- A + Автор: Ренарт Фасхутдинов КомментарииПрочитано 12080 раз   |
Ну что ж, Амурский судостроительный завод можно поздравить. Его серия корветов проекта 20380, скорее всего, получит солидное продолжение. Министр обороны Сергей Шойгу дал поручение главкому ВМФ РФ Николаю Евменову проработать вопрос о постройке еще шести кораблей на Амурском СЗ. По планам, если контракт будет подписан, первые закладки пройдут в следующем году, а окончательное выполнение контракта должно прийтись на 2027 год.
Амурский СЗ / Амурский судостроительный завод

Напомним, что сейчас завод как раз готовится к сдаче своего третьего корабля, построенного по этому проекту. Его имя в последние годы нередко фигурировало в отраслевых новостях. Вы наверняка тоже не раз замечали информацию о том, что корвет "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" спущен на воду, что на корвете "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" сформирована команда и т.д.

По планам, он должен войти в состав Тихоокеанского флота уже до конца текущего года. Сейчас корабль находится уже во Владивостоке, в августе он успешно завершил швартовные испытания.

Название длинновато, но это не такая уж редкость для нашего флота. Авианосец "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" тоже лаконичностью своего имени не блещет, однако все привыкли. Обидно другое. Если про адмирала Николая Кузнецова любой, кто хоть мало-мальски интересуется нашим флотом, прекрасно знает, то имя Алдар Цыденжапов вызывает у большинства только недоумение - кто это такой вообще?

Так что мы решили исправить эту несправедливость и рассказать о том, почему новейший отечественный корвет назвали в честь 19-летнего матроса из Забайкалья. Но прежде чем перейти к истории его подвига, уделим немного внимания самому кораблю.
 
Невеста Алдара Цыденжапова / Амурский судостроительный завод

Корветы для всех флотов

"Алдар Цыденжапов" относится к многоцелевым сторожевым кораблям ближней морской зоны проекта 20380 (тип "Стерегущий"). Сам проект разрабатывался в 1990-е годы ЦМКБ "Алмаз", а первый корабль по нему был заложен в 2001 году на "Северной верфи" в Санкт-Петербурге. Строился он порядка семи лет и был принят в состав флота в феврале 2008 года. К этому времени на стапелях завода были заложены еще три однотипных корабля - "Сообразительный", "Бойкий" и "Стойкий". Мало того, в 2006 году к программе строительства корветов проекта 20380 подключился Амурский судостроительный завод.

Вообще, изначально у Минобороны были достаточно амбициозные планы - каждый из флотов должен был получить по шесть сторожевиков 20380-го проекта. То есть общее их число должно было достигнуть 24 единиц. Однако позже появилась модернизированная версия этого проекта - 20385. "Северная верфь" взялась строить по нему два новых корабля - "Гремящий" и "Проворный". Причем первый из них должен быть передан флоту буквально на днях - в графике стоит сентябрь 2020 года. А через пару лет в строй войдет корвет, построенный той же "Северной верфью" по радикально модернизированному проекту 20386.
 
Корвет "Гремящий" у причала завода "Северная верфь" / ОАО "СЗ "Северная верфь"

Впрочем, это уже тема для отдельной статьи, а сейчас давайте вернемся к старому доброму 20380-му проекту.

Как показали события августа 2020 года, от него наш флот тоже не собирается отказываться - они все-таки будут строиться. В основном, как раз на Амурском СЗ. Петербургские коллеги тоже получили заказ на корветы типа "Стерегущий", но всего в количестве двух единиц (плюс два корвета типа "Гремящий").

Ну а теперь перейдем к нашему "Алдару Цыденжапову". Вернее, не так - к Алдару Цыденжапову. В данном случае обойдемся без кавычек, поскольку речь пойдет не о корабле, а о человеке.

Корабль мечты

Родился Алдар в августе 1991 года в поселке Агинском, который на тот момент входил в состав Агинского Бурятского автономного округа. Сейчас никакого округа не существует, а эта территория является частью Забайкальского края.

Парень оказался практически ровесником постсоветской России. Фактически его можно назвать представителем первого поколения, выросшего после падения СССР. Сейчас это поколение принято снисходительно поругивать, но на его долю выпали тяжелые времена. И не все, далеко не все сдались, сломались, возмечтали о карьере бандитов или коррупционеров.

Алдар, например, мечтал совсем о другом - о службе на флоте. Перед глазами у него был пример - его дед Зыдыга Гармаевич был когда-то военным моряком. Так что сразу после школы юноша отправился в военкомат и попросил направить его на флот. Однако в военкомате... отказали. Пояснили, что худенький, маленький, не подходит физически.

Пришлось подключать отца. Совместными усилиями уговорили военкома, и Алдар отправился на службу в войсковую часть № 40074 Тихоокеанского флота в городе Фокино Приморского края. Это был 2009 год, парню как раз исполнилось 18 лет. Он попал на эсминец "Быстрый" и был счастлив. Говорил, что после срочной службы хочет заключить контракт и остаться на флоте.
 
Эсминец "Быстрый" / Министерство обороны РФ

Здесь сделаем небольшое отступление и скажем пару слов про сам корабль. "Быстрый" относится к проекту 956 "Сарыч". Был построен на заводе им. Жданова в Ленинграде (сейчас это петербургская "Северная верфь"). В состав Тихокеанского флота принят 30 октября 1989 года. То есть чуть постарше Алдара.

В 1998 году он временно был выведен в резерв, поскольку три главных котла находились в неудовлетворительном состоянии. А в 2003 году на нем произошел несчастный случай - котельного машиниста насмерть поразило током, когда он занимался установкой переносного освещения. К огромному сожалению, эта трагедия оказалась не последней.

Девять секунд в пламени

В 2010 году, 24 сентября, корабль готовился к боевому походу из Фокино на Камчатку. Как потом установили специалисты, в машинном отделении эсминца произошел разрыв топливопровода и замыкание электропроводки. Мгновенно начался пожар - пока он охватил только часть машинного отделения, но перспективы нарисовались самые плачевные.

- Это грозило бы кораблю перерастанием в объемный пожар с наиболее сильными последствиями. Тяжело предсказать, как бы повел себя котел, - пояснял потом командир дивизиона движения эсминца "Быстрый" Алексей Коноплев.

На дежурстве как раз был машинист котельной команды Алдар Цыденжапов. Он не раздумывая кинулся в огонь и перекрыл вентиль. В пламени парень провел девять секунд. Его еще хватило на то, чтобы выкарабкаться самостоятельно из отсека и повалиться на руки подбежавших товарищей.

Благодаря его действиям, капитан-лейтенант Алексей Коноплев с группой матросов получил возможность задраить горящее помещение и активировать систему объемного пожаротушения. Корабль был спасен. На борту, кстати, в тот день находилась вся команда - 300 человек.

Самого Алдара, получившего ожоги 95 % поверхности тела, спасти не удалось. Он скончался на четвертый день в госпитале Тихоокеанского флота во Владивостоке, где врачи до последнего боролись за его жизнь.
 
Памятник Алдару Цыденжапову / "Википедия"

В ноябре 2010 года тогдашний президент России Дмитрий Медведев подписал указ о присвоении Алдару Баторовичу Цыденжапову звания Героя Российской Федерации посмертно.

Спустя пять лет на Амурском судостроительном заводе заложили новый корвет проекта 20380. Ему было решено дать имя героя. Алдар Цыденжапов, как и мечтал, все-таки продолжит служить на Тихоокеанском флоте. Правда, теперь уже - в виде корабля.
Автор: Ренарт Фасхутдинов
Поделиться новостью
"Амурский судостроительный завод", ПАО
Россия, Комсомольск-на-Амуре+7(4217)57-34-83
"Судостроительный завод "Северная верфь", ПАО Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 600-52-60


Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Гайкович Александр Иосифович, 20.09.2020, 11:47Героев над знать! Спасибо за материал.

Предыдущая новость