Флот: MASHINIST
- A + Автор: Владислав Букин КомментарииПрочитано 5560 раз   |
После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз остро нуждался в транспортном флоте. Новые суда необходимы были стране для вывоза ресурсов — в обмен на них СССР получал машины, станки, без которых невозможно было восстановление промышленности.
Увеличение числа грузовых судов потянуло за собой потребность в техническом флоте. Так, в шестой пятилетке судостроительная промышленность СССР должна была построить буксиры общей мощностью 230 тысяч л.с.
Ленинградское СКБ – 370 (в будущем "Балтсудопроект") под руководством главного конструктора П.И. Халимовича в 1948 году разработало перспективный проект морского парового буксира проекта 730 СЖ типа "Аян", предназначенного для буксировки несамоходных судов в открытом море с удалением от берега до 100 миль.
 
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото / Сергей Терентьев

Строить данные суда поручили ленинградскому "Петрозаводу". Головное судно "Аян" было спущено на воду в 1951 году.
Всего с 1951 по 1958 год "Петрозавод" построил для Министерства морского флота СССР 64 буксира данного проекта и его модификаций, для ВМФ СССР – еще 58 судов. Часть буксиров для военных затем передали для нужд рыбаков.
Паровой буксир "МБ-110". Архивные фото / Сергей Терентьев
Один из буксиров данного проекта был построен северодвинцами, тогда молотовцами, на заводе 402 (в будущем – ПО "Севмаш") в 1952 году для собственных нужд. ПБ "Молотовец" (с 1957 г. "Северодвинец") обеспечивало проведение ходовых испытаний кораблей и судов.
Первые пароходы серии строились как угольщики, с люками для загрузки угля на шлюпочной палубе и с угольными бункерами. Точной даты не установлено, но с середины 50-х годов буксиры уже шли с оборудованием под жидкое топливо.
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото / Сергей Терентьев

С 1956 года пароходы 730 проекта, начиная со строительного номера 419, носили имена пролетарских профессий: "Горновой", "Доменщик", "Шахтер", "Машинист", "Сталевар", "Прокатчик" и т.д.
Это были последние пароходы, построенные в СССР. После этой серии "Петрозавод" перешел на строительство дизельных буксиров проекта 498 мощностью 1200 л.с.
 
Спасательное судно "Окунь" / Корабел.ру
Спасательное судно "Окунь" / Корабел.ру
Вид на корму / Корабел.ру
Лебедка / Корабел.ру

Силуэт буксира типа "Аян" был характерен для каждого советского порта. Устаревшая архитектура судна – высокая прямая рубка, с верхним ходовым мостиком, большая прямая труба сразу обращали на себя внимание на фоне современных судов. "Аяны" мелькают во многих старых фильмах о море. Известен случай, когда один из 730-х в кино изображал даже "Аврору".
Паровой буксир "Машинист" / Корабел.ру

Точное число "живых" экземпляров "Аянов" установить не удалось. Данные разнятся. Один из них, "Машинист", числится в составе компании "Экологический флот", работает он в порту Санкт-Петербург в качестве сборщика льяльных вод.
 
Паровой буксир "Рудокоп" / Сергей Терентьев

Известна история еще одного буксира "Рудокоп", который принадлежал судоходной компании "Портофлот" (ОАО "Архангельский морской торговый порт"). В 1993 году буксир был продан одной канадской компании. Затем судно перегнали в Польшу, где переоборудовали в прогулочную яхту. По некоторым данным, теперь "Рудокоп" стоит на одном из причалов в Барселоне.
"Машинист" на вахте

Буксирный пароход "Машинист" (стр. №459) – это однопалубное судно с ледокольными обводами корпуса, с рубкой и машинным отделением в средней части. Корпус сварной, с поперечной системой набора, разделен шестью водонепроницаемыми переборками. Габаритная длина парохода 32 м, ширина 8 м. Валовая регистровая вместимость 239 рег. т. Скорость хода 10 узлов.
 
Рубка. "Машинист" / Корабел.ру
Вид на корму. "Машинист" / Корабел.ру
Танк для сбора льяльных вод / Корабел.ру
Паровой брашпиль. "Машинист" / Корабел.ру

Главный двигатель – машина паровая вертикальная, тройного расширения, открытого типа с золотниковым парораспределением, типа ПМ – 2 мощностью 500 л.с., 160 оборотов в минуту. Построена на СРЗ имени В.М. Молотова, г. Таганрог.
Паровой буксир "Машинист" / Корабел.ру

Котел огнетрубный шотландского типа, оборотный, трехтопочный, сварной. Поверхность нагрева 180 кв. м, расчетное давление 15 кг/кв.cм. Котел построен на Ижорском заводе в городе Колпино, заводской номер 217.
Все вспомогательные механизмы: якорное устройство, рулевое устройство, насосы, балластно-осушительные и противопожарные средства – паровые. Судовой генератор приводится в действие паровой машиной ПД-3.
Приемо-сдаточные испытания пароход прошел 22 июля 1957 года на Восточном рейде Финского залива. 27 июля 1957 года буксир приступил к работе.
Руслан Александрович Федотов / Корабел.ру
Руслан Александрович Федотов (и.о. капитана)
"Буксир хорошо стоит, управляется, хорошо ходит во льду.
Помимо приема льяльных вод мы можем давать до 4 тонн пара в час. Работаем в том числе и на зачистке танков, отпариваем крышки трюмов ото льда зимой. Обслуживаем все суда в порту, пассажирский флот, Адмиралтейские верфи, поэтому загружены постоянно".

 
Владимир Иванович Дружинин / Корабел.ру
Владимир Иванович Дружинин (старший механик)
"До "Машиниста" я работал на нескольких паровых буксирах: "ПБ-45", "Шахтер", которые в свое время эксплуатировались на Канонерском судоремонтном заводе. Когда не было тоннеля, перевозили работников КСЗ с большой земли и обратно, зимой даже окалывали дизельные буксиры "Зюйд" и "Бригадир Гусев". А когда последний из этой плеяды порезали в металл – перешел на работу сюда, на "Машинист".

 
Сергей Валентинович Башлыков / Корабел.ру
Сергей Валентинович Башлыков (котельный машинист)
"С проведением планового ремонта у нас возникают некоторые трудности. Специалистов, которые имеют опыт работы с паровыми машинами и такими специфическими механизмами, как у нас – нет. В силу возраста они, к сожалению, уходят. Про запасные части нечего и говорить – все они самодельные. Спасает то, что машина здесь надежная. За всю историю была только одна серьезная поломка и то – из-за недосмотра экипажа".

 
Олег Николаевич Хохолков / Корабел.ру
Олег Николаевич Хохолков (боцман)
"Мы здесь уникальные. Аналогичных паровиков, еще и на собственном ходу я больше не встречал"

От штурвала кардан проходит через все машинное отделение к паровой машинке, перекладывающей цепной привод на палубе к сектору.
 
Паровой буксир "Машинист" / Корабел.ру

В документации каюта не капитана, а командира.

Надо отдать должное компании ООО "Экологический флот". "Машинист", несмотря на солидный, практически пенсионный, возраст находится в хорошем техническом состоянии. И отлично выглядит!  Как раз тот пример, когда старая техника находит новое себе новое применение в современных условиях.
 
История несостоявшегося музея – буксир "Прокатчик"

Не так давно в региональных архангельских и отраслевых СМИ шло активное обсуждение утилизации парового буксира проекта 730 "Прокатчик" (зав. №458) постройки 1957 года. Изначально пароход планировали превратить музей. Но как это всегда бывает – не хватило денег.
Руководил процессом создания музея Сергей Васильевич Терентьев, заведующий музеем Арктического Морского Института имени В.И. Воронина.
Об истории несостоявшегося процесса рассказывает сам Сергей Васильевич.
Паровой буксир "Прокатчик" / Сергей Терентьев

С 1957 по 1984 год буксирный пароход "Прокатчик" принадлежал Мурманскому судоремонтному заводу ММФ СССР. В 1984 году передан на баланс Архангельского морского торгового порта. В 1986 году прошел переоборудование на СРЗ "Красная Кузница" в городе Архангельск, для эксплуатации в качестве сборщика льяльных вод.
Во время переоборудования на пароходе демонтировали буксирное устройство, в том числе паровую буксирную лебедка ППГ-2. В кормовых и частично в носовых жилых помещениях были оборудованы танки для сбора льяльных вод. (Изначально в корме располагались два четырехместных кубрика и провизионка. Вместо них на палубе сделана надстройка – каюта боцмана и провизионка. В носовой части ликвидирован салон команды, каюта старпома и стармеха. По левому борту оборудован четырехместный кубрик, по правому - салон).
 
Паровые буксир "Прокатчик". Архивные фото / Сергей Терентьев

Пароход "Прокатчик" помимо основной функции сбора льяльных вод во время ледохода и ледостава использовался в качестве пассажирского судна для перевозки людей на острова дельты Северной Двины, а также в качестве лоцманского судна для доставки лоцманов к приемному бую. Последние два года своей трудовой биографии пароход служил отопителем. В июле 2002 года выведен из эксплуатации и законвертован: снят гребной вал, перо руля и баллер. Поставлены заглушки.
 
В рубке. Паровой буксир "Машинист" / Корабел.ру

На списанном буксире мы вместе с единомышленниками начали создавать музей. Много было сделано для приведения судна в порядок. Пароход был отпескоструен и покрашен от киля до клотика. Вырезаны льяльные танки. Демонтирована система перекачки льяльных вод. Вычищено машинное отделение. Жилые помещения подготовлены под отделку. Но в Архангельске не нашлось причала для постоянной стоянки. Пять лет пароход скитался по порту. Содержать экипаж, платить за стоянку было нечем.

Попытка сохранить последний пароход на Белом море не удалась.
В 2013 году пароход был разрезан на иголки.

Заключение. От автора
 
С буксирами 730 проекта у меня особые отношения. С парового буксира "Шахтер" на Канонерском судоремонтном заводе начиналась моя трудовая деятельность. Старик уже давно сам не ходил, паровая машина была демонтирована, половина механизмов не работала.
 
Паровой буксир "ПБ-45" / Корабел.ру
Паровой буксир "ПБ-45" / Корабел.ру
Утилизация ПБ "Шахтер" / Корабел.ру

Для юноши, который мечтал о море – не самое лучшее сочетание. Поэтому уже через месяц я перешел на дизельный буксир. Но уважение к трудовой деятельности "Шахтера" не потерял. Веяло от него какой-то пролетарской романтикой, теми плюсами советской эпохи и "трудовых подвигов", которых сейчас очень не хватает.
Больше фото можно посмотреть в фотогаллерее.
Редакция выражает благодарность за сотрудничество и предоставление материалов и архивных фотографий для статьи заведующему музеем Арктического Морского Института имени В.И. Воронина Сергею Васильевичу Терентьеву, руководству компании ООО "Экологический флот" и всему экипажу буксира "Машинист" за теплый прием и организованную фотосессию судна.
Спасательное судно
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото
Паровой буксир
Спасательное судно
Спасательное судно
Спасательное судно
Паровой буксир
Паровой буксир
Паровой буксир
Паровой буксир
Паровой буксир
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото
Паровой буксир
Паровой буксир
Паровой буксир
Паровой буксир
Паровой буксир
Сергей Валентингович Башлыков
Владимир Иванович Дружинин
Олег Николаевич Хохолков
Паровой буксир
Паровой буксир
Паровой буксир
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото
Паровой буксир
Паровой буксир
Паровой буксир
Паровой буксир
Паровой буксир
Паровой буксир
Руслан Александрович Федотов
Автор: Владислав Букин
Поделиться новостью

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 09.11.2015, 17:47Большое спасибо! Хорошая статья!
-0+
#Грекова Анна Игоревна, 11.11.2015, 15:52Спасибо, с удовольствием прочитала.

Предыдущая новость