реклама

"Аяны" – последние буксирные пароходы в СССР

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз остро нуждался в транспортном флоте. Новые суда необходимы были стране для вывоза ресурсов — в обмен на них СССР получал машины, станки, без которых невозможно было восстановление промышленности.
Увеличение числа грузовых судов потянуло за собой потребность в техническом флоте. Так, в шестой пятилетке судостроительная промышленность СССР должна была построить буксиры общей мощностью 230 тысяч л.с.
Ленинградское СКБ – 370 (в будущем "Балтсудопроект") под руководством главного конструктора П.И. Халимовича в 1948 году разработало перспективный проект морского парового буксира проекта 730 СЖ типа "Аян", предназначенного для буксировки несамоходных судов в открытом море с удалением от берега до 100 миль.
 
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото / Сергей Терентьев

Строить данные суда поручили ленинградскому "Петрозаводу". Головное судно "Аян" было спущено на воду в 1951 году.
Всего с 1951 по 1958 год "Петрозавод" построил для Министерства морского флота СССР 64 буксира данного проекта и его модификаций, для ВМФ СССР – еще 58 судов. Часть буксиров для военных затем передали для нужд рыбаков.
Паровой буксир "МБ-110". Архивные фото / Сергей Терентьев
Один из буксиров данного проекта был построен северодвинцами, тогда молотовцами, на заводе 402 (в будущем – ПО "Севмаш") в 1952 году для собственных нужд. ПБ "Молотовец" (с 1957 г. "Северодвинец") обеспечивало проведение ходовых испытаний кораблей и судов.
Первые пароходы серии строились как угольщики, с люками для загрузки угля на шлюпочной палубе и с угольными бункерами. Точной даты не установлено, но с середины 50-х годов буксиры уже шли с оборудованием под жидкое топливо.
Паровые буксиры проекта 730. Архивные фото / Сергей Терентьев

С 1956 года пароходы 730 проекта, начиная со строительного номера 419, носили имена пролетарских профессий: "Горновой", "Доменщик", "Шахтер", "Машинист", "Сталевар", "Прокатчик" и т.д.
Это были последние пароходы, построенные в СССР. После этой серии "Петрозавод" перешел на строительство дизельных буксиров проекта 498 мощностью 1200 л.с.
 
Спасательное судно "Окунь" / Корабел.ру
Спасательное судно "Окунь" / Корабел.ру
Вид на корму / Корабел.ру
Лебедка / Корабел.ру

Силуэт буксира типа "Аян" был характерен для каждого советского порта. Устаревшая архитектура судна – высокая прямая рубка, с верхним ходовым мостиком, большая прямая труба сразу обращали на себя внимание на фоне современных судов. "Аяны" мелькают во многих старых фильмах о море. Известен случай, когда один из 730-х в кино изображал даже "Аврору".
Паровой буксир "Машинист" / Корабел.ру

Точное число "живых" экземпляров "Аянов" установить не удалось. Данные разнятся. Один из них, "Машинист", числится в составе компании "Экологический флот", работает он в порту Санкт-Петербург в качестве сборщика льяльных вод.
 
Паровой буксир "Рудокоп" / Сергей Терентьев

Известна история еще одного буксира "Рудокоп", который принадлежал судоходной компании "Портофлот" (ОАО "Архангельский морской торговый порт"). В 1993 году буксир был продан одной канадской компании. Затем судно перегнали в Польшу, где переоборудовали в прогулочную яхту. По некоторым данным, теперь "Рудокоп" стоит на одном из причалов в Барселоне.
"Машинист" на вахте

Буксирный пароход "Машинист" (стр. №459) – это однопалубное судно с ледокольными обводами корпуса, с рубкой и машинным отделением в средней части. Корпус сварной, с поперечной системой набора, разделен шестью водонепроницаемыми переборками. Габаритная длина парохода 32 м, ширина 8 м. Валовая регистровая вместимость 239 рег. т. Скорость хода 10 узлов.
 
Рубка. "Машинист" / Корабел.ру
Вид на корму. "Машинист" / Корабел.ру
Танк для сбора льяльных вод / Корабел.ру
Паровой брашпиль. "Машинист" / Корабел.ру

Главный двигатель – машина паровая вертикальная, тройного расширения, открытого типа с золотниковым парораспределением, типа ПМ – 2 мощностью 500 л.с., 160 оборотов в минуту. Построена на СРЗ имени В.М. Молотова, г. Таганрог.
Паровой буксир "Машинист" / Корабел.ру

Котел огнетрубный шотландского типа, оборотный, трехтопочный, сварной. Поверхность нагрева 180 кв. м, расчетное давление 15 кг/кв.cм. Котел построен на Ижорском заводе в городе Колпино, заводской номер 217.
Все вспомогательные механизмы: якорное устройство, рулевое устройство, насосы, балластно-осушительные и противопожарные средства – паровые. Судовой генератор приводится в действие паровой машиной ПД-3.
Приемо-сдаточные испытания пароход прошел 22 июля 1957 года на Восточном рейде Финского залива. 27 июля 1957 года буксир приступил к работе.
Руслан Александрович Федотов / Корабел.ру
Руслан Александрович Федотов (и.о. капитана)
"Буксир хорошо стоит, управляется, хорошо ходит во льду.
Помимо приема льяльных вод мы можем давать до 4 тонн пара в час. Работаем в том числе и на зачистке танков, отпариваем крышки трюмов ото льда зимой. Обслуживаем все суда в порту, пассажирский флот, Адмиралтейские верфи, поэтому загружены постоянно".

 
Владимир Иванович Дружинин / Корабел.ру
Владимир Иванович Дружинин (старший механик)
"До "Машиниста" я работал на нескольких паровых буксирах: "ПБ-45", "Шахтер", которые в свое время эксплуатировались на Канонерском судоремонтном заводе. Когда не было тоннеля, перевозили работников КСЗ с большой земли и обратно, зимой даже окалывали дизельные буксиры "Зюйд" и "Бригадир Гусев". А когда последний из этой плеяды порезали в металл – перешел на работу сюда, на "Машинист".

 
Сергей Валентинович Башлыков / Корабел.ру
Сергей Валентинович Башлыков (котельный машинист)
"С проведением планового ремонта у нас возникают некоторые трудности. Специалистов, которые имеют опыт работы с паровыми машинами и такими специфическими механизмами, как у нас – нет. В силу возраста они, к сожалению, уходят. Про запасные части нечего и говорить – все они самодельные. Спасает то, что машина здесь надежная. За всю историю была только одна серьезная поломка и то – из-за недосмотра экипажа".

 
Олег Николаевич Хохолков / Корабел.ру
Олег Николаевич Хохолков (боцман)
"Мы здесь уникальные. Аналогичных паровиков, еще и на собственном ходу я больше не встречал"

От штурвала кардан проходит через все машинное отделение к паровой машинке, перекладывающей цепной привод на палубе к сектору.
 
Паровой буксир "Машинист" / Корабел.ру

В документации каюта не капитана, а командира.

Надо отдать должное компании ООО "Экологический флот". "Машинист", несмотря на солидный, практически пенсионный, возраст находится в хорошем техническом состоянии. И отлично выглядит!  Как раз тот пример, когда старая техника находит новое себе новое применение в современных условиях.
 
История несостоявшегося музея – буксир "Прокатчик"

Не так давно в региональных архангельских и отраслевых СМИ шло активное обсуждение утилизации парового буксира проекта 730 "Прокатчик" (зав. №458) постройки 1957 года. Изначально пароход планировали превратить музей. Но как это всегда бывает – не хватило денег.
Руководил процессом создания музея Сергей Васильевич Терентьев, заведующий музеем Арктического Морского Института имени В.И. Воронина.
Об истории несостоявшегося процесса рассказывает сам Сергей Васильевич.
Паровой буксир "Прокатчик" / Сергей Терентьев

С 1957 по 1984 год буксирный пароход "Прокатчик" принадлежал Мурманскому судоремонтному заводу ММФ СССР. В 1984 году передан на баланс Архангельского морского торгового порта. В 1986 году прошел переоборудование на СРЗ "Красная Кузница" в городе Архангельск, для эксплуатации в качестве сборщика льяльных вод.
Во время переоборудования на пароходе демонтировали буксирное устройство, в том числе паровую буксирную лебедка ППГ-2. В кормовых и частично в носовых жилых помещениях были оборудованы танки для сбора льяльных вод. (Изначально в корме располагались два четырехместных кубрика и провизионка. Вместо них на палубе сделана надстройка – каюта боцмана и провизионка. В носовой части ликвидирован салон команды, каюта старпома и стармеха. По левому борту оборудован четырехместный кубрик, по правому - салон).
 
Паровые буксир "Прокатчик". Архивные фото / Сергей Терентьев

Пароход "Прокатчик" помимо основной функции сбора льяльных вод во время ледохода и ледостава использовался в качестве пассажирского судна для перевозки людей на острова дельты Северной Двины, а также в качестве лоцманского судна для доставки лоцманов к приемному бую. Последние два года своей трудовой биографии пароход служил отопителем. В июле 2002 года выведен из эксплуатации и законвертован: снят гребной вал, перо руля и баллер. Поставлены заглушки.
 
В рубке. Паровой буксир "Машинист" / Корабел.ру

На списанном буксире мы вместе с единомышленниками начали создавать музей. Много было сделано для приведения судна в порядок. Пароход был отпескоструен и покрашен от киля до клотика. Вырезаны льяльные танки. Демонтирована система перекачки льяльных вод. Вычищено машинное отделение. Жилые помещения подготовлены под отделку. Но в Архангельске не нашлось причала для постоянной стоянки. Пять лет пароход скитался по порту. Содержать экипаж, платить за стоянку было нечем.

Попытка сохранить последний пароход на Белом море не удалась.
В 2013 году пароход был разрезан на иголки.

Заключение. От автора
 
С буксирами 730 проекта у меня особые отношения. С парового буксира "Шахтер" на Канонерском судоремонтном заводе начиналась моя трудовая деятельность. Старик уже давно сам не ходил, паровая машина была демонтирована, половина механизмов не работала.
 
Паровой буксир "ПБ-45" / Корабел.ру
Паровой буксир "ПБ-45" / Корабел.ру
Утилизация ПБ "Шахтер" / Корабел.ру

Для юноши, который мечтал о море – не самое лучшее сочетание. Поэтому уже через месяц я перешел на дизельный буксир. Но уважение к трудовой деятельности "Шахтера" не потерял. Веяло от него какой-то пролетарской романтикой, теми плюсами советской эпохи и "трудовых подвигов", которых сейчас очень не хватает.
Больше фото можно посмотреть в фотогаллерее.
Редакция выражает благодарность за сотрудничество и предоставление материалов и архивных фотографий для статьи заведующему музеем Арктического Морского Института имени В.И. Воронина Сергею Васильевичу Терентьеву, руководству компании ООО "Экологический флот" и всему экипажу буксира "Машинист" за теплый прием и организованную фотосессию судна.
"Канонерский судоремонтный завод", ЗАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 746-98-52, +7 (812) 746-98-33 - отдел кадров, +7 812 746 98 81 - коммерческий отдел
"Архангельский филиал "Судоремонтный завод "Красная Кузница" АО "ЦС "Звездочка", АО Архангельск
+7 (8182) 23-21-25
"Центральное конструкторское бюро "Балтсудопроект", ФГУП Санкт-Петербург
8 (812) 415-47-26
"Арктический морской институт им. В.И.Воронина", ФГБОУ ВПО Архангельск
+7 (8182) 41-18-21
"Экологический флот", ООО Санкт-Петербург
+7(812)495-85-46



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович, 09.11.2015, 17:47Большое спасибо! Хорошая статья!
-0+
#Грекова Анна Игоревна, 11.11.2015, 15:52Спасибо, с удовольствием прочитала.
Свежие новости