КСЗ, ЗАО

«Аяны» — последние буксирные пароходы в СССР

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз остро нуждался в транспортном флоте. Новые суда необходимы были стране для вывоза ресурсов — в обмен на них СССР получал машины, станки, без которых невозможно было восстановление промышленности.

Увеличение числа грузовых судов потянуло за собой потребность в техническом флоте. Так, в шестой пятилетке судостроительная промышленность СССР должна была построить буксиры общей мощностью 230 тысяч л.с.
Ленинградское СКБ — 370 (в будущем «Балтсудопроект») под руководством главного конструктора П. И. Халимовича в 1948 году разработало перспективный проект морского парового буксира проекта 730 СЖ типа «Аян», предназначенного для буксировки несамоходных судов в открытом море с удалением от берега до 100 миль.

Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото / Сергей Терентьев


Строить данные суда поручили ленинградскому «Петрозаводу». Головное судно «Аян» было спущено на воду в 1951 году.
Всего с 1951 по 1958 год «Петрозавод» построил для Министерства морского флота СССР 64 буксира данного проекта и его модификаций, для ВМФ СССР — еще 58 судов. Часть буксиров для военных затем передали для нужд рыбаков.

Паровой буксир «МБ-110». Архивные фото / Сергей Терентьев

Один из буксиров данного проекта был построен северодвинцами, тогда молотовцами, на заводе 402 (в будущем — ПО «Севмаш») в 1952 году для собственных нужд. ПБ «Молотовец» (с 1957 г. «Северодвинец») обеспечивало проведение ходовых испытаний кораблей и судов.
Первые пароходы серии строились как угольщики, с люками для загрузки угля на шлюпочной палубе и с угольными бункерами. Точной даты не установлено, но с середины 50-х годов буксиры уже шли с оборудованием под жидкое топливо.

Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото / Сергей Терентьев


С 1956 года пароходы 730 проекта, начиная со строительного номера 419, носили имена пролетарских профессий: «Горновой», «Доменщик», «Шахтер», «Машинист», «Сталевар», «Прокатчик» и т.д.
Это были последние пароходы, построенные в СССР. После этой серии «Петрозавод» перешел на строительство дизельных буксиров проекта 498 мощностью 1200 л.с.

Спасательное судно «Окунь» / Корабел.ру
Спасательное судно «Окунь» / Корабел.ру
Вид на корму / Корабел.ру
Лебедка / Корабел.ру


Силуэт буксира типа «Аян» был характерен для каждого советского порта. Устаревшая архитектура судна — высокая прямая рубка, с верхним ходовым мостиком, большая прямая труба сразу обращали на себя внимание на фоне современных судов. «Аяны» мелькают во многих старых фильмах о море. Известен случай, когда один из 730-х в кино изображал даже «Аврору».

Паровой буксир «Машинист» / Корабел.ру


Точное число «живых» экземпляров «Аянов» установить не удалось. Данные разнятся. Один из них, «Машинист», числится в составе компании «Экологический флот», работает он в порту Санкт-Петербург в качестве сборщика льяльных вод.

Паровой буксир «Рудокоп» / Сергей Терентьев


Известна история еще одного буксира «Рудокоп», который принадлежал судоходной компании «Портофлот» (ОАО «Архангельский морской торговый порт»). В 1993 году буксир был продан одной канадской компании. Затем судно перегнали в Польшу, где переоборудовали в прогулочную яхту. По некоторым данным, теперь «Рудокоп» стоит на одном из причалов в Барселоне.

«Машинист» на вахте


Буксирный пароход «Машинист» (стр. №459) — это однопалубное судно с ледокольными обводами корпуса, с рубкой и машинным отделением в средней части. Корпус сварной, с поперечной системой набора, разделен шестью водонепроницаемыми переборками. Габаритная длина парохода 32 м, ширина 8 м. Валовая регистровая вместимость 239 рег. т. Скорость хода 10 узлов.

Вид на корму. «Машинист» / Корабел.ру
Танк для сбора льяльных вод / Корабел.ру
Паровой брашпиль. «Машинист» / Корабел.ру


Главный двигатель — машина паровая вертикальная, тройного расширения, открытого типа с золотниковым парораспределением, типа ПМ — 2 мощностью 500 л.с., 160 оборотов в минуту. Построена на СРЗ имени В. М. Молотова, г. Таганрог.

Паровой буксир «Машинист» / Корабел.ру


Котел огнетрубный шотландского типа, оборотный, трехтопочный, сварной. Поверхность нагрева 180 кв. м, расчетное давление 15 кг/кв.cм. Котел построен на Ижорском заводе в городе Колпино, заводской номер 217.
Все вспомогательные механизмы: якорное устройство, рулевое устройство, насосы, балластно-осушительные и противопожарные средства — паровые. Судовой генератор приводится в действие паровой машиной ПД-3.
Приемо-сдаточные испытания пароход прошел 22 июля 1957 года на Восточном рейде Финского залива. 27 июля 1957 года буксир приступил к работе.

Руслан Александрович Федотов / Корабел.ру

Руслан Александрович Федотов (и.о. капитана)
«Буксир хорошо стоит, управляется, хорошо ходит во льду.
Помимо приема льяльных вод мы можем давать до 4 тонн пара в час. Работаем в том числе и на зачистке танков, отпариваем крышки трюмов ото льда зимой. Обслуживаем все суда в порту, пассажирский флот, Адмиралтейские верфи, поэтому загружены постоянно».

Владимир Иванович Дружинин / Корабел.ру

Владимир Иванович Дружинин (старший механик)
«До «Машиниста» я работал на нескольких паровых буксирах: «ПБ-45», «Шахтер», которые в свое время эксплуатировались на Канонерском судоремонтном заводе. Когда не было тоннеля, перевозили работников КСЗ с большой земли и обратно, зимой даже окалывали дизельные буксиры «Зюйд» и «Бригадир Гусев». А когда последний из этой плеяды порезали в металл — перешел на работу сюда, на «Машинист».

Сергей Валентинович Башлыков / Корабел.ру

Сергей Валентинович Башлыков (котельный машинист)
«С проведением планового ремонта у нас возникают некоторые трудности. Специалистов, которые имеют опыт работы с паровыми машинами и такими специфическими механизмами, как у нас — нет. В силу возраста они, к сожалению, уходят. Про запасные части нечего и говорить — все они самодельные. Спасает то, что машина здесь надежная. За всю историю была только одна серьезная поломка и то — из-за недосмотра экипажа».

Олег Николаевич Хохолков / Корабел.ру

Олег Николаевич Хохолков (боцман)
«Мы здесь уникальные. Аналогичных паровиков, еще и на собственном ходу я больше не встречал"

От штурвала кардан проходит через все машинное отделение к паровой машинке, перекладывающей цепной привод на палубе к сектору.

Паровой буксир «Машинист» / Корабел.ру


В документации каюта не капитана, а командира.

Надо отдать должное компании ООО «Экологический флот». «Машинист», несмотря на солидный, практически пенсионный, возраст находится в хорошем техническом состоянии. И отлично выглядит! Как раз тот пример, когда старая техника находит новое себе новое применение в современных условиях.

История несостоявшегося музея — буксир «Прокатчик»


Не так давно в региональных архангельских и отраслевых СМИ шло активное обсуждение утилизации парового буксира проекта 730 «Прокатчик» (зав. №458) постройки 1957 года. Изначально пароход планировали превратить музей. Но как это всегда бывает — не хватило денег.
Руководил процессом создания музея Сергей Васильевич Терентьев, заведующий музеем Арктического Морского Института имени В. И. Воронина.
Об истории несостоявшегося процесса рассказывает сам Сергей Васильевич.

Паровой буксир «Прокатчик» / Сергей Терентьев


С 1957 по 1984 год буксирный пароход «Прокатчик» принадлежал Мурманскому судоремонтному заводу ММФ СССР. В 1984 году передан на баланс Архангельского морского торгового порта. В 1986 году прошел переоборудование на СРЗ «Красная Кузница» в городе Архангельск, для эксплуатации в качестве сборщика льяльных вод.
Во время переоборудования на пароходе демонтировали буксирное устройство, в том числе паровую буксирную лебедка ППГ-2. В кормовых и частично в носовых жилых помещениях были оборудованы танки для сбора льяльных вод. (Изначально в корме располагались два четырехместных кубрика и провизионка. Вместо них на палубе сделана надстройка — каюта боцмана и провизионка. В носовой части ликвидирован салон команды, каюта старпома и стармеха. По левому борту оборудован четырехместный кубрик, по правому — салон).

Паровые буксир «Прокатчик». Архивные фото / Сергей Терентьев


Пароход «Прокатчик» помимо основной функции сбора льяльных вод во время ледохода и ледостава использовался в качестве пассажирского судна для перевозки людей на острова дельты Северной Двины, а также в качестве лоцманского судна для доставки лоцманов к приемному бую. Последние два года своей трудовой биографии пароход служил отопителем. В июле 2002 года выведен из эксплуатации и законвертован: снят гребной вал, перо руля и баллер. Поставлены заглушки.

В рубке. Паровой буксир «Машинист» / Корабел.ру


На списанном буксире мы вместе с единомышленниками начали создавать музей. Много было сделано для приведения судна в порядок. Пароход был отпескоструен и покрашен от киля до клотика. Вырезаны льяльные танки. Демонтирована система перекачки льяльных вод. Вычищено машинное отделение. Жилые помещения подготовлены под отделку. Но в Архангельске не нашлось причала для постоянной стоянки. Пять лет пароход скитался по порту. Содержать экипаж, платить за стоянку было нечем.

Попытка сохранить последний пароход на Белом море не удалась.
В 2013 году пароход был разрезан на иголки.


Заключение. От автора

С буксирами 730 проекта у меня особые отношения. С парового буксира «Шахтер» на Канонерском судоремонтном заводе начиналась моя трудовая деятельность. Старик уже давно сам не ходил, паровая машина была демонтирована, половина механизмов не работала.

Паровой буксир «ПБ-45» / Корабел.ру
Паровой буксир «ПБ-45» / Корабел.ру
Утилизация ПБ «Шахтер» / Корабел.ру


Для юноши, который мечтал о море — не самое лучшее сочетание. Поэтому уже через месяц я перешел на дизельный буксир. Но уважение к трудовой деятельности «Шахтера» не потерял. Веяло от него какой-то пролетарской романтикой, теми плюсами советской эпохи и «трудовых подвигов», которых сейчас очень не хватает.
Больше фото можно посмотреть в фотогаллерее.


Владислав Букин


Редакция выражает благодарность за сотрудничество и предоставление материалов и архивных фотографий для статьи заведующему музеем Арктического Морского Института имени В. И. Воронина Сергею Васильевичу Терентьеву, руководству компании ООО «Экологический флот» и всему экипажу буксира «Машинист» за теплый прием и организованную фотосессию судна.




Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
09.11.2015, 17:47
Большое спасибо! Хорошая статья!
-0+
#Грекова Анна Игоревна
11.11.2015, 15:52
Спасибо, с удовольствием прочитала.
Свежие новости