реклама
О кадрах
О кадрах
Материалы, посвященные специфике кадровой работы в отрасли

Социальное обеспечение в судостроительной отрасли

0 934 4 мин
Трудовой кодекс Российской Федерации разъясняет систему взаимоотношений между работником и работодателем, прописывает права и обязанности тех и других. Однако ни в одной главе данного документа не говорится о предоставлении таких социальных благ для работников, как путевки в санаторий, в лагерь - для детей, оказание помощи в устройстве ребенка в детский сад или помощь в вопросе жилья. 
Всё это, конечно, разрешается и поощряется (правда в основном словесно), но опираясь на главы Трудового кодекса, все, что обязан сделать работодатель, это обеспечить оплату больничного, отпуска, командировки и т.п. Следовательно, в России в вопросе обеспечения социальных потребностей работников приходится полагаться исключительно на инициативу самих работодателей, либо профсоюзных организаций (если такие вообще на предприятии имеются) и судостроительная отрасль не является исключением в этом вопросе.

В настоящее время в нашей отрасли существует проблема привлечения молодых специалистов на заводы (на эту тему мы поговорим в следующей статье). По-моему, увеличение организациями предлагаемых социальных благ и гарантий способно помочь в решении данной проблемы.

В июне этого года Корабел.ру публиковал на страницах своего портала интервью с Генеральным директором ОАО "РЦПКБ "Стапель" Тыртышным Николаем Николаевичем, который рассказал о том, как его предприятие решило ситуацию с кадрами, которая оказалась на грани критической.

“Для того, чтобы избежать текучки, в первую очередь отработали принципиальную схему решения жилищного вопроса. Приходящих в "Стапель" молодых специалистов сразу ждет служебная квартира, за которую они ежемесячно платят символическую сумму – 118 рублей. Проработав не менее трех лет и получив как минимум 2-ю категорию, конструктор имеет право приобрести это жилье в рассрочку за 20% от реальной стоимости – в месяц приходится отдавать не более 3-4 тыс. рублей. Понятно, что у людей есть мотивация надолго связывать свою судьбу со "Стапелем", что, в конечном итоге, определяет стимул работы и стабильность коллектива.”

Также, в качестве примера можно привести астраханский завод “Красные Баррикады”. На предприятии уделяют большое внимание социальной стороне жизни сотрудников. “В прошлом году сдали в эксплуатацию игровую детскую площадку, в этом году закончили ремонт парка в поселке”. По словам руководства завода: “так как большее количество жителей поселка работает на их предприятии, то намного приятнее когда сотрудники, приходя домой, могут отдохнуть и расслабиться. Всё финансирование идет от завода. Но этот результат является совместной работой профсоюза завода и руководства”.

Возникает вопрос, кто должен финансировать подобную инициативуПредприятие или государство? Пивкин Юрий Сергеевич - бывший директор Новоладожского завода, в настоящее время занимается антикризисным управлением (арбитражный управляющий) поделился с Корабелом своими мыслями по этому поводу: “Сейчас, если работники не занимаются подобными вопросами, то больше некому. Вся деятельность в направлении социального обеспечения работников ведется в основном только в рамках законодательства (по минимуму). Раньше на заводах были свои дома отдыха, работников отправляли туда в отпуск, сейчас такого нет. Жильем, также, работников практически не обеспечивают. Если на заводе есть общежитие - то да, если нет, никто арендой жилья для работников не занимается. Конечно, возрождать и вести активную работу в этом направлении надо. Хотелось бы конечно, чтобы государство взяло расходы, связанные с социальной поддержкой сотрудников и обеспечением социальных благ на себя, сняв эту ответственность с заводов. Это было бы несомненно плюсом для предприятий при привлечении квалифицированных специалистов и работников”.

В решении вопроса о роли главного инвестора социального обеспечения работников предприятия, по-моему, нужно исходить из реальных возможностей предприятия. Конечно, это не значит, что небольшие компании вообще не должны заниматься подобными вопросами. Во-первых, не можете себе позволить жильем обеспечить персонал, так начните хотя бы в отпуск сотрудников отправлять, хороший работник - отдохнувший работник. Сделайте хороший отдых сотрудников системой. Не обязательно отправлять механика Ивана Петровича в Рим, думаю он и от бесплатной путевки в родной русский санаторий будет счастлив. Подобные решения смогут не только привлечь новых сотрудников, но и будут стимулом для долгосрочных трудовых отношений с работодателем.

Во-вторых, можно попробовать привлечь к финансированию государство. Сейчас из уст многих политических деятелей мы слышим о том, что судостроение нужно возрождать, озвучиваются далеко идущие планы и различные программы развития. Надеяться на то, что один из красноречивых ораторов сразу выделит кругленькую сумму не приходится, однако, государство заинтересованно в развитии нашей отрасли и попытаться стоит. В случае же многочисленных отказов, можно спокойно заявить: “Да, пытался. Обращался. Безуспешно”.

В-третьих, предприятия, работники которых состоят в профсоюзных организациях могут (а может быть и должны) ставить решение подобных задач в том числе и перед профессиональными объединениями. Взносы перечисляются, значит средства выделить можно? А если таковых нет, поинтересуйтесь, на какие цели распределяется бюджет?

Существует в Санкт-Петербурге ещё одно предприятие, работу которого в социальной сфере нельзя оставить без внимания - “Адмиралтейские верфи”. В их распоряжении медицинский центр, две базы отдыха и детский оздоровительный лагерь. “Работа в направлении социального обеспечения ведется постоянно”, - сообщила Корабелу Наталья Воловик, менеджер по связям с общественностью. Понятно, что все вышеперечисленные комплексы это в первую очередь дополнительный доход компании. Я считаю, молодцы! А кто запрещает другому заводу построить базу отдыха для сотрудников и параллельно принимать на ней сторонних отдыхающих. И предприятие дополнительную прибыль получает, и сотрудники довольны.

Привлекает специалистов и молодых сотрудников с помощью социальных программ, привилегий и Амурский судостроительный завод. Работа в этом направлении ведется действительно активная. На заводе существует специальный отдел молодежной политики и внутренней коммуникации. Руководитель этого отдела Шестопалова Ирина Игоревна рассказала о том, что в отличие от многих предприятий, которым полагается северная надбавка, Амурский завод выплачивает данную “премию” сразу в размере 50%, а не по частям. Также, сотрудникам компании предоставляется общежитие. На предприятии существует привлекательная программа под названием “Подъемный”, в рамках этой программы в течении 2-3 месяцев молодым специалистам выплачивается так называемый “подъемный” в размере оклада. Помимо этого проходят социально-адаптивные программы для помощи молодым сотрудникам “влиться” в коллектив и привыкнуть к работе.

Существует ещё один спорный вопрос по теме социального обеспечения. Кто должен развивать активную работу в этом направлении? Государство, профсоюзные объединения, предприятие или же непосредственно сами работники? Конечно, при объединении усилий, результаты были бы колоссальные. Но если взять в расчет заводы и организации на которых деятельность в социальной сфере не развивается вообще, то прежде чем предъявлять претензии к властям, я бы посоветовала, для начала руководителям заняться этим вопросом. В первую очередь в этом должно быть заинтересованно само предприятие. Взаимный контроль руководства над профсоюзами и наоборот определенно дал бы хороший результат.

Подводя итоги, хотелось бы верить, что развитие социальной стороны станет одной из первостепенных задач на предприятиях и заводах. Для стимулирования активных действий в этом направлении, я бы, в объявлениях о вакансиях добавила обязательную строку с перечислением предлагаемых соц. благ. Надеюсь, в скором времени в стандартный социальный пакет будет входить не только оплата больничного и отпуска.


Ольга Солгалова



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
"Водоходъ" построит три судна для премиальных круизов
17:07 / судоходство