Как минимум две новости к сегодняшнему дню о строительстве скоростных пассажирских катамаранов проекта HSC150B и "Котлин" на российских верфях для российских нужд заставляют обратиться нас к этой теме и осмыслить, что и для каких целей строится... С другой стороны – заглянуть в прошлое и поразмышлять о судьбе скоростного судна в Советском Союзе, а после и в России. Перейти к новости
На мой взгляд, в этой несомненно интересной статье недостает анализа эксплуатации скоростных композитных катамаранов, в последние годы эксплуатировавшихся в Санкт0Петербурге и на Черном море. Необходимо отметить, что ряд вопросов эксплуатации катамаранов освещался в материалах портала
Жаль, что вне поля зрения при рассмотрении истории наших катамаранов выпал катамаран "Капитан Корсак", тип "Сокол". работавший в Чёрном море. Совершенно не отражены волжские катамараны, созданные когда-то под руководством проф. Алферьева. Правда, прогулочный катамаран "Отдых" имел невысокую расчётную скорость...Кроме того, поскольку всё-таки статья не просто рекламная, хорошо бы приводить хотя бы основные относительные характеристики, скажем, удельный расход топлива, в основном определяющий экономику - при прочих равных условиях.
Катамараны "Отдых" и "Отдых-1", как и все катамараны М.Я. Алферьева - особая статья. Разрабатывая это направление, Михаил Яковлевич (пишу об этом, потому что он был заведующим Кафедрой Теории корабля, которую я заканчивал, и сам М.Я. преподавал у нас ряд дисциплин и неоднократно знакомил нас со своими идеями, которые также изложены в книге Алферьев, Мадорский "Транспортные катамараны внутреннего плавания") ставил во главу угла максимальную вместимость судов. Из скоростные характеристики рассматривались, как второстепенные. Несмотря на это серийный грузовой катамаран типа "Братья Игнатовы" с полной нагрузкой имел скорость равную 26-28 км/час на ЕГС (большинство пассажирских теплоходов имело меньшую скорость). Мы испытывали в опытовом бассейне модели катамаоанов - все они двигались в водоизмещающем режиме. Их эксплуатационный скоростной диапазон подбирался таким образом, чтобы они имели минимальное волновое сопротивление, а между корпусами интерференция волн гасила волны. Врзвращаясь к катамаранам "Отдых" и "Отдых-1" необходимо отметить, что катамаран "Отдых-1" построенный в 1973 году, по-моему, до сих пор в строю https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B4%D1%8B%D1%85_(%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD,_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%A0-80). Он явился дальнейшим развитием катамарана "Отдых", вместимости которого оказалось совершенно недостаточно. Был построен заводом 40-й годовщины Октября (который строил серийно грузовые катамараны типа "Братья Игнатовы". Каждый вечер ходил круговым 3-х часовым рейсом от Речного вокзала вниз по течению Волги до поселка Октябрьского (места его рождения) и назад. Речная прогулка в сочетании с рестораном и танцами на палубе на крытой площадке в корме. Имеет проектную вместимость порядка 600 чел., почему цена билета была 60 коп. (цена обеда в столовой в Горьком в те годы). Мы - студенты на протяжении всех пяти лет регулярно катались на "Отдыхе-1", это было нам вполне по карману (без ресторана, конечно, а танцы на корме были бесплатны). Максимальная скорость "Отдыха-1" 26 кv/час, но он обычно не ходил со скоростью выше 15-20 км/час - так было составлено расписание.Показать комментарий целиком
Заканчивая тему транспортных катамаранов профессора М.Я. Алферьева, необходимо упомянуть скоростной катамаран "Анатолий Угловский" (проект Р-104, опытный образец, существует в единственном экземпляре). первоначальные проектные данные https://russrivership.ru/public/files/doc522.pdf вид после переоборудования https://fleetphoto.ru/vessel/9713/ Он имел СЭУ, по сути, аналогичную СПК "Метеор", но полную вместимость 500 чел. (со стоячими местами) и скорость полного хода 41 км/час. При его опытной эксплуатации возникло несколько проблем. Во-первых, вместимость оказалась избыточной. На линии, где эксплуатировался катамаран, не нашлось столько пассажиров. Во-вторых, на мелководных участках реки катамаран имел избыточное волнообразование, и вынужден был сбрасывать скорость, а потом разгоняться заново. В=третьих, он проигрывал конкуренцию за "делового пассажира" СПК "Метеор", который имел эксплуатационную скорость 65 км/час и соответственно время в пути практически в два раза меньшее. Поэтому речники сделали выбор в пользу СПК. А "Анатолий Угловский" был продан сторонней организации (сейчас принадлежит РЖД), прошел переоборудование и был превращен в обычный тихоходный пассажирский теплоход. В этом случае катамараны проиграли СПК вчистую
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+