Морской бизнес за рубежом
Морской бизнес за рубежом
В этом тематическом блоге мы будем публиковать различные материалы посвященные судостроению в различных странах мира.

Германия. Многострадальные верфи

- A + КомментарииПрочитано 9239 раз   |
История верфей в Висмаре и Ростоке-Варнемюнде - яркий пример того, как все в мире взаимосвязано.

Предлагаем вашему вниманию два судостроительных предприятия Германии, чьи злоключения прославили их на весь мир.
 Висмарская верфь была создана в качестве судоремонтной базы Красной Армии в 1946 году. После слияния с верфью "Ханзе" она вошла в судостроительную группу Маттиаса Тезена. К моменту воссоединения двух Германий в Висмаре на строительстве судов для торгового и рыболовного флота работало около 600 человек. Ее соратница по страданиям - "Варнов Верфь" в Ростоке–Варнемюнде, тоже была основана в 1946 году, но, начиная от 1960 года, была самой большой верфью в Восточной Германии, выпуская различные суда для Советского Союза.
После воссоединения двух Германий все предприятия востока страны поплыли по широкой и бурной реке рыночной экономики. Одни утонули, другие, выдержав удары, выплыли. Здесь-то и слились судьбы злополучных верфей. В 1992 году они постепенно были выкуплены обанкротившейся позже, печально известной различными скандалами группой "Бремер Вулкан", которая модернизировала предприятия на сумму 500 млн евро, выделенных правительством Германии на развитие прогрессивных технологий.
После распада "Бремер Вулкан" группа "Акер" сначала приобрела в 1998 году верфь в Висмаре, а потом, в 2002 году - и "Варнов". В 2007 году, после нескольких успешных лет строительства пассажирских судов "Акер Ярдс" удивила весь судостроительный мир своими неудачами, которые повлекли за собой продажу 70 % акций за цену, чуть превышающую 290 млн евро русской финансовой группе "FLC Вест", первоначально создавшейся для развития авиационной промышленности. Ну да ладно, где самолеты, там и пароходы, главное транспорт. "FLC Вест" торжественно окрестила верфи как "Вадан Ярдс", по имени бога воды Вадана из древней мифологии. Оставшиеся 30 % достались корейской группе "STX Европа".
Наступило время игры, которую сейчас в Германии называют Московский Покер. У "Вадана" появились три судоверфи: "Вадан Ярдс МТВ" в Висмаре, "Вадан Ярдс Варнов" в Ростоке-Варнемюнде, а также "Вадан Ярдс Океан" в Николаеве и, кроме того, еще несколько фирм в Германии и на Украине с общей численностью персонала в 5000 человек. Надежды на наплыв заказов от русских фирм не оправдались, единственным российским заказчиком оказалось ОАО "Норильский Никель" с его прогрессивным проектом, по которому было построено 4 судна для Арктического плавания. На немецком телевидении до сих показывают документальный фильм об этом проекте, так как он воплотил в себе несколько прогрессивных технических решений, а также романтику арктических полярных огней и вечного льда.
И вот из этого заснеженного сна верфи буквально вырвала суровая реальность в виде различных новостей, вплоть до заключения под стражу нескольких главных фигур и владельцев. До этого заводы успели получить поддержку земли Мекленбург-Верхняя Померания, которая дала им в те тяжелые времена переходной кредит в размере 60 миллионов, при том, что ни один банк не соглашался помочь. С помощью этого кредита верфи выдержали, пока не подошла поддержка в виде специальной программы КfW-Немецкого Банка Развития, которая дала возможности получить 180-миллионный заем, 48 млн из которого пошли на погашение кредита земли Мекленбург-верхняя Померания, а также на выплаты поставщикам и рабочим.
Говорят, что главными причинами банкротства стали падающие чартерные ставки и нежелание корейской "STX Европа" отдать заказ на 4 судна для собственных нужд немецким верфям.
Несмотря на растущую государственную поддержку предполагаемое банкротство верфей настолько сильно тревожило общественность, что во время предвыборной компании федерального канцлера Ангела Меркель вынуждена была поднять этот вопрос на самом высоком уровне. Ситуация обсуждалась на сочинских переговорах с президентом России Дмитрием Медведевым. После чего была помпезно оформлена покупка верфей за до сих пор обсуждаемые 40,5 млн евро, которая наряду с дорогостоящей реконструкцией и всевозможной госпомощью до сих пор привлекает внимание немецкой общественности к предприятиям.
Заводы оказались в руках молодого бизнесмена Виталия Юсуфова, который совершенно очаровал всех отсутствием акцента, интересными и профессионально подготовленными планами строительства прогрессивных судов для обслуживания добычи нефти и газа на Арктическом шельфе, судов для перевозки сжиженного газа и прочих уникальных конструкций мирового судостроения.
И все в Германии затихли, веря в то, что, имея отца-бывшего министра энергетики России, Игоря Юсуфова и такие связи в Газпроме, новый хозяин обеспечит постоянный приток новых заказов от "Норильского Никеля" и "Газфлота". Однако, как потом выяснилось в разговоре с редакцией журнала "Шпигель", потенциальные заказчики никогда и не собирались заказывать новые суда на верфях, теперь называемых "Нордик".
Продолжая получать поддержку на переходный период, предприятия достроили и сдали два парома, доставшиеся в наследство от "Вадана" и принесшие головные боли из-за капризного поведения заказчика - "Стена Лайн". В феврале 2010 г. стало известно, что "Норильский Никель" заказал "Нордик Ярдс" первый и пока единственный танкер ледового класса "Nordic AT 19" за почти 100 млн евро, сдача которого запланирована на конец сентября 2011 г. Судно длиной 170 м предназначено для круглогодичного плавания в арктических водах. При грузоподъемности около 19.000 т, общий объем грузовых танков составляет более 20.600 куб. м. Судно, оснащенное полноповоротными ВРК, способно преодолевать лед толщиной до 1,5 м в арктических водах на скорости 2 узла. Скорость на чистой воде составляет 15,3 узла. Проект ледового класса Arc 7 разработано для эксплуатации при температуре до - 50°С. После долгих переговоров немецкий Банк КfW опять подключился и предоставил на основании гарантии Федерального правительства Германии финансирование для строительства.
В Германии началась всеобщая эйфория. Мало кто сомневался, что в скором времени последуют следующие заказы. И они были, но, увы, не с русской стороны. Например, "Сименс Энерджи" оформила заказ на строительство второй оффшорной платформы для размещения ветряных генераторов. Производство этой платформы для проекта "ХелВин1" в восточной части Северного моря начнётся уже в конце мая 2011 г. Работать будут совместно обе верфи. В июле 2010 г. компания "Сименс Энерджи" также реализовала здесь заказ на поставку первой преобразовательной платформы "БорВин бета" для проекта "БорВин2". Конечно, это упрочнило позиции предприятий в качестве надежного партнера для создания новых альтернативных источников энергии, которые в Германии стали особенно популярны после атомной катастрофы в Японии.
Также было заказано и "последнее немецкое судно-контейнеровоз" проекта CS 280. Контейнеровоз имеет грузоподъёмность 39.268 тонн и способен развивать скорость до 22 узлов. Имея осадку 11,40 м, длину 225 м и ширину 29,80 м судно способно вместить 2 798 20-ти футовых контейнера, а также имеет возможность подключения 400 рефрижераторных контейнеров. Это судно строится для судоходной компании "Hammonia", его сдача заказчику запланирована на конец мая 2011 г. Контейнеровоз предполагается использовать для осуществления чартерных рейсов в составе флота, насчитывающего 37 контейнеровозов и два сухогруза. При посредничестве судоходной компании "Peter Döhle Schiffsfahrt" уже заключен договор фрахтования судна на ближайшие 2 года.
Правда, был еще и разговор о планируемом заказе для судоходной компании "Beluga" и компании "HochtiefOffshore", который потом все-таки отдали польской верфи "Сrist" из Гданьска. А сама судоходная компания "Белуга" вскоре прогремела по всей стране историей своего банкротства.
После того, как Виталий Юсуфов дня 24 марта 2011 года купил 19.91 % акций бывшего Директора Банка Москвы Бородина, а его отец ушел с должности Советника по энергетическим вопросам Президента России, вся Германии спрашивает - что ждет эти известные в мире верфи в будущем? Ведь и сегодня эти заводы занимают совершенно особое положение в Германии, где судостроение по-прежнему пользуется всеобщим уважением. С одной стороны, ходят слухи о проявленном интересе со стороны ОСК, чье предложение якобы никак не сходится с представлениями о цене владельца верфей. С другой стороны Юсуфов утверждает, что планов о продаже предприятий у него нет, но рассматриваются возможности кооперации с корпорацией в определенных проектах. А также опровергаются упорно циркулирующие слухи о том, что судоверфи заложены для полученного кредита. И что теперь получить финансирование на строительство судов будет намного легче.
Правда, теперь верфи с легкой руки прессы называют ставкой в Московском Покере. А жаль, ведь верфи, как люди: получив такую репутацию, им тяжело будет оправиться прицепившегося названия, неприятных историй последних лет, потерянного капитала доверия, потерянных мест опытных судостроителей. Что их ждет теперь? Вот она и есть - многострадальная судьба!

Автор статьи:
Марина Ковалчикова, инженер по судостроению, компания "СНА марин консалтинг".

Наши новости в Telegram

Марина Ковалчикова, инженер по судостроению, компа
Поделиться новостью

Комментарии   13.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Преснов Сергей Вячеславович, 10.05.2011, 15:09Добрый день, Марина!
С интересом прочитал информацию, которая заслуживает внимания. С одной стороны - повод российским руководителям  исключить ошибки в дальнейшей деятельности, как в старой русской пословице, говорящей, что лучше учиться на чужих ошибках. С другой - подтверждение "двойной" игры немецких бизнесменов, применяющих "запретные" методы конкуренции через кривую лоббизма, что лишний раз подтверждает схожесть менталитетов (из одного соц. лагеря).
Интересы к немецким (правильнее - германским) верфям проявляются не только со стороны России, включая ОСК, но и со стороны Норвегии и Голландии. Однако, отношение к ним двоякое: "Давно не наши, занимают историческую нишу в создании целых серий судов для РФ, присущи те же проблемы, что и целому ряду отечественных верфей и заводов".
Возникают вопросы по поводу менеджмента, пресловутого немецкого качества, включая систему качества, построенную на европейских стандартах, и целый ряд других. Время застоя и ож далее...
-0+
#Марина Викторовна Ковалчикова, 24.05.2011, 21:57Уважаемый Сергей Вячеславович
  я думаю, что европейское судостроение в целом страдает целым рядом невылечительных болезней.
Длительный и сложный производственный цикл прямо становится плодородной почвой для всякого рода несовсем правильных историй.
Но они к сожалению в той или иной мере присутствуют везде.
Каков контроль, такова и система.
С уважением и с благодарностью за прочтение моей статьи
Искренне Ваша  Марина Ковалчикова
-0+
#Шамрай Феликс Шамрай Анатольевич, 10.05.2011, 18:21Верфь в Висмаре - безусловный памятник инженерному гению. Это по своей сути верфь - автомат. Тут и автоматические линии плоских секций, и сухой док, и тяжелые краны, и выверенная логистика (все под крышей). Но эта верфь не является образцом экономической эффективности. Экономика верфи была принесена в жертву красоте автоматизации. Поэтому она и стоит. И будет стоять, пока мир не вернется к подъему на судостроительном рынке. Кстати исследования цикличности в судостроении показывают, что ждать не так уж долго.
-0+
#SergeyZ, 11.05.2011, 13:36Я тоже прочитал. Первая фраза как-то режет глаз. Я думал автор иностранец. Как будто плохой перевод фильма или  статьи. Цитата - "Висмарская ВЕРФЬ была создана в качестве судоремонтной базы Красной Армии в 1946 году."  ......Ещё бы написали - Красная Армия требовала серьёзного судоремонта. Красная Армия перестала быть Красной в том же 46 году. И словосочетание КА было применимо к сухопутным силам и ВВС.
-0+
#Марина Викторовна Ковалчикова, 24.05.2011, 21:58Уважаемый Сергей
извините за ошибки.
Искренне Ваша Марина Ковалчикова
-0+
#Константин, 11.05.2011, 19:40Германии надо смотреть в сторону  более честных соседей (например, Норвегия, Швеция, Франция или Англия), а не рассчитывать на Россию, в которой весь бизнес стоит на продаже или перепродаже материальных ценностей, и в первую очередь природных рессурсов. Во главе немецкой компании должен стоять немец.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 11.05.2011, 20:17Давно-давно, еще на заре перестройки кажется, Михаил Задорнов сказал, что если наших руководителей инкогнито заслать на Запад, то крах капитализма не минуем. В данном случае, говоря словами нашего многоуважаемого премьера, «… внедрение прошло успешно!». А он знает, что говорит!
-0+
#Андрей Власов, 12.05.2011, 15:44Германские верфи нацелились на заказы из России и превратились в Нордик Ярдс в момент, когда ожидалось массовое размещение Газпромом заказов на суда-газовозы и суда для работы на шельфе под Штокмановский проект.
 
Штокман -  затормозил. Ожидания не оправдались и верфи остались не у дел.
 
Что ждет верфи?
 
По многим заказам из России Нордик Ярдс объективно – прямой конкурент заводам Санкт-Петербурга, Выборга и, в будущем – Кронштадта. Очевидно, что проблемы загрузки этих предприятий  волнуют руководство страны в первую очередь. В  связи с этим будет делаться все возможное, чтобы склонить российских судовладельцев к размещению заказов именно здесь.
 
При реально возможном в этих условиях мелкосерийном или штучном характере заказов из России, степень технологичности производства не будет определяющим фактором и строительство судов окажется малорентабельным, если не убыточным.
 
далее...
-0+
#Владимир Северодвинск, 16.05.2011, 08:26Г-н Власов совершенно прав. Во всех конкурсах, объявляемых Росморречфлотом и Газпромом эти верфи постоянные участники. Я думаю, что мы скоро услышим об этих верфях в совершенно ином ракурсе.
-0+
#ASSISTANCE, 17.05.2011, 17:05GOOD DAY
I CAN NOT FIND A ENGLISH DOCUMENT ON YPUR WEB SITE
PLS HELP TO ME
HOW CAN I READ YOUR WEB
-0+
#Lebedev Sergey, 20.05.2011, 00:01www.korabel.ru%2Fnews%2Fcomments%2Fgermaniya_mnogostradalnie_verfi.html" target="_blank">http://translate.google.com/translate?js=n&prev=_t&hl=ru&ie=UTF-8&layout=2&eotf=1&sl=ru&tl=en&u=http%3A%2F%2Fwww.korabel.ru%2Fnews%2Fcomments%2Fgermaniya_mnogostradalnie_verfi.html
-0+
#Марина Викторовна Ковалчикова, 24.05.2011, 22:02I am really sorry, but there is now english version of this article.
With best regards. My address you can find an the www.schiffundhafen.de and www.shipandoffshore.net.
i am a representative in Russia and CIS
The author
-0+
#borys, 18.05.2011, 00:31LEARN RUSSIAN (and english)!

Предыдущая новость