Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

"Hela" - путь от немецкого военного корабля до яхты

- A + КомментарииПрочитано 9515 раз   |
Несколько лет назад в одной из Севастопольских бухт можно было увидеть обветшавшее судно с классической архитектурой 30-х годов, которая отличала его от всех кораблей, стоящих там. Это была "Ангара".
Судно
Судно
Судно
Судно
Судно
Судно
Судно
Судно
Судно
Судно
Судно
Судно
Судно
Судно
Судно
Судно
Судно
Судно

 

Судно "Ангара" / Олег Кулешов


Судно "Ангара" заложено под именем "Hela" 23 ноября 1937 года на верфи "Штулькен-Зон", в Гамбурге. В интернете можно встретить её под именем "Aviso Hela", но это не правильно. Не верна красивая попытка перевода "Aviso Hela" как "Бегуща по волнам". Эта путаница с бывшим названиям развивается благодаря Севастопольским экскурсаводам, которые её так нарекли не думая о переводе. 

Авизо (от итальянского avviso – уведомление) – небольшое быстроходное судно, применявшееся для разведки и связи до начала ХХ века. Хела – немецкое название Хельской косы – полуострова, отделяющего часть Гданьской бухты от Балтийского моря. Так как "Hela" была заложена в 1937 году, то название было выбрано в качестве замены старой "Hela" (Бывшего тральщика врёмен первой мировой войны М135). Старая "Hela" была переименована в "Gazelle" 30 декабря 1938 г. Поэтому верное название звучит так: AVISO "Hela" или лучше просто "Hela". Но перейдем дальше, к самой яхте.

В октябре 1940 года его передали в эксплуатацию Кригсмарине, где его основным предназначением было управление подводными силами германского флота, которыми командовал гросс-адмирал Карл Дёниц. Упоминается и возможное присутствие на яхте самого Гитлера и прочих высоких гостей.

Судно "Ангара" / Олег Кулешов

На его борту имелось некоторое вооружение: 105 мм орудие, 37 мм пулемет и 20 мм сдвоенный зенитный автомат. Но все же это было не типичное судно. "Hela" имел просторные рабочие кабинеты для штабных работников, прекрасно отделанные кубрики и каюты для экипажа численностью 108 человек. Судно было оснащено самым современным для того времени навигационным оборудованием и даже эхолотом, а особенностью было отсутствие штурвала. Судно управлялось всего лишь тремя кнопками. В корме, где располагался гостевой салон, была смонтирована, так называемая, "ртутная подушка" для стабилизации данного помещения во время качки.

Нигде на нашел упоминаний про период Второй мировой войны. В разных источниках пишут что гросс-адмирал Дёниц подарил огромную яхту Бенито Муссолини в результате чего судно получило другое наименование "Adolf Hitler". Но за достоверность не уверен.

Судно "Ангара" / Олег Кулешов


После окончания Великой Отечественной войны в 1945 году немецкая яхта по репарации была передана Советскому Союзу и 20 января 1946 года после разоружения с новым названием "Байкал" на корабле был поднят флаг ВМФ СССР. Судно было перебазировано в Севастополь. И только в 1960 году яхта была переименована в "Ангару". 

С новым названием изменилась и роль корабля. Теперь "Ангара" стала кораблем управления Черноморского флота ВМФ СССР, но использовалась в качестве разъездной яхты Главнокомандующего ВМФ СССР на Черном море. Возможно на ней были гостями и первые лица государства, но утверждать этого не буду. На данный момент в поисках архивных фотографий.


Судно "Ангара" / Олег Кулешов


После капитального ремонта в 1980 году, который проводился в Греции, на острове Сирос, яхта значительно преобразилась, особенно интерьер. В распоряжении гостей судна "Ангара" были двухкомнатные и трехкомнатные каюты со спальнями, ваннами и рабочими кабинетами. В каждой каюте были ковры и была обустроена сауна. Офицерская кают-компания особым шиком не выделялась.
 

Судно "Ангара" / Олег Кулешов

Кроме службы, корабль часто был съемочной площадкой для десятков художественных и документальных фильмов, в числе которых - "Нейтральные воды", "Семь криков в океане", "Увольнение на берег", "Два капитана".

После развала СССР яхта "Ангара" была выведена из состава военно-морского флота и с 2003 года ожидала списания. Но вскоре нашелся покупатель из Италии, который, по неофициальным данным, собирался переоборудовать корабль управления "Ангара" в комфортабельное пассажирское судно "премиум" класса неограниченного района плавания. Уверен, новый владелец большой поклонник этой яхты, так как ему не важна стоимость работ. Проще построить новую, чем восстанавливать почти 80-летнюю яхту.

Судно "Ангара" / Олег Кулешов

На сегодняшний день с яхты снята вся сгнившая надстройка и винты. Остался один корпус, который вместе с мачтами подготовлен к буксировке за границу. Дата буксировки не известна.

Судно "Ангара" / Олег Кулешов

Технические характеристики корабля управления "Ангара":

Длина - 99,8 м;
Ширина - 12,7 м;
Осадка - 3,7 м;
Водоизмещение - 2520 тонн;
Силовая установка - дизель фирмы "MAN" мощностью 4720 л.с.;
Скорость хода - 16,3 узла;
Дальность плавания - 2000 миль;
Экипаж - 259 человек.

Наши новости в Telegram

Поделиться новостью

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость