Эти случаи затронули по меньшей мере 1 501 моряка, многие из которых остались без зарплаты, еды, воды или медицинской помощи, а в некоторых случаях им месяцами отказывали в доступе к портовым сооружениям. По мнению ITF, данная тенденция подчеркивает усугубление гуманитарного кризиса в мировой судоходной отрасли.
"Отказ от услуг — растущая системная проблема, — заявил генеральный секретарь ITF Стивен Коттон. — За каждой цифрой стоит человек, которого подвели отрасль и правительства, отвечающие за ее регулирование. Тот факт, что мы на пути к тому, чтобы побить ужасающий рекорд прошлого года, является признаком того, что необходимы срочные реформы".
Обычно оставление судна происходит, когда судовладельцы уклоняются от выполнения своих финансовых и юридических обязательств, оставляя экипажи на борту без зарплаты и припасов. ITF и глобальная сеть инспекторов Федерации вмешались, чтобы взыскать невыплаченную зарплату, потребовав более 58,1 млн долларов в 2024 году.
"Мы имеем дело с владельцами, которые исчезают, часто защищенные некачественными регистрами, которые ничего не делают, — рассказал глава инспектората ITF Стив Троусдейл. — Часто даже невозможно определить, кому принадлежит судно. Эта растущая безнаказанность делает ситуацию опасной".
По данным ITF, в основе кризиса лежит система удобных флагов (FOC), позволяющая судам регистрироваться в странах со слабым нормативным надзором, минимальным налогообложением и ограниченной прозрачностью. Сегодня более 50% мирового торгового флота зарегистрировано в государствах с удобными флагами, на долю которых приходится более 80% известных случаев отказа от судов.
Недавно ITF добавила Тувалу и Гвинею-Бисау в свой официальный список FOC, доведя общее число стран до 45. Обе страны связаны с теневыми флотами, которые перевозят санкционные грузы и избегают проверок.
"Судоходство — двигатель мировой торговли, однако его работники рассматриваются как расходный материал, — отметил Коттон. — Мы должны реформировать систему FOC. Каждое судно должно нести флаг, который подтверждает прозрачную, прослеживаемую связь с его истинным бенефициаром".
ITF призывает к глобальному пересмотру систем регистрации судов и более надежным инструментам принуждения для регулирующих органов. Ключевые реформы включают в себя обязательное обеспечение прозрачности в вопросах владения судами, предоставление властям полномочий задерживать суда, связанные с невыплатой заработной платы, установление международных стандартов отчетности для регистров удобных флагов и обеспечение гарантированного питания, заработной платы и репатриации для моряков, оказавшихся в затруднительном положении, сообщает Splash 247.