реклама

"Судоремонтно-судостроительная корпорация" - 100 лет истории

0 1503 7 мин
Все, кому приходилось плыть вверх по Волге от Нижнего Новгорода, наверняка, хорошо помнят, как из-за крутого поворота реки, немного выше Балахны, перед взором вдруг развертывается панорама древнего города Городца. Расположенный на крутом левом берегу, особенно привлекателен он в дымке погожего летнего утра. Не успеет город предстать во всей красе, как уже загораживают его от взора проплывающие мимо цеха и сооружения ОАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация» в прошлом «Городецкая судоверфь», одного из старейших предприятий города.
Городецкая Судоверфь / "Судоремонтно-судостроительная корпорация", ОАО
Народная память цепко хранит все, что связано с Волгой, судостроением, жизнью затонов. В дореволюционном Городце насчитывалось более десятка сравнительно крупных судовладельцев, преимущественно из местных купцов, и много мелких, имевших по одному пароходу, барже или одно судно на нескольких компаньонов.

История 

В 1918 г. был подписан Декрет о национализации флота. К тому моменту в Городецком затоне было около 20-ти самостоятельных мастерских, принадлежащих отдельным судовладельцам и находящихся на небольших зимовках. И 30 августа 1918 года стало датой образования «Городецкой судоверфи» как государственного предприятия.

С 1918 г. по 1931 г. в Городецком ЗАТОНЕ производились капитальные и текущие ремонты деревянных барж, буксирных и пассажирских пароходов. Основной технической базой производства являлся на тот период ручной инструмент и несколько старых металлорежущих станков. Все производство размещалось в старых деревянных постройках и в каменном здании бывшей мельницы. С 1923 г. началась постройка новых деревянных барж кокорной конструкции.

В 1923 г. начали строить лесопильный завод, который пущен в эксплуатацию в 1924 г. В 1925 г. построено 2-этажное здание конторы лесозавода. В 1927 г. построен кирпичный материальный склад и котельный цех. После 

В январе 1931 г. Городецкий Затон переименовывается в Городецкую судоверфь. В мае 1932 г. Городецкой судоверфи присваивается имя П.П. Постышева, которое она носит до 1938 г. В годы 1 пятилетки на Городецкой судоверфи начинается освоение новых типов судов-катеров. Первая серия этих катеров вышла под названием «Опыт». Это были катера трамвайного типа.

С 1933 г. Городецкая судоверфь приступила к серийному выпуску этих речных трамвайчиков на 150 мест каждый. Всего было построено 50 единиц.

В 1932 г. на верфи началось строительство первых десяти барж. Впервые была применена конвейерная система. Так же в эти годы на верфи строились металлические баржи для мелких рек. В 1933 г. были установлены мощные пилорамы, был произведен ремонт машин и станков. В 1935 г. была построена новая литейка с вагранкой и самосплавом для медного литья и мостовым краном для отливки деталей значительных размеров и веса. Значительно увеличилась проектная мощность электросварочного цеха. Был намечен конкретный план по реконструкции верфи.

В годы Великой Отечественной войны в кратчайшие сроки судоверфь освоила выпуск продукции требующейся для фронта. На предприятии выпускались корпуса мин, понтоны, аэросани, волокуши, десантные лодки и другие переправочные средства.

После окончания ВОВ весной 1945 г. Городецкая судоверфь перешла к выпуску мирной продукции: достраивались деревянные газоходы, в котельном цехе строились корпуса для дебаркадеров и ресторанов, строились баржи-площадки г/п 600 т, в цехе мелкого судостроения - шлюпки, контейнеры и частично продолжался выпуск спецзаказов.

Со 2-ой половины 1946 г. началась механизация трудоемких процессов. Верфь получила крановое оборудование, новые станки, корабельную пилу, пополнился автомобильный парк, механизирована подача леса с левого берега затона на баржу лесовоза. В 1949 г. был построен новый понтонный мост с левого берега на правый.
В годы первой послевоенной пятилетки верфь строила в основном баржи, и крупное баржестроение стало ведущим направлением работы. Кроме деревянных барж, в 1946-1955 гг., было построено 7 плавмастерских, несколько металлических барж г/п 600 т.

В 1948 г. началось строительство железобетонных судов. В том же году начато строительство 2-х железобетонных дебаркадеров. В 1949 г. на верфи освоено тонкостенное железобетонное судостроение. В 1950 г. было построено еще 3 железобетонных дебаркадера и несколько металлических барж. С 1951 г. Городецкая судоверфь стала базой железобетонного судостроения.

В 1952 г. организованы новые цеха: цех железобетонного судостроения, цех металлического судостроения, деревоотделочный цех. В 1954 г. в связи с пуском Горьковской ГЭС, цеха были перебазированы с правого берега реки Волга на левый.

В декабре 1952 г. было прекращено деревянное судостроение. В 1954 г. начато строительство судов секционным способом. В сентябре 1957 г. Городецкая судоверфь перешла в ведение Совнархоза Горьковского промышленного района.

В 1960-1961 гг. от строительства речных вспомогательных несамоходных судов перешли к строительству морских вспомогательных стоечных судов различного типа, таких как: рыбоморозильные базы, причалы, плавучие автономные композитные доки грузоподъемностью 2500-4500 т. различных проектов, вспомогательные суда. Для строительства таких судов были созданы: участок по приготовлению бетона, гравийно-сортировочный узел с участком промывки гравия, пропарочные камеры, арматурный участок, склады. Был построен корпусный цех и цеха для изготовления металлоконструкций, для монтажа трубопроводов и оборудования. Построено, а затем модернизировано спусковое устройство, позволяющее производить разовый спуск судов со спусковым весом до 2600 т, причальная стенка длиной 250 м. В 1979 году начато строительство нового изоляционно-достроечного цеха. В период 1965-1978 гг. на верфи производились ТНП: кухонные буфеты и шпоновые лодки. В этот период на верфи производится изготовление запасных частей для сельского хозяйства, транспортеры.
С апреля 1974 г. в состав Городецкой судостроительной верфи влился коллектив ЦКБ «Монолит», а предприятие стало называться Производственным объединением «Городец». В семидесятых годах устанавливается кран г/п до 30 т, внедрена линия правки, резки листового металла, линия изготовления металлических плоских секций, внедрена автоматическая сварка вертикальных монтажных стыков башен доков с 2-х сторонним формированием сварных швов. С 1979 г. внедряется технология постройки доков методом непрерывного формирования корпусов с одновременным формированием башен дока.

В восьмидесятых годах организуются новые стапельные места, построен новый пульт управления слипа, организован участок по изготовлению леерных стоек, оснащенный по последнему слову техники, смонтирована машина для сварки арматурных сеток «Волга», внедрена технология модульной обстройки жилых помещений дока, освоена технология сращивания ж/б полупонтонов на плаву. Внедрена технология монтажа башен дока из объемных насыщенных конструкций, произведена реконструкция наклонной части слипа с увеличением наклонных путей с 11 до 15 с заменой косяковых тележек и тяговых лебедок, что дало возможность производить спуск судов длиной до 150-160 м с общим весом до 5000 т, расширен парк металлорежущего оборудования с внедрением станков с ЧПУ. В 1984 г. сдан в эксплуатацию новый деревообрабатывающий цех.

В декабре 1991 г. происходит отделение ЦКБ «Монолит» от головного предприятия, в результате чего ПО «Городец» с 01.12.91 г. переименовывается в Городецкую судоверфь.

За годы с 1980 по 1995 на предприятии наблюдался самый большой рост объемов производства, как по объемным показателям, так и по товарной продукции. Предприятие добилось больших успехов по темпам судостроения; в год сдавали заказчику по 2 дока, 2 тяжелых ж/бетонных причалов, до семи единиц модуль-понтонов, значительный объем выпускаемой продукции наблюдался по МЗК (межзаводской кооперации), сборному железобетону, товарному бетону.

Особым достижением коллектива судоверфи является постройка и сдача в эксплуатацию уникального крупнотоннажного плавучего композитного ремонтного дока, грузоподъемностью 15000 т, длиной 125 м и шириной 81,3 м, предназначенного для докования плавучих буровых установок и судов-катамаранов. Это достижение предприятия было отмечено Государственной премией Совета Министров СССР. 

С 2000 г. Судоверфь осваивает новый вид производства - судоремонт, который присутствует параллельно с судостроением.

В ноябре 2001 г. на основании решения общего собрания акционеров ОАО «ГСВ» из состава Судоверфи выделяется новое предприятие ОАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация».

В 2008-2009 гг. ОАО «ССК» освоило коммерческое металлическое судостроение – на предприятии были построены два танкера-химовоза для иностранного заказчика (Rensen Shipbuilding BV, Нидерланды).

С 2012 г. на предприятии функционирует научно-технический центр (НТЦ), инженеры которого принимают участие не только в конструкторском и технологическом обеспечении действующего производства, но и в разработке новых, перспективных видов продукции.

В конце 2014 г. закончено строительство металлического плавучего ремонтного дока нового поколения грузоподъемностью 8 000 т (пр. 28140) с полным насыщением, для Азербайджанского государственного морского пароходства.

Новые достижения 

За последние 50 лет на стапелях завода было построено около 40 плавучих доков на железобетонных и металлических корпусах различных проектов и различного назначения, более 70 единиц плавучих причалов (из металла и железобетона), более 20 дебаркадеров, 18 судов-хранилищ, а также рыбоперерабатывающие базы, плавучие мотели и рестораны и пр.

В данный момент на стапелях предприятия идут работы по строительству тяжелых (пр. 16181), полутяжелых (пр. 824М) плавучих железобетонных причалов, тяжелых (пр. 15163), полутяжелых (пр. ПМ61М1) плавучих металлических причалов для ВМФ, а так же идет серийное строительство пограничных дебаркадеров (пр. 09662) и причалов для нужд береговой охраны погранслужбы ФСБ России.

Кроме того, помимо работы в рамках Гособоронзаказа, на предприятии ведется строительство несамоходного земснаряда (проект RDB 66.42, строительный № 1001) производительностью 1000 м3/час класса РРР «X О 2,0 (лед 40) А»), для нужд Федерального казённого учреждения «Речводпуть» (ФКУ «Речводпуть»).

Предприятие занимает площадь более 22 га (вся земля находится в собственности ОАО «ССК»).

На территории находятся более 50 объектов недвижимости различного назначения, в том числе: корпусный цех, блок механических цехов, достроечный цех, транспортный цех, блок складов, котельная, бетонно-растворный узел, открытые стапеля, судоподъемно-судоспусковое устройство гребенчатого слипа, дороги, площадки, трубопроводы и другие объекты инфраструктуры (все объекты находятся в собственности ОАО «ССК»).

В составе основного и вспомогательного производства насчитывается: 4 машины газо-плазменной резки. около 100 ед. металлообрабатывающего оборудования (в т.ч. фрезерного, токарного, сверлильного и прочего оборудования), более 40 ед. кузнечно-прессового оборудования (в т.ч. листогибочного, листоправильного), более 30 ед. кранового оборудования (включая 5 портальных кранов, из них 1 г/п 80 т, 2 г/п 32 т, 1 г/п 16 т и 1 г/п 12,5 т), более 35 ед. транспортных средств различного назначения, более 100 ед. стапельно-слипового оборудования, испытательное и лабораторное оборудование, сварочное (около 130 ед.) и др. оборудование.

На предприятии проводится постоянная модернизация. Обновляется инженерная инфраструктура, производственное оборудование, станочный парк. Предприятие полностью газифицировано. Проведена реконструкция судоподъемно-судоспускового устройства гребенчатого слипа, выполнены дноуглубительные работы. Строится новый корпусный цех. В 2014 году введен в эксплуатацию импортный бетонный завод, способный обеспечить не только внутренние потребности ОАО «ССК», но и позволяющий осуществлять выпуск товарного бетона сторонним потребителям. В 2016 году создан участок приготовления лакокрасочных материалов, предназначенных для окраски судов, запущена в эксплуатацию кислородная станция для зарядки газовых баллонов.

Сегодня в ОАО «ССК» работают около 600 чел., из них более 120 чел. - женщины; средний возраст работников составляет 43 года.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В Турции спущен на воду первый сухогруз для СК "Арк"
12:45 / судостроение