Сегодня владение информацией выходит на передний план, в следующем десятилетии именно данные станут наиболее важным фактором, отличающим эффективные и прибыльные судоходные компании от остальных.
"В игре есть только две мотивации - избежать тюрьмы, соблюдая правила, и оставаться в бизнесе, экономя деньги", - сказал на недавнем семинаре Inmarsat в Nor-Shipping Ник Чабб, консультант Thetius.
В современной морской отрасли есть примеры успешных свершений, в случае, когда компании готовы меняться.
В судоходстве изменения всегда занимают больше времени и стоят дороже, чем предполагалось. Мы знаем из истории, что потребовалось десятилетие использования СПГ в качестве топлива, чтобы занять 1% мирового флота; разработка долгосрочных инструментов декарбонизации может занять 10 лет, и еще 10 лет потребуется на внедрение.
Выбросы продолжают расти. По оценкам Thetius, декарбонизация в морской отрасли может обойтись в 1,1-1,9 триллионов долларов, 80-90% из которых составят затраты на альтернативные виды топлива, а остальное будет потрачено на оптимизацию существующего флота.
Это дает возможность начать сбор реальных эксплуатационных данных на судах, добиться экономии топлива и сокращения выбросов. Получив данные на судне, вы сможете изменить культуру в отрасли в целом.
Есть и другие факторы, способствующие переменам, например, идея "зеленого коридора", дающего преимущество более эффективным судам. Частью процесса будет доступ к экологическому финансированию для строительства судов.
|
Данные, датчики и общечеловеческие качества / Фото: Е-дата |
Обнадеживает динамично развивающийся сектор стартапов, который приносит 11 миллионов долларов в год руководству компаний, эта цифра выросла в 5 раз с 1990 года, в то время как количество патентов выросло в 6 раз.
Например, датский стартап по оптимизации маршрутов ZeroNorth сократил выбросы углекислого газа во всем флоте Trafigura на 5%, а некоторые типы судов смогли сэкономить 7% или даже 14%. Погодный сервис StormGeo сэкономил 33 часа и 14 тысяч долларов США на одном рейсе для танкеров Aurora, используя рекомендуемый маршрут, основанный на фактических погодных условиях.
"Экономия от 5 до 25% стоимости топлива возможна и довольно легко достижима; высокая эффективность означает значительную экономию средств", - сказал Ник Чабб.
"Трудно бывает начать, ведь есть многочисленные заинтересованные стороны, принимающие решения на основе различных факторов - и если на суше все можно быстро решить с помощью программного обеспечения и аналитики, то в морской отрасли осознание происходит медленнее", - отметил Марк Каллауэй из Inmarsat.
Несоблюдение требований обходится дорого. Достичь желаемого эффекта проще, если улучшить процесс принятия решений по вопросам, касающимся флота, судна, систем или оборудования.
Получение данных также остается проблемой, поскольку немногие суда оснащены необходимыми датчиками. Сдерживает процесс и разрозненность данных, и нежелание делиться информацией.
Необходимо новое мышление, и, возможно, разумнее всего предоставить аналитику специалистам, а не пытаться делать это самостоятельно.
"Владельцы думают о способах использования данных для достижения целей, поэтому мы стараемся принимать перспективные решения, касающиеся экономии топлива и новых видов топлива. Необходимо упростить ситуацию на судне и понять закономерности, дающие экипажу возможность сосредоточиться на работе", - сказал Синдре Борнштейн из стартапа Yxney.
Особенно высока конкуренция в офшоре - слишком много вспомогательных шельфовых судов (OSV) гоняются за малым объемом работы, - но и здесь данные становятся преимуществом. Ведущие фрахтователи опираются на подтверждение эффективности: не просто "доверься мне", а "вот модель".
Джулия Мейсон из Nautilus Labs, рассказала, как преодолеть скептицизм клиентов в отношении эффективности СПГ-перевозчика. Компания собрала данные о производительности гребного вала, о потерях выкипевшего газа, и включила эту информацию в сценарий своевременного прибытия точно в срок. Прогнозируемая экономия за счет оптимизации скорости судна составляет 102 тонны СПГ и 280 тонн CO2 за девятидневный рейс.
"Владелец не поверил в такую возможность, но после двух дней обсуждения капитан согласился, и они прибыли в порт с самым низким за всю историю показателем потерь выкипевшего газа", - сказала Джулия Мейсон.
"Дело не только в технологиях. Нужны люди с техническими способностями и умениями, но также и с особыми человеческими качествами, социальными навыками, умеющие объяснять, обсуждать и убеждать. Управление изменениями в судоходстве - серьезное дело", - подчеркнула она.
Большая проблема - несогласованность представлений о выгоде у владельцев и фрахтователей. Желание грузоотправителей снизить затраты, сэкономить на выбросах углерода и добиться более высоких оценок в рейтинге ESG (окружающая среда, социальные вопросы, внутрикорпоративные отношения) может стать стимулом оплачивать установку датчиков на борту судов, и в дальнейшем делиться результатами с владельцем.
Очевидно, что данные могут изменить правила игры. Эта тенденция распространяется и на старые суда, и на смешанный флот. Для начала стоит рассмотреть относительно недорогую установку расходомеров топлива и других датчиков, если переоборудование обходится слишком дорого.
"Не более трети судов оснащены какой-либо телеметрической аппаратурой для сбора данных; странно, что новые суда выходят с верфей без такого оборудования", - сказал Чабб. Судостроители не находят общего языка с судовладельцами, внесение изменений в согласованные спецификации ведет к дополнительным расходам. Право собственности на данные тоже может стать спорным вопросом для производителей оборудования.
Конечно, есть опасения, что цифровизация - это дорого, но когда вложения начинают окупаться, баланс показывает, что это не так.
Источник: Vоyager Worldwide
Перевод: Е-Дата