Это сооружение известно далеко не всем красноярцам, а жители других субъектов и подавно удивятся этому уникальному гидросооружению, которое служит важнейшим узлом судоходства на реке Енисей и позволяет перевозить грузы через гребень плотины Красноярской ГЭС. Сегодня мы расскажем о Красноярском судоподъемнике. Айда с нами!
Красноярский судоподъемник входит в состав гидроузла Красноярской ГЭС и предназначен для перевозки судов, составов и других плавучих средств через гребень плотины электростанции.
Генеральным проектировщиком, выполнившим проект строительства сооружения являлось Ленинградское отделение института "Гидропроект" им. С. Я. Жука (ныне Инженерный центр РАО "ЕС России" (Ленгидропроект).
Красноярский судоподъемник расположен на левом берегу реки Енисей непосредственно у берегового примыкания глухой плотины Красноярской ГЭС. Он выполнен по типу наклонно-продольного судоподъемника с поворотным устройством и самоходной судовозной камерой, заходящей в воду обоих бьефов.
Красноярская ГЭС / Фото: ArchitectureGuru
Согласно проекту судоподъемник предназначен для транспортировки судов с габаритами:
Проектная мощность судоподъемника – 500 тыс. тонн грузов в навигацию (при расчетной продолжительности навигации пять месяцев). Эксплуатация судоподъемника осуществляется при положительной температуре воздуха.
Подробнее об уникальном гидротехническом сооружении и его механизмах Корабел.ру рассказал Евгений Головкин, начальник Управления эксплуатации Красноярского судоподъемника:
- Это уникальное сооружение, единственное в мире, аналогов в мировой практике гидротехнических сооружений не имеет. Тип судоподъемника - продольно-наклонный. Есть что-то похожее в Европе, но там подобные сооружения носят больше туристический характер. Наш же судоподъемник строился в промышленных масштабах для перевозки крупногабаритных судов. Строительство судоподъемника, как гидротехнического объекта началось вместе со строительством Красноярской ГЭС. Плотина перегораживает Енисей и на этом месте судоходство прерывается, в связи с этим долго решался вопрос строительства. Правительство СССР понимало, что если не по реке, то другим способом невозможно будет завести грузы для строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Потому что, например, классическая система шлюзов расположилась бы до Красноярска (47,1 км) и по трудозатратом этот вариант строительства был бы сопоставим со строительством самой плотины. По разным данным в "тело" плотины ушло 6-8 млн кубометров бетона.
Евгений Головкин - начальник управления эксплуатации Красноярского судоподъемника / Фото: Корабел.ру
- Судовозная камера двигается по рельсам, общая протяженность которых составляет 1747,45 м. В верхней точке, чтобы развернуть судовозную камеру установлено специальное поворотное устройство.
Красноярский судоподъемник / Фото: Корабел.ру
Судовозная камера судоподъемника, которая осуществляет транспортировку судов, является самым сложным и наиболее ответственным объектом сооружения. Она состоит из приемного бассейна (шлюзовой камеры), опирающейся на косяковую несущую часть камеры, выполненную в виде двух безраскосных плоских ферм с наклонным нижним поясом.
Максимальная длина перевозимого судна составляет – 75 м, ширина – 15 м, а осадка – 1,86 м.
Красноярский судоподъемник работает только в теплое время года, а именно с 1 июня по октябрь в зависимости от количества заявок и погоды. Перевозка судов осуществляется за деньги, но есть период с 3 сентября по 3 октября, установленный Росморречфлотом, когда перевозка осуществляется бесплатно.
Судовозные пути, по которым двигается судовозная камера, имеют уклон 1:10. Общая длина путей с уклоном равняется 1747,45 м, в том числе участок верхнего судовозного пути (путей верхнего бьефа) – 305,15 м, низового судовозного пути (путей нижнего бьефа) - 1189,66 м, путей на поворотном устройстве - 105,15 м, путей на ремонтно-монтажной площадке 133,45 м. Колея путей - 9 м.
Пути поворотного устройства нижней оконечностью соединяют пути верхнего и нижнего бьефов наклонного судоподъемника, а посредством верхней оконечности обеспечивается соединение с судовозными путями ремонтно-монтажной площадки.
Поворотное устройство Красноярского судоподъемника / Фото: Корабел.ру
Вид на Енисей с Красноярского судоподъемника / Фото: Корабел.ру
Красноярский судоподъемник / Фото: Корабел.ру
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!