реклама
Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

Специально о социальном: Социальные вопросы по закону о мерах государственной поддержки

0 4930 9 мин
Мы выполняем данное «корабелам» обещание и начинаем серию статей об изменениях в законодательстве, ставших результатом принятия закона от 07 ноября 2011 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» (далее – ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства»).



  
В свете еще не до конца ушедших праздников хочется писать только о чем-либо светлом, добром и позитивном. Поэтому о налогах мы пока говорить не будем. Темой настоящей статьи мы сознательно выбрали вопросы социальные, близкие всем целевым группам читателей портала, будь то совершающий выплаты судовладелец-работодатель или готовящийся уходить на заслуженную пенсию моряк. Вторая немаловажная причина такого выбора кроется в статье 7 Конституции РФ, в соответствии с которой "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".
Еще в 2002 году в Академии труда и социальных отношений было заявлено, что для становления, развития и укрепления социального государства требуется основа формирования эффективной социальной рыночной экономики и политики, обеспечивающей занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства, престарелых, молодежи и т.д.
Стали ли изменения, принесенные ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства», серьезным шагом в достижении такой основы, судить рано. На первый взгляд, статьи закона, корректирующие тарифы страховых взносов, выглядят не более чем плановыми дополнениями в пенсионное - страховое законодательство, которые и так бы внесли, просто потому что «новый год и надо что-то менять». Однако при близком рассмотрении становится ясно, что корректировки, кажущиеся направленными на облегчение работы самого Пенсионного фонда, приняты для поддержания эффективности поправок, относящихся непосредственно к судовому сектору. Их мы и будем исследовать, используя таблички и представляя, что доллар всегда в нашей стране стоит 30 рублей…

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе, лица, производящие выплаты физическим лицам – организации, индивидуальные предприниматели, физические лица. Для указанных лиц статьей 33 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено применение пониженных тарифов страховых взносов в течение переходного периода (который, продлен до 2027 года на основании статьи 10 ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства»). В результате дополнений, пониженные тарифы по ставке 0% теперь так же применимы для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС), за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, - в отношении данных выплат и вознаграждений (статья 5 ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства»).

Аналогичное изменение постигло статью 58 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в которой предусматриваются пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период (статья 9 ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства»). Категория лиц, внесенная в закон с последними изменениями, включает в себя уже упомянутую выше категорию плательщиков взносов за вознаграждения членам экипажей.

Общим результатом внесения указанных изменений стало освобождение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сроком на 15 лет (до 2026 года включительно) указанных плательщиков страховых взносов. При этом законопроектом предусматривается компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Для того чтобы «Корабелы» полностью осознали всю выгодность внесенных изменений и уж точно воспользовались новыми предоставляемыми льготами, приведем простейший пример. Существует 2 судовладельческие компании, «Морской волк» и «Морской ёж», подпадающие под общий режим по взносам в Пенсионный фонд РФ. Свои новые суда класса «люкс», пользующиеся спросом во всем мире и приносящие компаниям невероятный доход, они предусмотрительно зарегистрировали в РМРС. Компания «Морской волк» в отношении своих работников осуществляет выплаты, не превышающие 512 000 рублей за единовременный взнос, а вот «Морской ёж» выплачивает за рабочий состав больше указанного лимита. На этом основании к ним применяются разные тарифы по страховым взносам.

Для основной категории плательщиков общий тариф по взносам с 2012 года снизится с 34% до 30% по выплатам в пределах 512 000 рублей. Без действующей в соответствие со статьей 5 ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства» льготы, «Морской волк» выплачивал бы за своих членов экипажей 22% в Пенсионный фонд и 8% в фонды обязательного медицинского / социального страхования. И это за каждого работника! Уверены, что причина применять «нулевую» льготу по указанным выплатам теперь очевидна, экономия судостроителей хоть и снизилась на 4% из-за общего понижения, но все же оставляет 30%.
Для «Морского ежа», который также может воспользоваться указанной льготой в отношении членов своих экипажей, экономия будет меньшей, но тоже достаточно «вкусной». С 2012 года тарифы для плательщиков с размером выплат более 512 000 рублей составят 10% и только в Пенсионный Фонд РФ. Таким образом, воспользовавшись льготой, судовладельцы могут оставить указанные 10% на счету компании и никому их не отдавать. Не так уж и плохо.
Хочется верить, что судовладельцы, осуществляющие выплаты экипажам, смогут с успехом для своего бизнеса воспользоваться «нулевой» льготой, которая ранее им не предоставлялась. Однако очевидно, что попадают под льготу не все. Мы не устаем хвалить и «рекламировать» РМРС всем нашим клиентам, возможно, у судовладельцев только что появилась еще одна причина зарегистрировать судно именно там?

Однако в судовом секторе дело не оканчивается ежемесячной экономией на пенсиях работникам. Правительство позиционирует новый закон, как направленный на «оздоровление» всего судостроения вообще. Мы решили узнать, так ли это, путем расчетов стоимости конечного продукта судовладельцев и судостроителей на рынке, с учетом новых льгот, описанных выше.
Продукт судовладельца – это судовой фрахт, для получения которого требуется сдать судно в аренду. Стоимость конечного продукта судовладельца, без прибыли и из расчета 30 рублей за доллар, с учетом всех расходов, выглядит примерно так:
Таким образом, 775 970 долларов нужно судовладельцу, чтобы «выйти в ноль» по окончанию 1 года. Очевидно, что фонд оплаты труда членов экипажей – лишь одна из многих затрат судовладельца, которая «в разрезе» оказывается примерно вот такой:
Сумму в 38 400 рублей каждый месяц платить будут судовладельцы, чьи суда не зарегистрированы в РМРС и все прочие судовладельцы, не спешащие пользоваться льготной «нулевой» ставки взносов в Пенсионный Фонд и Фонд медицинского и социального страхования. Теперь же взносы в 22%, 2,9% и 5,1% в отношении членов экипажей судов в РМРС уплате не подлежат и, следовательно, фонд оплаты труда на одного члена экипажа составит лишь 30 270 рублей на человека.
Учитывая, что у судовладельческой компании «Морской волк» таких членов экипажа штук 12, то фонд оплаты труда в год у компании составит 4 358 880 рублей (145 296 долларов), а не 5 529 600 рублей (184 320 долларов).
Таким образом, стоимость конечного продукта судовладельца уменьшается с 778 970 долларов до 736 946 долларов, а видимая экономия в 42 024 доллара отразится на стоимости конечного продукта, с учетом всех других расходов, которые судовладельцу требуется покрыть за целый год, в виде уменьшения примерно на 5,1%!
А что же судостроители, спросите вы? для них у нас хороших новостей нет, ведь льгота распространяется только на выплаты вознаграждений членам экипажей, а не работникам, осуществляющим строительство пароходов. Да и взносы на социальное страхование у судостроителей выше, аж 2,8%...
Данная льгота, способная создать благоприятные конкурентные условия для деятельности российских судоходных компаний, однако, как показывает диаграмма, далеко не всех. Про оставленных без внимания судостроителей и говорить нечего, они не получают по социальной части никаких возможностей сэкономить. А еще изменения в законодательстве несут в себе потенциальное ущемление прав страхуемых лиц. Учитывая положения ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж включается деятельность, которая выполнялась застрахованными лицами при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Следовательно, отсутствие указанных выплат может значительно отразиться на размере пенсионного обеспечения застрахованных лиц (в нашем случае членов экипажей!).

Во избежание нарушения указанных прав законодателями принята поправка в ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Она предусматривает механизм зачисления бюджетных средств на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц вне зависимости от наличия выплат в Пенсионный фонд (статья 1 ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства»).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Список данных, обязательных для включения в общую часть такого счета, теперь дополнен. Обязательному указанию в общей части счета подлежит новая информация - сумма средств, соответствующая сумме страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию и с выплат которым не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Расчет таких соответствующих сумм производится для лиц 1966 года рождения и старше - по тарифу 16,0 процентных пункта, а для лиц 1967 года рождения и моложе - по тарифу 10,0 процентных пункта тарифа страхового взноса, независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.

В том же ключе претерпел изменение состав специальной части индивидуального лицевого счета. По результатам корректировок, в нем обязательна для указания сумма средств, соответствующая сумме страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (по тарифу 6,0 процентного пункта тарифа страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию и с выплат которым не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации).

Наряду с изложенным, ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства» внес логически связанное с социальными вопросами дополнение в Трудовой кодекс в отношении заключения срочных трудовых договоров (статья 6 ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства»). В ч. 2 ст. 59 ТК РФ перечисляются ситуации, при которых срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон. В то же время при наличии этих оснований можно заключить трудовой договор на неопределенный срок. После внесения изменений, в указанный список входит заключение срочного трудового договора с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания, зарегистрированных в РМРС.

Допустим, моряк с огромным профессиональным опытом по имени Капитан Сильвер захочет статья членом экипажа морского судна «Березка», которым владеет компания «Морской ёж». Однако Сильвер не уверен что хочет оставаться моряком всегда, планируя через год сменить профессию и уйти в классический балет. Учитывая внесенное в ТК РФ изменение, ничто не помешает Капитану заключить срочный трудовой договор с «Морским ежом». При этом срочный трудовой договор может заключаться как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника, что особенно выгодно Капитану Сильверу, ведь закон предусматривает лишь право, а не обязанность работодателя заключать срочный трудовой договор, если установление срочных (временных) трудовых отношений не является обязанностью работодателя.

Неизбежным результатом указанной поправки станет расширение круга лиц, нанимаемых в качестве членов экипажей судов, чьи профессиональные обязанности будут разниться по своей природе и характеру. Принятое изменение определенно положительно скажется на трудовой сфере судостроительного сектора, однако оно легко может вступить в противоречие с общим критерием заключения срочных трудовых договоров (ч.2 статьи 58 ТК РФ), а позднее и с международным правом.

В соответствие с указанным критерием, срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы. Обращение к нормам международного права (Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года) показывает, что возможность заключения с моряками трудовых отношений на неопределенный срок разрешена законом (в соответствие со Стандартом А 2.1 «Трудовые договоры моряков» Конвенции) и, следовательно, заключение срочного трудового договора противоречит Стандарту.
Конечно, на сегодняшний день Конвенция 2006 года еще не ратифицирована в России, однако подготовка к ратификации идет полным ходом. Не получим ли мы норму национального законодательства, противоречащую международному праву?
 
Подводя итог нашего обзора, мы можем с уверенностью утверждать, что изменения в социальном законодательстве пойдут на пользу участникам судового сектора. В комбинации с изменениями в Налоговом кодексе, о которых мы расскажем в одной из наших следующих статей, льготы в отношении социальных взносов создадут благоприятный налоговый режим для судовладельцев, регистрирующих суда в РМРС. Это обеспечит необходимый уровень конкурентоспособности судов под российским флагом, создаст новые высокооплачиваемые рабочие места, как на судах, так и на берегу.


магистр международного морского права, юрист ООО «Инмарин Ле Дефенс»
Болдышева Виктория Дмитриевна
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости