реклама

"Импортозамещение мозгов", или Философия будущего отечественного судостроения

0 1475 4 мин
Зачастую за импортозамещением стоит отверточная сборка. Иностранная компания открывает в нашей стране сборочный участок, прикручивает шильдик – уровень локализации уже 90%-100% — и может пользоваться преференциями отечественного производителя. В основном такие "отечественные" производители заключают контракты и ведут свои расчеты в иностранной валюте. Это опасное явление в условиях зарождающегося отечественного производства судового оборудования.

Эта тема не раз горячо обсуждалась с нашими производителями, и редакция нашего портала решила в этой статье описать достаточно интересный взгляд Троицкого кранового завода (ТКЗ) на эту проблему.
ООО "Троицкий крановый завод"

Руководство ТКЗ пропагандирует такой подход – современное отечественное предприятие должно создавать в нашей стране в первую очередь идею и алгоритмы воплощения этой идеи в жизнь (интеллектуальный продукт), а не гнаться за иностранными партнерами в надежде показать некую локализацию "гаек и болтов". Локализация никогда не приведет к созданию и приумножению интеллектуального продукта. Локализация не требует наличия высококвалифицированных разработчиков, не предполагает сотрудничество с нашей наукой. У ТКЗ был опыт поставки иностранной продукции, был опыт приобретения проектов и производственной кооперации с иностранными партнерами. Но это не решает главной задачи предприятия и страны сегодняшнего дня – не только догнать более опытных иностранных коллег, но и перегнать, получить технологическую независимость. Покупка проектов тоже не является панацеей — проект это всего лишь вершина айсберга, является результатом работы по определенным алгоритмам. А вот алгоритм – это настоящая ценность. К примеру, имея рецепт "Биг Мака", не построишь такую империю, как "МакДоналдс".

Новый современный подход к бизнес-процессам предприятия – то, на чем сосредоточен ТКЗ. Это необходимая атмосфера для создания высокотехнологичной, качественной, конкурентной продукции. Более подробно нам рассказали о процессе создания проектов и собственного программного обеспечения.

Важнейшим этапом каждого проекта является планирование и мониторинг. Не зря говорят, что каждая потраченная минута на планирование экономит десять при реализации проекта. И для этого применяется удобный инструмент с широким функционалом Redmine, который позволяет каждому участнику процесса в режиме реального времени сообщать данные о ходе выполнения проекта, формировать нижние этажи планирования.

Создание любого нового проекта начинается со сбора и глубокого анализа имеющейся нормативной документации, научных работ и публикаций, отечественного и иностранного опыта. Формируется концепция и структура проекта. Далее начинается кропотливая проработка модулей математической модели, полностью описывающей изделие и позволяющей определить его параметры и требования к комплектации. Например, для судового крана с шарнирной стрелой это 12 модулей, суммарно состоящих из порядка 300 листов программного кода.

Эта программа позволяет анализировать огромные массивы данных и определять оптимальные параметры крана. То есть, меняя исходные данные, мы можем моментально получать предварительные параметры металлоконструкций, диаграммы грузоподъемности, полные данные для выбора комплектующего оборудования.

Далее процессы запараллеливаются – выводной блок данных математической модели является исходником для проектирования нашими специалистами системы гидравлики крана, подключается группа электропривода и АСУ. В этих направлениях действуют те же принципы – только программные решения. После того, как сформированы принципиальные схемы, вся производная информация генерируется уже автоматически — кабельные и трубные журналы, схемы соединений и подключений, компоновка внутри шкафов и панелей. ПО позволяет проводить симуляцию работы систем, что резко снижает вероятность ошибки.
 
ООО "Троицкий крановый завод"

Группа АСУ разрабатывает архитектуру комплексной системы автоматизации крана, опираясь на передовой опыт и новейшие достижения в области систем управления. Применение современных свободно программируемых логических контроллеров, графических сенсорных панелей оператора, быстрых и надежных промышленных сетей передачи данных, в совокупности дает возможность построить умный судовой кран. На всем нашем оборудовании устанавливаются системы мониторинга, обеспечивающие безопасную эксплуатацию изделия. Система напомнит, в какой момент необходимо провести ТО, сообщит о текущем состоянии оборудования. 

На основании данных математической модели начинается разработка каркасной геометрии крана (см. карт.), что позволяет на дальнейших этапах с минимальными трудозатратами изменять модель и ассоциированные с ней чертежи. По каркасной геометрии строятся твердотельные модели, размещаются исполнительные механизмы и производятся проверочные расчеты МКЭ, причем все расчетные комбинации нагрузок генерирует математическая модель, анализируется кинематика. Результаты сравниваются с математической моделью.
 
ООО "Троицкий крановый завод"


Обратная связь позволяет совершенствовать наши программные продукты, прошивки, основываясь на практической эксплуатации нашего оборудования. 

Если речь идет не о штучных изделиях, а о потоке единичных изделий, как, например мостовые и козловые краны, производимые предприятием, доступная степень автоматизации процессов расчета и проектирования увеличивается. В математическую модель добавляются модули выбора комплектующих из баз данных, модули расчета трудоемкости, стоимости и логистики. На данный момент без CAD-модуля уже тестируется так называемый конфигуратор – программный продукт, анонсированный директором ТКЗ в предыдущем интервью.

Используемые нами программные продукты компании PTC позволяют всему предприятию находиться в одном информационном пространстве, иметь доступ к электронному архиву предприятия в любой точке мира, позволяют конструкторам коллективно работать над одним проектом, находясь в разных городах. Очень удобно, когда мастер в цеху может оперировать данными 3D-модели, которую он может открыть с рабочего компьютера или планшета просто через браузер. Такая практика резко снижает вероятность ошибки на производстве, облегчает сборку. Сейчас ведется работа по полному отказу от бумажного архива. Основным документом на предприятии является электронная модель. Все остальные документы вторичны. Все процессы согласования, утверждения документации и ее корректировки проходят с помощью PLM системы Windchill. Вся версионность документов хранится в электронном архиве, что позволяет видеть, кем, когда, по каким причинам произведены изменения, и при необходимости есть возможность откатить модель до необходимой версии. Электронная структура изделия позволяет быстро и удобно генерировать спецификации, ведомости, информацию для отгрузки и сопроводительной документации. ПО позволяет реализовывать один из наших принципов – обеспечение полной преемственности данных. То есть информация, единожды введенная сотрудником в систему, не должна вводиться повторно.

На данный момент ведется разработка математической модели судового крана в целом (механика, гидропривод, электропривод, управление) в едином пространстве, которая будет позволять анализировать динамические процессы при подъеме грузов при качке судна, при подъеме груза со дна, удержании груза на заданной глубине в режиме реального времени. Это позволит получать более точные данные по динамике процесса и создавать более совершенные системы. Это пограничные задачи науки и техники.

Ведется совместная работа с компанией PTC по тестированию технологии дополненной реальности. Эта технология выведет на совершенно новый уровень работу человека с нашим оборудованием. Процесс обслуживания оборудования будет приносить удовольствие. Так, взяв гаджет и наведя его на оборудование, вы сможете получить информацию о его состоянии, в том числе во время работы, сможете запросить информацию по обслуживанию комплектующих, получить подсказку по сборке/разборке оборудования.

Решение этих задач неотделимо от нашей основной цели – мы стремимся предлагать клиенту изделие максимально соответствующее его запросам.

Будем с нетерпением ждать новых встреч с коллективом ТКЗ и обязательно расскажем вам о реализации анонсированных в статье проектов.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
СК "АРК" доставит на Балтику из Астрахани негабаритный груз весом более 700 тонн
11:04 / судоходство