реклама

Еще раз о проекте TSHD1000 – актуальность, подробности, перспективы

На нижегородском заводе "Красное Сормово" 29 января 2016 года было спущено на воду головное в серии проекта TSHD1000 дноуглубительное судно "Соммерс". Всего на предприятии предполагается построить три судна данного проекта.
Контракт по результатам открытого тендера между ФГУП "Росморпорт" и заводом "Красное Сормово" на поставку трех дноуглубительных судов проекта TSHD1000 был заключен 15 апреля 2014 года. Всего в конкурсе, помимо "Сормово", участвовали три компании: голландские IHC Holland B.V. и Damen Shipyards Gorinchem, а также рыбинское АО "Завод гидромеханизации".

Головное судно "Соммерс" на предприятии заложили 14 ноября 2014 года, первое и второе серийное "Кроншлот" и "Кадош" – 23 декабря 2014 года.

Как первоначально планировалось, суда будут служить для поддержания заданных глубин на акваториях и подходах к морским портам Усть-Луга, Большой порт Санкт-Петербург и Туапсе соответственно с целью обеспечения безопасности судоходства.
Проект TSHD1000 / Корабел.ру

На днях начальник управления развития и строительства флота ФГУП "Росморпорт" Владимир Штрамбранд в интервью в СМИ не исключил, что сразу после передачи "Соммерс" могут отправить для временных работ на Каспии, где потребности в поддержании и увеличении морских глубин связаны с выводом нефтедобывающих платформ. И только после этого перенаправить в СЗФО.

Проект и лицензию на строительство судов проекта TSHD осуществляла голландская компания Damen, рабоче-конструкторскую документацию выпускал традиционный партнер сормовчан – Волго-Каспийское ПКБ.

Рассказывает директор по судостроению ГК "Морские нефтегазовые проекты" Андрей Иванов:
"В процессе участия в тендере на проектирование мы рассматривали возможность партнерства не только с компанией Damen, но и, к примеру, с голландским IHC, нижегородским КБ "Вымпел", с Морским Инженерным Бюро. Безусловно, все они –высокопрофессиональные команды; с "Вымпелом" и МИБом мы работаем и по другим проектам. Но в отличие от Damen и IHC, опыт и компетенции у них несколько в другой сфере, тогда как нам нужен был проектант, специализирующийся именно на дноуглубительных судах".
Дноуглубительное судно "Соммерс" проекта TSHD1000 / Корабел.ру

Судно TSHD1000 имеет открытый трюм и специальное оборудование с возможностью работать на глубинах до 20 метров. Разгрузка судна может вестись как за счет сброса через днищевые двери, так и путем выброса смешанного с водой грунта на расстояние до 60 метров или рефулирования на берег или шаланду через подключения к пульпопроводу.
Именно комплекс этих технологий — универсальность – делают проект уникальным как с технической, так и с технологической точки зрения.

Damen – партнер специфический. Многие российские заводы, с которым у голландского холдинга были общие проекты, холодно вспоминают подобное сотрудничество, включая даже такой гигант, как ПО "Севмаш", который для Damen с 1992 по 2004 годы построил около 80 корпусов буксиров различных проектов.

Однако завод "Красное Сормово" сумел найти общий язык с "особенной философией Damen", с особым подходом к организации производства.

Андрей Иванов: "В философии, ментальности Damen я вижу скорее не минус, а плюс, так как это позволяет обмениваться опытом на всех этапах реализации проекта, находить точки соприкосновения и взаимопонимания еще на стадии концепта. Так было и с проектом TSHD 1000: представленный концепт развивался, обсуждался с голландской компанией и "дорос" до проектной документации судна в постройке".
Дноуглубительное судно "Соммерс" проекта TSHD1000 / Корабел.ру
Несмотря на то, что проект иностранный и большую часть начинки поставляла голландская сторона, тем не менее на судне есть и отечественное оборудование. Преимущественно, конечно, в общесудовой части. Это интегрированная система автоматики контроля и управления, разработчиком и производителем которой является фирма "Валком". Специалисты компании на высоком профессиональном уровне связали данной системой общесудовую и производственно-технологическую части судна, что существенно повысило их функциональность.

Также на проекте все радио- и навигационное оборудование – от отечественного поставщика. В составе комплекса – системы электронной навигации производства компании "Транзас".
 
Навигация и связь – отличительные особенности

Ключевым элементом комплекта навигационного и внутрисудового оборудования проекта TSHD1000 является ходовой мостик поставки петербургской компании "Транзас". Это современная интегрированная система на базе многофункционального дисплея (MFD), состоящего из двух станций "ЭКНИС" Transas Navi-Sailor 4000 ECDIS и двух станций Transas Navi-Radar 4000.

В отличие от поставляемых отдельных навигационных компонентов, эта комплексная система позволяет отображать информацию, поступающую из различных приложений на любой из станций. Для синхронного отображения данных от внешних сенсоров (компас, лаг, эхолот, АИС, радар, и др.), картографической информации, маршрутов и т.д. используется единообразный пользовательский интерфейс. Данные синхронизируются со всеми сетевыми станциями, и любая из рабочих станций может выполнить каждую задачу в любое время. Даже в случае сбоя сети все рабочие станции продолжат работать с доступными данными, что обеспечивает высокий уровень надежности.

Еще одна отличительная особенность поставки мостика TSHD1000 – система определения местоположения на базе глобальных навигационных систем связи. Cудно оснащено приемоиндикатором "ТРАНЗАС Т-701", который предназначен для круглосуточного всепогодного определения навигационных параметров и времени по открытым для потребителей радиосигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС, GPS и корректирующих систем SBAS (WAAS, EGNOS, MSAS). С учетом типа задач, которые предстоит выполнять судну, приемоиндикатор дополнительно укомплектован системой приема дифференциальных поправок, которая позволяет увеличить точность определения местоположения (до 1 метра).

Установленные на судне системы связи позволяют пользоваться любым типом связи: классическая радиосвязь на базе оборудования ГМССБ, спутниковая широкополосная связь, а также GSM-связь. Это обеспечивает экипажу судна возможность всегда быть на связи и находиться в постоянном контакте с берегом.

Перспективная ниша

Рассказывает Андрей Иванов:
"Что касается технологического оборудования, то по условиям контракта его поставлял Damen. Это и логично, учитывая то, что голландцы исторически обладают большими знаниями и опытом в этом плане".
Помимо трех судов проекта TSHD1000 на класс РС строится еще два судна с большей вместимостью трюма – TSHD2000 на двух предприятиях. Во Вьетнаме на предприятии Song Thu Corporation в г. Дананг для нужд Росморпорта – "Северная Двина" (будет работать в порту Архангельск). Еще одно судно строится на верфи Yichang Shipyard в г. Ичан (Китай), покупатель пока не определен, но предполагается, что судно будет также работать в России. Окончить строительные работы запланировано в 2016 году.
Если посмотреть на данные Регистра судоходства, то становится понятно, что пополнение дноуглубительного флота – одно из самых актуальных перспективных направлений в судостроении.
Во-первых, потому что имеющийся дноуглубительный флот, который остался с советских времен морально устарел, и постепенно суда выбывают из эксплуатации. Более ¾ всего дноуглубительного флота под классом РС имеет возраст от 10 до 20 лет. Кроме того, изменились технологии, изменился подход к экономике – соответственно технику необходимо менять. К сожалению, системного новостроя земснарядов в стране практически не было. Строились только единичные суда, и то, преимущественно, советское время.
Строительство дноуглубительных судов на класс РС / Корабел.ру

А во-вторых, потому как сегодня из-за отсутствия должного парка дноуглубительных судов приходится обращаться за помощью к иностранным, в основном, голландским компаниям. Стоимость подобных работ немаленькая, а если добавить сюда еще и курсовую разницу, будет и вовсе заоблачной.
Первая землечерпательница в России была построена в 1858 году именно на Нижегородской машинной фабрике (позднее Сормовский завод) по заказу Морского министерства. Судно приводилось в действие паровым котлом и паровой машиной мощностью 20 и.л.с. Тогда предприятие строило паровые котлы и паровые машины с низким (1,5 кгс/см2), средним (2,5 кгс/см2)– и высоким (4 кгс/см2)– давлением пара.
Дноуглубительный снаряд "Мариинская-5" 1908 года постройки / "Красное Сормово" Завод", ОАО

К 1914 году завод передал заказчикам уже 17 дноуглубительных снарядов. Производство первых советских земснарядов началось также на стапелях сормовского завода в конце 20-х годов. До того, как предприятие стало специализироваться на строительстве кораблей для ВМФ, на заводе работало обособленное КБ для судов техфлота, где, например, были спроектированы земснаряды типа "Родина". Всего "Сормово" построило 47 дноуглубительных снарядов.
Рассказывает Андрей Иванов: "Правильнее было бы говорить, что завод не вернулся к выпуску земснарядов, а осваивает совершенно новое направление. Так как сегодняшняя техника по уровню оснащенности кардинально отличающаяся от старинных землечерпалок. И плюс в том, что предприятие строит не одно судно, а сразу запустило серийное производство – три современных дноуглубительных судна сойдет со стапелей судоверфи в 2016 году. Серийное производство – это серьезный опыт".
Спуск на воду дноуглубительного судна "Соммерс" / Корабел.ру

На церемонии спуска на воду головного судна "Соммерс" представители Росморпорта заявляли о том, что сейчас рассматривается вопрос о продолжении серии TSHD1000 как минимум еще на три судна. Окончательное решение будет принято после сдачи всех трех судов, строящихся сейчас на "Красном Сормове", то есть в конце навигации 2016 года. Пока речь идет о дноуглубительных работах в портах и судоходных каналах. Но проблема не меньшего характера – глубины на реках, о чем мы регулярно пишем на страницах "Корабел.ру". Транспортные стратегии на любую перспективу, будем мы возить нефть, контейнеры или развивать въездной туризм, начинается именно с глубин на наших речках. Так что тут сормовчане сделали очень серьезный задел – дноуглубительная техника выходит на первый план.
Дноуглубительное судно "Соммерс" проекта TSHD1000 / Корабел.ру

Еще два тендера на строительство двух дноуглубительных судов Росморпорт может объявить уже в первом квартале этого года. Планируется, что это будут суда большей вместимости, чем те, что сейчас строятся на "Красном Сормове". Тем не менее, по мнению Владимира Штрамбранда, у предприятия есть все шансы оказаться в числе лидеров "гонки" за право на их строительство. "Если первое судно завод построил за два года, то сейчас он готов "печь земснаряды как пирожки" – в этом и заключается самый главный плюс серийного производства", считает представитель Росморпорта.
[Больше фото в галерее ниже]

"Корабел.ру" выражает благодарность за содействие в подготовке материала Наталии Мурушкиной, пресс-секретарю АО "Завод "Красное Сормово" (Московское представительство).
"Красное Сормово", ПАО
Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"Транзас Навигатор", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 325-31-31
"Группа Компаний МНП", ООО Москва
+7(499)500-89-50
"Российский морской регистр судоходства", ФАУ Санкт-Петербург
+7 (812) 380-20-72
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Леонов Владимир Васильевич, 02.02.2016, 21:22Проект технически несложного судна разработан в Голландии. Это прекрасный пример "распила" бюджетных денег! Как бы и нет в России КБ, умеющих проектировать подобные суда и обладающих необходимым опытом. Для примера - Горьковское ЦКБ Речфлота, г.Н-Новгород;  КБ "Минибот-Техфлот", г.Н-Новгород; Ростовское ЦКБ "Стапель".
-0+
#Головешкин Владислав Борисович, 17.02.2016, 04:43Когда же прекратится этот "эффективный менеджмент". Деятельность ОСК преступна, т.к наносит невосполнимый урон обороноспособности страны. Я не оговорился именно обороноспособности. Ибо растеряв мозги страна превращается в сырьевой придаток. Я уже приводил на форуме примеры, как ОСК решает вопросы судостроения. Заказывает проекты на  НИСы в Норвегии и строит в Китае. Покупает проекты буксиров типа "Добрыня" в Голландии и строит в Китае. А свои судостроитеьные и судоремонтные заводы девелопелируют, превращая в перегрузочные терминалы(Словянский СРЗ) и прогулочные зоны (178 СРЗ).
Свежие новости