И даже капризная северная погода это впечатление не испортила, внеся лишь некоторую серость в цвет фотографий.
Североморск по меркам Мурманской области — достаточно крупный населенный пункт, населением около 50 тысяч человек. Видно, что город развивается: на окраинах растут новостройки, достаточное количество магазинов, в рабочее время по улицам ходят молодые мамы, а иногда и папы, с колясками. Много и пожилых людей.
Везде все чисто, ухожено, по-северному спокойно и размеренно.
Впрочем, все видно на фото. Традиционный фоторепортаж «Корабела» с полей.
1. Торпедный катер «ТКА-12»
Советский торпедный катер «ТКА-12», служивший во время Великой Отечественной войны в составе Северного флота. Установлен на площади Мужества в Североморске 31 июля 1983 года.
Катера типа Д-3 спроектированы под руководством конструктора Л. Л. Ермаша в 1939 году. Предназначались они для ведения торпедных атак не только в стесненных прибрежных районах, но и в ближней морской зоне. Всего на заводе НКВД №5 в Ленинграде (ныне СФ «Алмаз») с 1940 по 1942 год было построено 26 единиц данных катеров.
Уже с 1943 года выпускалась модернизированная серия катеров пр.19. Во второй серии применили три ленд-лизовских американских бензиновых двигателя «Паккард», мощностью по 1200 л.с. каждый, которые обеспечивали скорость полного хода катера 45 узлов. В первой серии ТКА устанавливались три бензиновых авиационных двигателя ГАМ-34 750 л.с., максимальная скорость была 32 узла.
Катера второй серии строили уже на заводе №640 в Сосновке Кировской области (ссылка). Всего с 1943 г. по 1945 г. было построено 47 единиц катеров второй серии.
«ТКА-12» из первой партии составе первой партии по железной дороге прибыл в Мурманск, где под командованием младшего лейтенанта Александра Осиповича Шабалина (впоследствии дважды Героя Советского Союза) вошел в 1-й отдельный дивизион торпедных катеров охраны водного района Главной базы Северного флота.
На свое первое боевое дежурство катер вышел 11 сентября 1941 года и в тот же день в паре с «ТКА-11» при атаке на конвой потопил конвойный корабль.
Спустя три недели в Варангер-фьорде «ТКА-12» потопил крупный немецкий транспорт, на борту которого было более двух тысяч немецких солдат и офицеров. Командир катера А. О. Шабалин за эту атаку был представлен к ордену Ленина.
Технические характеристики катера «ТКА-12»:
водоизмещение полное, т — 35,7,
длина, м — 22,1,
ширина, м — 3,96,
осадка, м — 1,7;
мощность моторов, л.с. — 3×850,
скорость хода максимальная, уз — 32,
дальность плавания, миль — 355.
Вооружение: 2 533-мм бугельных торпедных аппарата и 2 пулемета.
Принимал на борт 12 малых глубинных бомб.
Экипаж, чел. — 9.
Всего «ТКА-12» 50 раз участвовал в боевых действиях, потопил 4 корабля противника. После войны катер было решено сохранить. 14 июня 1945 года он был передан музею Северного флота, а 31 июля 1983 года «ТКА-12» установлен на площади Мужества в Североморске.
2. Подводная лодка К-21 типа «Крейсерская»
Построена на заводе №194 им. А. Марти (ныне «Адмиралтейские верфи»). Вошла в состав Балтийского флота 3 февраля 1941 года. Затем прошла по Беломорско-Балтийскому каналу в г. Полярный и 17 сентября 1941 года вошла в состав Северного флота.
Вошла в историю, благодаря торпедной атаке на немецкий линкор «Тирпиц» 5 июля 1942 года, который шел на перехват конвоя «PQ-17».
Уже после войны историки стали спорить о достоверности этой атаки, о роли тогдашнего командира К-21 Николая Александровича Лунина. И к однозначному мнению все ученые пока не пришли до сих пор.
За время войны К-21 было засчитано 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей, из которых опять же в послевоенное время было подтверждено потопление на минах одного транспорта, одного боевого корабля (большой охотник за ПЛ) и потопление артиллерией двух норвежских невооруженных рыболовецких мотоботов.
В конце 70-х годов было принято решение лодку увековечить. Весной 1981 года К-21 поставили в плавдок «ТПД-12» 10 СРЗ в г. Полярный для преобразования в музей боевой славы. После переделки трёх кормовых отсеков под экспозицию лодку установили на постаменте Североморска в качестве музея.
3. Большой десантный корабль проекта 775 «Александр Отраковский» (бывш. СДК-55), был принят на вооружение 30 июня 1978 года
4. Символ города — памятник Героям-Североморцам на центральной площади города.
Огромная 17-метровая фигура матроса с автоматом, которая установлена на 10-метровом постаменте в форме рубки подводной лодки. Отливалался памятник в Ленинграде, на заводе «Монументскульптура».
Торжественное открытие памятника состоялось 10 июня 1973 года, в день сорокалетия Северного флота.
И еще несколько фото города.
5. Парк отдыха Североморска.
6. Улица Сафонова.
7. Бюст Бориса Феоктистовича Сафонова.
Главная улица Североморска носит имя дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова, в городе установлен бюст. Рядом с Североморском в одноименном поселке Сафоново находится музей ВВС СФ, ранее авиации Краснознаменного Северного флота. К сожалению, его мы не посетили.
Зато посетили несколько очень любопытых мест. В частности, побывали на СРЗ «Нерпа», 10РЗ и на базе ФГУП «Атомфлот», отчеты о посещении появятся несколько позднее.









































