Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала
- A + КомментарииПрочитано 6478 раз   |

 Этим материалом мы открываем новый раздел – "Наши репортажи". Мы не ставим целью предоставить нашим читателям всесторонний анализ ситуации на судостроительных предприятиях, просто хотим рассказать о том, что происходит на местах. У всех на слуху крупные верфи, а вот что есть на десятках менее заметных предприятий, часто остается "за кадром". Однако и там кипит жизнь, возрождаются и, к сожалению, умирают некогда градообразующие мощности. Первый наш маршрут пролегает в Карелию.

 

Прямо от въезда в регион и на всем протяжении нашего пути были на удивление неплохие автомобильные дороги. То ли время нашей поездки пришлось на ежегодный ремонт покрытия, то ли одну из двух главных проблем России в одной отдельно взятой области решить все-таки пытаются, но факт налицо, после Лодейного поля ехать одно удовольствие. В планах было разузнать об "Онежском судостроительном заводе" и судозаводе "Авангард" в Петрозаводске. Скажем заранее, результаты поездки неоднозначные.
Петрозаводск – аккуратный город, областной центр на берегу Онежского озера, размеренный, чистый и по-северному красивый. Люди доброжелательны, и во всем чувствуется влияние Финляндии, из которой и сегодня постоянно приезжают туристы – посмотреть на бывшие свои территории.
Однако корабелам на Онежском озере в последние годы пришлось туго. Расформированное Беломоро-Онежское пароходство перестало давать постоянную занятость, а чехарда с собственниками и смена стратегий и теперь не способствуют развитию и процветанию.
ЗАО "Онежский судостроительный завод", на который мы направились в удачно солнечное утро, появился на берегу Онежского озера по решению Совета Народных Комисаров в 1944 году, задействовав уже существовавшие финские слипы. Предприятие занималось ремонтом судов Беломоро-Онежского пароходства, принимало суда на отстой. В середине 90-х годов, когда пришло время замены устаревшего флота, владелец предприятия – концерн "Орими" - принял решение создать собственное судостроительное предприятие на базе мощностей Петрозаводской и Медвежьегорской РЭБ. Под новые производственные процессы и разросшийся штат пришлось кардинально модернизировать мощности, что и было выполнено, благо деньги владелец выделял в необходимом объеме. В 2009 году на предприятии работало чуть менее 1000 человек.
Первое, что бросилось в глаза еще до въезда – облагороженная территория. Не только клумбочки и скамеечки – но чисто выметенные дорожки, крашеные стены и отсутствие мусора. Генеральный директор, Майзус Владимир Борисович, несмотря на занятость в связи с переоформлением документов вновь перекупленного завода, уделил нам время и дал несколько комментариев относительно последних событий на предприятии.
Новым владельцем стало ОАО "Русская финансовая корпорация", перекупившая бизнес у "Орими". По словам Майзуса, она декларирует создание серьезного судостроительного актива, и уже начала подбирать профессиональную команду. В прошлом году, в период неопределенности с владельцами, произошла вынужденная остановка производства, штат сократился наполовину, новых заказов не привлекали. А между тем с 2005 года завод спускал на воду теплоходы, в год по три штуки, и в 2010, несмотря на сложности, сдали последние, находящиеся в заделе, четыре — три речных и один смешанного плавания. В настоящее время на верфи работает около 500 человек. Средняя заработная плата – около 18 000 рублей в месяц, квалифицированные работники зарабатывают до 50 000, что очень прилично для Карелии. В связи с возобновлением производства, после годовой "непонятки" с перспективами, персонал набирают. Планируют восстановить численность в течение этого года. Сейчас для иностранных покупателей разворачивается строительство танкеров проекта RST07 длиной 138 м. С новым владельцем у хорошо зарекомендовавшего себя в последние годы завода появился реальный шанс отстоять свое место на рынке и расширить присутствие в нише строительства речных судов и судов смешанного плавания.
Сегодня предприятие своими силами выполняет все технологические процессы, за исключением, разве что, цинкования. Непривычно видеть, чтобы действительно практически всё, включая изготовление фланцев и дельных вещей, мебели, электромонтажные и малярно-изоляционные работы, и даже изготовление электрощитов выполняли штатные специалисты верфи. Кроме того, изготавливать самим приходится и для скорости — часто это проще, чем ждать груз от не всегда благонадежного поставщика. Такая организация производства, видимо, - "родимое пятно" РЭБ, из которой был создан этот завод. Инспекторы компаний Jotun, Geely, представители Регистров обосновались в административном здании завода. Директор предприятия оценивает результаты так: "качество у нас повыше, поскольку технологии поновее, чем у основных конкурентов, а цены чуть пониже".
По заводу нас водил главный инженер, Горнак Юрий Петрович. В год здесь перерабатывается около 5-6 тыс. т металла. На слипе 11 дорожек, что позволяет вести не только новострой, но и ремонтировать суда. В частности, в период нашего посещения там стояли 3 "Кометы", сгоревший и восстанавливающийся на заводе сухогруз и "широко известный в узких кругах" скоростной катамаран "Капитан Корсак", с пробитыми корпусами и картерами двигателей, владельца которого ищут уже около года и никак не могут найти. Из-за недостатка площадей при обилии заказов приходится работать в полторы-две смены. Впрочем, недавно верфи выделили несколько гектаров прилегающих портовых территорий, освободившихся после расформирования пароходства. Станочный парк в цехах постепенно обновляется. Не всегда это новые станки, часто -  приобретенные после капитального ремонта, но видно, что оборудование достаточно для задач верфи и не простаивающее в процессе пуско-наладки. Заготовительное и листогибочное производство было организовано "с нуля" за 9 месяцев. Дробеметная установка - спроектирована и установлена инженерами завода. Имея в виду, что погодные условия Карелии не способствуют проведению малярных работ под открытым небом, а окрасочная камера для корпусов судов - непозволительная для предприятия такого масштаба роскошь, местные "кулибины" смастерили на стапеле передвижной ангар, длиной 36 метров, который оборудован лесами и тепловентиляторами, и позволяет порайонно производить окраску корпусов даже зимой.
Закладка головного танкера проекта RST07, который придет на смену строившимся ранее сухогрузам, была запланирована на 20 мая (через неделю после нашего посещения), в сборочном цехе формируются закладные секции. Однако в трубогибочном цехе мы обнаружили гору труб. На вопрос – куда трубы? Ответ – на танкер. Делаете по эскизам? Да. Не боитесь ошибок? Нет, хотя, конечно, переделки будут. Но ведь научились же мы стыковать секции без припусков, значит, и по трубным эскизам сработаем.
Основным проектантом для верфи выступает "Морское инженерное бюро", которое, как известно, не утруждает себя разработкой рабочей документации. Наш вопрос о том, кто выпускает рабочие чертежи и исполнительные ведомости, вызвал недоумение: "Конечно, сами. Ведь у нас мощный конструкторско-технологический отдел, 24 человека, в том числе 8 конструкторов и 8 технологов. Они и разрабатывают".
Перечислять можно долго, важно одно — все процессы на заводе хорошо организованы. Какой бы ни была ситуация с заказами, завод, в каждой раздевалке которого, в каждом цехе, помимо комфортабельных шкафчиков и душевой, организована сауна, кухня с бытовой техникой, которая не у каждого дома имеется, стиральными машинами и сушилками для спецодежды, однозначно, заслуживает уважения.
А вот на "Авангард" нам не пришлось даже заехать. Его состояние лучше всего охарактеризовали его бывшие работники, теперь трудящиеся на "Онежском": "Авангард" – все, накрыли его. Оборудование всё, всё продано, территория сдана в аренду, там офисы, мойка машин. Даже цех пластмассового судостроения, построенный в начале 90-х, полностью оборудованный, с последней технологией и современными очистными сооружениями, разворован. Рабочие — кто не на Онежском, тот в Петербург, Шлиссельбург, или даже в Испанию уехал. Нет больше "Авангарда".
Приятно, в любом случае, увидеть на берегу Онежского озера работающий, полноценный завод. И крайне прискорбно, что его ближайшие соседи не выдержали последних потрясений. Республика Карелия могла бы активно развивать туризм, как круизный, с посещением Кижей, к примеру, где были бы востребованы пассажирские теплоходы. Или эко-туризм, организацию рыборазводных хозяйств, плавучие гостиницы, небольшие санатории — вариантов множество, природа здесь уникальная. И как пришлась бы кстати местным рыбакам продукция уникального цеха на "Авангарде". Но завода нет, цех разграблен, ремонтная база скоро исчезнет, а рабочие катаются на заработки, вместо того, чтобы работать рядом с домом, женами и детьми.
Знак на въезде на предприятие
Вдалеке виднеется котельная
Генеральный директор Онежского судозавода - Майзус
Территория завода отличается чистотой
....и в сушилке, актуальной для прохладного климат
... в душевой..
Здесь чисто в раздевалке,...
Комната отдыха электромехаников.
За состоянием зданий следят.
На кухнях - микроволновки. холодильники...
... чайники и стиральные машины.
Над уличными складами - навесы.
P1130842.JPG
P1130845.JPG
P1130862.JPG
P1130843.JPG
P1130860.JPG
P1130866.JPG
P1130854.JPG
P1130865.JPG
P1130861.JPG
P1130848.JPG
P1130847.JPG
P1130867.JPG
P1130876.JPG
P1130873.JPG
P1130875.JPG
P1130870.JPG
P1130878.JPG
P1130897.JPG
P1130895.JPG
P1130896.JPG
P1130890.JPG
P1130893.JPG
P1130894.JPG
P1130882.JPG
P1130889.JPG
P1130881.JPG
P1130891.JPG
P1130898.JPG
P1130899.JPG
P1130908.JPG
P1130902.JPG
P1130903.JPG
P1130913.JPG
P1130907.JPG
P1130906.JPG
P1130911.JPG
Поделиться новостью
"Онежский судостроительно-судоремонтный завод", ООО
Россия, Петрозаводск+7(921)010-54-41, +7(8142)330-321
"Судостроительный завод Авангард", ОАО Россия, Петрозаводск+7(8142)57-10-99

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   4.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#С.ю.ковалчик, 28.05.2011, 11:27Очень интересно написано! Спасибо!
Направо пойдешь Онежскую Судоверфь найдешь, налево пойдешь Авангард найдешь.
Вся страна стоит на распутьи. Но человеку ближе то, что направо. Ведь это творение, работа, создание, а не разрушение созданного.
С небольших ручьев начинаются большие реки.   Но пока большая река из маленьких ручейков возникнет пройдет много времени и надо усилие всех.
Нашей задачей является создание  этих маленьких ручейков, даже , если кажется, что ничего после этого не изменится. Но именно это создание и творение принесет нам радость и веру в то самое главное и положительное, поможет нам выпрямиться и смотреть вперед.
-0+
#Рыдловский Владимир Петрович, 29.05.2011, 21:55Было бы интересно более подробно узнать об отдельных достижениях завода в технологии и организации работ.
-0+
#Михаил Коновалов, 30.05.2011, 09:41Утеря "Авангарда" это несовершенство идеологии частно-государственного партнерства. Она гораздо шире, а ее понимают довольно узко, рассматривая только софинансирование. Наука недостаточно работает. И что печально, что это никому не нужно.
Приведу личный пример: недавно я написал кандидатскую. В общем понимании тема называется так: организационнно-экономические аспекты развития воднотранспортной системы в условиях инновационной экономики, где показал, как можно не то чтобы кардинально вытащить из провала речной транспорт, но подкорректировать его развитие. Но диссовет ВГАВТА по экономической специальности "транспорт" ее не принял к рассмотрению. Мотивировано тем, что объект исследования: транспортные предприятия и организации.
Хотя:
Содержание этой области исследования: явления и процессы, свойственные
транспорту как специфической отрасли человеческой деятельности;
производственные отношения в сфере транспорта, закономерности его
функционирования, планирования, управления и развития. далее...
-0+
#Францев М.Э., 31.05.2011, 10:15Поскольку мне довелось работать в Беломорско-Онежском пароходстве во второй половине 80-х годов, а, затем, во время работы в ЦКБ «Нептун» и, впоследствии, в течение многих лет иметь дело с СЗ «Авангард», хочется поправить некоторые неточности в статье, которые, как мне кажется, искажают смысл произошедшего с судостроительной промышленностью в Петрозаводске. Итак, по порядку. На начало 90-х годов там имелось три предприятия: СЗ «Авангард» (Минсудпром СССР), основная продукция – базовые немагнитные (деревянные с оклейкой стеклопластиком около 60 м длиной 49 м, 460 т) тральщики пр. 1265 «Яхонт» - 3-4 в год и ширпотреб – креветколовы «Лаукува», мини-сухогруз «Кижи» и прочее, разнокалиберное, ровно ничего не определяющее в экономике завода, т.к. он вырос из неспециализированного предприятия «Северная Точка» и жил и работал только для и за счет поставок тральщиков на флоты европейской части СССР -СФ, БФ, Ч. (Во Владивостоке был завод, выпускающий корабли этого проекта для ТФ). На начало 1992 года на стапеле было 3 корабля, один в готовности 95%, остальные ниже – так и сгнили – МО РФ не выделило на достройку ни копейки. СЗ «Авангард» имел, таким образом, уникальное производство деревянного судостроения, качественный лес для которого поставлялся со всего Союза, т.к. в Карелии, к тому времени, его не было. Производство стальных судов было сугубо вспомогательным. За счет заказов МО СССР был построен и содержался микрорайон завода «Ключевая», который отапливал тоже завод, имевший очень серьезное паросиловое хозяйство, предназначенное для сушки леса. Предполагалось из-под СПб перевести производство стеклопластиковых тральщиков «Сапфир» и др., для чего, аккурат к 1991 году, был построен современнейший цех. далее...

Предыдущая новость