Алексей Дебков.

Совсем недавно при непосредственном участии главного инженера ОП "СРП-Ямал" Максима Зелинского стартовали первые работы по ремонту гребных валов и поворотных рулевых насадок с судов различных проектов. Максим разработал и внедрил множество видов приспособлений и оснастки.

В прошлом году был приобретен универсальный наплавной станок, который используется при наплавке шеи гребных валов (полуавтоматическая сварка в среде защитных газов). Сварщики ремонтно-механического участка Сергей Иванов и Владимир Лазаренко освоили новое оборудование. В Обском бассейне ОП "СРП-Ямал" единственные, у кого такое есть. Туда же приобрели новый десятиметровый токарный станок для ремонта и изготовления гребных валов. Токаря-фрезеровщики Александр Добычин и Дмитрий Клочинский уже изучили систему.
 
Судоремонт в условиях Арктики / АО "Северное речное пароходство"

Отдельно отметим, что в период судоремонта 2020 года в док было поднято 65 судов. Не подводит и команда дока. Хорошо зарекомендовала себя бригада судоремонтников, работающих в доке, во главе с молодым 31-летним руководителем – шкипером плавучего дока Артуром Лутфуллиным.

Послесловие

Продолжается ремонт и переоборудование флота для работы в районах Крайнего Севера под руководством одного из самых опытных специалистов пароходства – главного инженера Валерия Мочалова и опытнейшего наставника инженерной службы, заместителя главного инженера Николая Филипьева.

На долю Северного речного пароходства на Ямале выпал колоссальный объем работ по судоремонту. На территории водоотведения находится 67 единиц самоходного и несамоходного флота.
В этом году специалисты-судоремонтники уже переоборудовали две баржи. В данное время продолжается модернизация флота.
 
Судоремонт в условиях Арктики / АО "Северное речное пароходство"

Коллектив быстро учится новому и принимает грамотные решения.
Северное речное пароходство не останавливается в своем развитии и всегда готово к работе и сотрудничеству.

Материал по схожей теме:
 

Наши новости в Telegram

Автор: Петр Щеголихин
Поделиться новостью
"Северное речное пароходство", АО Россия, Архангельск+7 (8182) 608 611-3312


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость