Соглашение направлено на организацию и реализацию пилотного проекта по применению в Архангельской области беспилотных морских судов для грузовой логистики. Проект стартует в июле 2025 года и станет первым в России опытом использования морских беспилотников в северных условиях.
"Беспилотные технологии сегодня занимают особое место среди передовых направлений технологического развития. Их применение позволяет не только повышать эффективность процессов, но и находить практические решения в сложных условиях, где традиционные подходы теряют эффективность", — подчеркнул губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

По его словам, проект станет инструментом устойчивой доставки грузов и товаров первой необходимости в отдаленные и труднодоступные населенные пункты области. Инициатором выступает ЗАО "Си Проект" — разработчик и производитель морской робототехники из Санкт-Петербурга.
Первые маршруты пройдут между Архангельском и островными территориями города, а затем – до прибрежных населённых пунктов на Белом море и на Соловецкие острова.
"Сегодня мы закрепили достигнутые договоренности подписанием трехстороннего соглашения, а уже в июле приступим к практической реализации проекта. Он позволит отработать практические сценарии применения беспилотных морских судов, выявить технические и организационные барьеры, оценить экономическую модель новой логистической схемы", — отметил Александр Цыбульский.
Соглашением предусмотрено содействие со стороны правительства Архангельской области, в том числе взаимодействие с региональными и муниципальными органами власти, консультативная поддержка, помощь в формировании дорожных карт и проработка нормативно-правовых условий. В частности, до конца сентября 2025 года рассматривается возможность введения на территории региона экспериментального правового режима для использования морских беспилотных систем.
Как отметил генеральный директор АО "Безэкипажная логистика" Владимир Шумилов, соглашение даст начало большому пилотному проекту, рассчитанному на три года. Этот документ позволит проработать все перспективные направления применения морской робототехники и беспилотной логистики в Архангельской области, а в дальнейшем и в других арктических регионах.
"Первоначально мы будем отрабатывать вопросы, связанные с технологиями, которые нам необходимы для того, чтобы безэкипажные суда могли работать в условиях Арктики, обеспечивать безопасную навигацию и доставку грузов в труднодоступные населенные пункты, — рассказал Владимир Шумилов. — Еще один важный момент — развитие и подготовка кадров для отрасли. Сфера безэкипажных перевозок новая, она только формируется, и на сегодняшний день необходимы специалисты. Мы планируем развивать сотрудничество с вузами Архангельской области, что даст проекту большие возможности".
Компанией "Безэкипажная логистика" подготовлен предварительный график реализации проекта. В рамках июльского этапа запланированы отработка маршрутов в акватории порта Архангельск, экспериментальные рейсы по маршруту Архангельск – Соловки и обратно, проведение технических испытаний и технического обслуживания судов.
"В северных субъектах России примеров использования беспилотных морских судов пока практически не существует. Поэтому реализация этого проекта на территории Архангельской области имеет шанс стать реальным технологическим прорывом не только для региона, но и для всей Арктической зоны Российской Федерации", — подчеркнул губернатор.
По информации Архангельского управления ФГУП "Росморпорт", в регионе уже определены потенциальные точки для спуска и подъема беспилотных судов. Также возможна организация судов обеспечения на коммерческой основе, сообщает пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области.