Калининград: когда флот есть – блокады нет

- A + КомментарииПрочитано 1731 раз   |
Поступательное наращивание числа судов, связывающих Россию с самым западным из ее регионов, постепенно сводит на нет все усилия наших «недрузей» по организации его сухопутной блокады. Хочется надеяться, что в дальнейшем пополнении «калининградского» флота ведущие роли будут принадлежать именно отечественным верфям.
Спуск парома "Генерал Черняховский" / Фото: "Росморпорт", ФГУП
Уже в первую неделю октября на линии, соединяющие Калининградскую область с «Большой Землей» должны выйти сразу три судна: абсолютно новенький автомобильно/железнодорожный паром «Генерал Черняховский» и его гораздо более возрастные коллеги: «СМП Северодвинск» и «Волго-Балт 203». И хотя их размеры, а также эксплуатационные возможности представляются несоизмеримыми, важность присоединения их обоих к уже действующим судам на данных маршрутах судам трудно переоценить. Итак...

Полку маршалов прибыло...
Предполагается, что «Генерал Черняховский» выйдет уже на новую (зарегистрирована в августе текущего года) линию от Морского порта Усть-Луга до самого Калининграда (а не только до п. Балтийск), на которой с момента организации работали однотипный с ним «Маршал Рокоссовский» и универсальное (многофункциональное) транспортное судно «Урса Майор», ранее носившее имя «Спарта III».

Примечательно, что проект данной линии предусматривает возможность захода паромов непосредственно в Большой порт Санкт-Петербург, а также в немецкий Зассниц, расположенный вблизи от крупнейшего в стране железнодорожно-портового узла Мукран в прошлом официальных «морских ворот» Германской Демократической Республики.
Грузовой паром "Балтийск" / Фото: Кронштадтский морской завод
Таким образом, число транспортных судов на данном направлении достигнет полудюжины, а грузооборот на нем (по различным оценкам) возрастет на 400-600 тысяч тонн в год.
Суда, работающие на линии п. Усть-луга/Большой порт Санкт-Петербург – Калининград (– Зассниц)
  Название Тип
Проект
Валовая Вместимость/
дедвейт, т
Основные размерения, м Грузоподъемность Скор. Max узл. Год пост-ки Верфь, место постройки
1 «Балтийск»
«Railship II»
ж/д паром
CNF05
20 729/10 000 187,7х21,6х6,5 115 вагонов
76 авто
12 пасс. (каюты)
18,7 1984 Schichau, Бремергафен
Германия
2 «Амбал»
«Railship III»
ж/д паром CNF05 20 729/10 000 187,7х21,6х6,5 115 вагонов
76 авто
12 пасс. (каюты)
18,7 1990 Schichau, Бремергафен
Германия
3 «Маршал Рокоссовский» авто-ж/д паром Аrc4
CNF19M
20 661/ 7 818 199,9х27х6 80 вагонов
15 трейл.
12 пасс. (каюты)
16,5 2020 Kuzey Star
Тузла
Турция
4 «Генерал Черняховский» авто-ж/д паром Аrc4
CNF19M
20 661/ 7 818 199,9х27х6 80 вагонов
15 трейл.
12 пасс. (каюты)
16,5 2021 Kuzey Star
Тузла
Турция
5 «Урса Майор» («Спарта III») Мультиф-судно
Ro-Ro/Lo-Lo
Ice Class IA
Scan Britania
12 679/9 490 142х23х6,6 800 ТEU
24 трейл.
14 2009 Detlef Hegemann Берне Германия
6 «Спарта» Мультиф-судно
Ro-Ro/Lo-Lo
Ice Class IA
Scan Аrctic
10 315/6 786 126,5х20,2х6,6 641 ТEU/316 FEU
35 трейл.
15 2003 Detlef Hegemann Берне Германия
При этом средний возраст задействованного на линии флота снижается до вполне приемлемых (особенно по российским меркам) 17,5 лет, а ассортимент перевозимых грузов (благодаря совместному использованию крупных паромов двух типов и многофункциональных судов) становится практически неограниченным.
 
Многофункциональное судно "URSA MAJOR" / Фото: "Росморпорт", ФГУП

Достаточно оперативный ввод в эксплуатацию «Генерала Черняховского» примечателен еще и тем, что:
1. Он стал уже вторым паромом подобного типа для российского флота, построенным по проекту российских же конструкторов из Морского инженерного бюро. И хотя непосредственно работы по сооружению «Генерала» (как и его собрата «Маршала») проводились на верфи Kuzey Star в турецкой Тузле, самое активное участие в них принимали наши отечественные корабелы с Невского судостроительного завода. По совокупности, это вселяет определенные надежды, что следующие паромы (причем не только для Калининграда) будут строить уже на российских верфях – тем более, что руководством страны и отрасли недавно было принято решение «расчехлить» программу крупнотоннажного судостроения.

2. Оба парома являются двухтопливными судами, то есть их пропульсивные установки адаптированы к работе как на традиционном низкосернистом горючем, так и на природном газе, запасы которого хранятся на судне в сжиженном состоянии. Предусмотрена возможность работы на СПГ и для бортовой системы генерации электроэнергии. Помимо чувствительной экономии (природный газ для отечественных потребителей стоит сущие копейки) повышенная подобным образом экологичность открывает перед судами дорогу в пост-санкционную Европу (вспомним Зассниц и Мукран). А еще – гарантирует им долгую и счастливая эксплуатационная жизнь, несмотря на постоянное ужесточение «зеленых» инициатив Международной морской организации (IMO), которые так осложняют работу судовладельцам и корабелам.

3. Как и его предшественник «Рокоссовский», паром «Генерал Черняховский» имеет ледовый класс Arc 4 (ЛУ-4), что предполагает возможность осуществлять самостоятельное плавание даже в однолетних арктических льдах толщиной до 80 см в период летне-осенней и до 60 см – зимне-весенней навигации. При этом обеим многофункциональным «Спартам» присвоен Ice Class IA (По Ллойду), что позволяет им осуществлять самостоятельные (без ледокола) переходы при толщине однолетнего льда на Балтике до 80 см, а в полярных морях – до 60 см. Таким образом, к настоящему четыре судна из шести в условиях сравнительно мягкой балтийской зимы могут осуществлять круглогодичные грузоперевозки без специального ледокольного сопровождения или с минимальным его использованием.

Таковы предварительные оценки потенциала эскадры крупных паромов и многофункциональных судов на Калининградском направлении. А как обстоят дела у их более скромных по размерам, но никак не менее трудолюбивых собратьев, работающих на линии Бронка – Калининград?

...И «рабочих лошадок» прибавится
Стоит напомнить, что эта линия была организована в самый сложный (начальный) период блокады Литвой как автомобильных, так и железнодорожных перевозок всех подсанкционных товаров в Калининградскую область. В то время на основной водной «дороге жизни» (Усть-Луга Балтийск) работало всего три парома «Балтийск», «Амбал» и (с апреля 2022-го) «Маршал Рокоссовский» и срочная организация дополнительного канала грузоперевозок оказалась критически важной.

Примечательно, что линия от контейнерного терминала Бронка (п. Ломоносов) была открыта в кратчайшие сроки: 18 июня официальный Вильнюс объявил о начале блокады транзита, а уже 27-го в свой первый рейс на Калининград вышло универсальное (контейнеры+генгруз) судно «Холмогоры», в спешном порядке «одолженное» у Северного морского пароходства. В июле к нему присоединился «Капитан Миронов» и тройка «малышей» СТК – судов типа река-море немецкой постройки 1980-х гг, впоследствии переоборудованных по пр. 326.1. Несмотря на свою сравнительно скромную грузоподъемность и небольшую скорость, этой «великолепной пятерке» удалось в значительной мере содействовать снабжению самого западного региона России всем необходимым, между тем как потенциал основной (паромной) эскадры был существенно увеличен благодаря вводу в эксплуатацию обеих «Спарт».

С прибавлением же новых «универсалов» – «СМП Северодвинска» и «Волго-Балта 203» численность второй (малой) эскадры будет доведена уже до семи единиц, соответствующим расширением ее существующих возможностей.
Суда, работающие на линии Бронка (Ломоносов) – Калининград
  Название Назначение
Тип/Проект
Валовая Вместимость/
дедвейт, т
Основные размерения, м Грузоподъемность, т, TEU Скор. max узл. Год пост-ки Верфь, место постройки
1 «Холмогоры» Контейнеровоз, Ген. Груз
М.Ломоносов
4 870/2 986 98,5х19,9х5,9 370 TEU 14,5 1995 Lürssen – Krögerwerft Рендсбург
Германия
2 «Капитан Миронов» Судно генгруз
Капитан Лусь
Пр.15750
4 998/4 678 98х18х7 4 350/173 ТEU 15 1995 Выборгский ССЗ
г. Выборгский
Россия
3-5 СТК-1004, 1019, 1023 Судно генгруз
СТК
Пр.326.1
01.01.73 82,4х11,6х3,3 1540 9 1984-1989 Boizenburger
г. Бойценбург
ГДР
6 «СМП Северодвинск»* Судно генгруз
Новодвинск
4 106/6 529 119х13,4х6 256 TEU 11,5 2007 Peters, г. Кампен
Нидерланды
7 «Волго-Балт 203»* Судно генгруз
Пр. 2-95A
2 516/ 3 208 119х13,4х3,86 3500 10 1977 Závody ťažkého strojárstvа
г. Комарно, Словакия
*Примечание: с октября 2022г
При этом представляется весьма вероятным, что в ближнесрочной перспективе она получит дополнительные пополнения, причем не только за счет очередных «заимствований» из Северного и Азово-Черноморского регионов, но и (очень бы хотелось надеяться) – новыми судами, построенными на отечественных верфях.

Подобный прогноз представляется тем более оправданным, что благодаря помощи государства морские перевозки между Калининградом и «Большой Землей» с недавних пор обретают черты все более выгодного бизнеса.
 
Спрос + инвестиции = предложение
Буквально на прошлой неделе российское Правительство сообщило о выделении субсидии
для Калининградской области целевой субсидии в 5,5 млрд. рублей. Почти четверть этой суммы (1 млрд 377 млн. руб) должен получить Росморречфлот – как раз на развитие морского сообщения с регионом. По предварительным оценкам Кабмина, использование особого льготного тарифа позволит только до конца текущего года перевезти морским путем до 900 тыс. тонн различных грузов.

Проект же Федерального бюджета на 2023 год предусматривает увеличение субсидирование морских грузоперевозок в/из Калининградской области еще на 3 млрд. 881,2 млн рублей. Похоже, руководство нашей страны намерено оперативно обеспечить перевод максимально возможного (в идеале – полного) объема грузоперевозок в искусственно изолированный «непартнерами» регион с сухопутных на морские маршруты.

Итак, грузовая база в наличии, а теперь и средства в поддержку новой транспортной программы также есть. Теперь остается обеспечить ее выполнение необходимым тоннажом, то есть всеми возможными способами продолжать активное наращивание сил Калининградского флота. Хоть он и не военный, но задачи сегодня решает вполне стратегические, а значит и отношение к этому флоту должно быть особое – включая и реализацию заказов на строительство новых судов, которые при сложившихся обстоятельствах вполне могут быть приравнены к Гособоронзаказу.

Так что перед отечественными (и особенно балтийскими) корабелами открывается весьма перспективное поле деятельности, успешным итогом которой вполне может стать длинная табличка новостроя, в последней графе которой (верфь, место постройки) будут значиться исключительно названия российских судостроительных предприятий и городов.

 
Поделиться новостью
Телегам Канал Корабелов

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь

Предыдущая новость