реклама

Северодвинский "Экспромт", или Арктический вояж

0 514 7 мин
Разумеется, кто-то скажет, что яхтенный поход в две тысячи миль ничем не примечателен. Стоит ли о нем говорить, если тысячи яхтсменов ежегодно устремляются в кругосветные путешествия, океанские гонки и одиночные плавания. На мой взгляд, стоит! В условиях современной России даже "заурядный" поход в пределах среднерусского водохранилища, как правило, несет печать подвижничества, поскольку за этим стоит титанический труд энтузиастов. Приведение плавсредства в надлежащее состояние, поиски спонсоров, выколачивание средств на оснастку и приборы и, наконец, самое главное - получение "добра" от руководящих инстанций. Как правило, эти инстанции охотно поддерживают разговоры о великой морской державе - России, но едва речь заходит об их персональной лепте, чиновники моментально теряют интерес к теме, равно как и людям ее представляющим. Как счастливый участник нескольких подобных плаваний, я отлично представляю муторный процесс организации выхода ведомственной яхты в "дальний поход" на всех его этапах. А ведь единственное, что требуется от начальников - не мешать. Зачастую и это им не под силу. О помощи, понятно, речи не идет! В лучшем случае вам организуют проверку, после которой у большинства останется разве что желание напиться на борту, не отходя от причала. Видимо на это многие начальники и рассчитывают. Ведь если яхта никуда не пойдет, то и замечаний не будет, а руководству от этого - покой и благоденствие. Вот и получается, что понятие «яхтенный спорт» плавно вырождается в мелкий каботаж и пикнички-заплывы в пределах внутренних вод. Там, по всей видимости, и будет копиться будущее морское могущество.

Но не будем о грустном! Радует, что и в сегодняшних условиях находятся настоящие моряки, которым нипочем не только стихия, но и "веселый" подготовительный период...

Именно к таковым можно смело отнести капитана яхты "Экспромт" Игоря КРАВЦОВА ("в миру" - капитана 1 ранга и командира атомной экспериментальной подлодки "Казань"). В текущем году, помимо успешного выступления на юбилейной 30-й Соловецкой регате, ему удалось совершить уникальное по многим параметрам плавание из столицы поморских корабелов - Северодвинска к берегам Новой Земли. Уникальность этого похода в том, что "Экспромт" - бывший "Дракон", слегка переоборудованный за счет расширения корпуса и последующего покрытия пластиком, ни в коей мере не является судном ледового класса. А высокоширотные походы (севернее Полярного круга) не зря имеют высшую - нулевую категорию сложности, поскольку подразумевают постоянную ледовую опасность. Даже в разгар лета.

По крайней мере, до настоящего времени ни одной северодвинской яхте не доводилось плавать маршрутом: Северодвинск - Новая Земля.

В свой поход, которому изначально было суждено стать нелегким, "Экспромт"отправлялся с небольшим экипажем в четыре человека, что, главным образом, определялось скромными размерами яхты (длина 7,5 м, осадка 1,2 м). Роль помощника исполнял Сергей БАРМИН, капитан-лейтенант, тоже подводник с «Казани». Точное место обеспечивал штурман - Константин МОШКОВ - служащий яхт-клуба, а самым молодым оказался дебютант экипажа, 18-летний матрос Артем КАБАЛИН, учащийся ПТУ. В сплачивании команды несомненную роль сыграла Соловецкая регата, на которой яхте удалось завоевать почетное третье место. Это стало своего рода генеральной репетицией дальнего похода или, как говорят на военном флоте, контрольным выходом, указавшим на слабые места и в организации, и в оснащении яхты. Времени на их устранение было в обрез, но старт состоялся строго по плану.

Выбор маршрута и времени похода оказались далеко не случайны. Яхтсмены посвятили плавание сразу нескольким датам: 90-летию похода ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» к берегам Новой Земли, золотому юбилею одного из лидеров российского кораблестроения и судоремонта ФГУП «Звездочка» - главного спонсора похода и, конечно, 100-летию со дня рождения Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Погодные и ледовые условия района тщательно изучались и анализировались. Все было продумано до мелочей: от экипировки и рациона до действий по аварийным вводным. То, что Арктика не прощает пренебрежительного отношения к себе, известно не только полярникам. Впрочем, как и море вообще...

В принципе, яхта была готова к выходу уже в пятницу, 13-го августа, однако, поразмыслив, капитан отложил его на один день. Пожелать яхтсменам "попутного ветра и семь футов под килем" собралось немало народа. Коллеги, родные, любители путешествий и, конечно же, товарищи по Соловецкой гонке (а том числе из Мурманска и Москвы). Несмотря на общий мажорный настрой, нет - нет да пробивались тревожные нотки: удастся ли преодолеть ребятам нелегкие мили арктических морей? "Крестный отец похода" - генеральный директор «Звездочки» Николай КАЛИСТРАТОВ обнял на прощанье каждого члена экипажа. Как обычно он был скуп на слова:
- Так хочется, чтобы в краю поморов и городе корабелов парусный спорт жил!

Не исключено, что со временем именно так и будет. И подтверждение тому - новенькие яхты у ягринского причала, построенные руками самих яхтсменов. Константин Мошков, к примеру, пять лет отдал созданию своего «Юнги». Швертбот с гордостью демонстрировал его сын, 12-летний Сережа, с раннего детства заболевший парусами. Что отрадно, интерес северных мальчишек и девчонок к морским видам спорта в последнее время заметно вырос.
От причала яхт-клуба «Север» в тот день отошли сразу три яхты: «Экспромт» взял курс на Новую Землю, а две другие - «Легенда» и «Санта-Мария» - провожали смельчаков до выхода из Белого моря.

Архипелаг Новая Земля раскинулся между Баренцевым и Карским морями между 71-й и 78-й широтами. Его полумесяц, рассеченный проливом Маточкин Шар надвое, долгое время был своеобразным символом ядерного могущества СССР. Именно там располагается знаменитый ядерный полигон, где с 1955 по 1990 год было произведено 132 атомных взрыва, в том числе рекордный, 50-мегатонный, прогремевший 30 октября 1964 г. В связи с действующим мораторием прекращены любые испытания атомного оружия, и радиационный фон здесь теперь ниже, чем в большинстве материковых районов страны. Из-за резкого сокращения финансирования сократилось и присутствие человека в этом краю, известном русским поморам еще с XII века. Поморы не только систематически наведывались к берегам "Матки", как почтительно именовался архипелаг, но и зимовали там по несколько лет, промышляя морского зверя и пушнину. Не удивительно, что карта западного побережья Новой Земли, составленная Виллемом Баренцем в конце XVII века, изобилует русскими названиями. К сожалению, сегодня даже пограничники не контролируют большую часть архипелага. Не на чем летать. Да и вообще средств в обрез. Бывший городок авиаторов - Рогачево, зияя пустыми глазницами заброшенных пятиэтажек, годится разве что для съемок фантастических фильмов-ужасов о Третьей Мировой. Во время Второй Мировой войны на Новой Земле существовала сеть немецких баз, опорных пунктов и даже аэродромов, позволявших врагу хозяйничать в полярных морях. Кто знает, к примеру, что сейчас творится на мысе Желания - северной оконечности архипелага?

Однако конечной целью плавания "Экспромта" была столица архипелага - поселок Губа Белушья, давно пережившая свой расцвет. От города корабелов - Северодвинска его отделяет всего 700 миль. Но каких! Новая Земля издревле пугала людей как царство трехмесячной Полярной ночи, жгучих морозов и слепящих ветров. "Новоземельская бора", скорость которой порой превышает 50 метров в секунду считается едва ли не самым знаменитым из местных ветров. Нашим героям, разумеется, все это было известно, но не смогло остановить. Тем более, что на дворе стоял Полярный день, а температура окружающего воздуха хоть и не намного, но все же находилась в "плюсе"

Поход длился три недели. За это время экипаж так сроднился со своим утлым суденышком, что, по общему мнению встречавших, не сразу поверил, что его можно просто так оставить. Взять и куда-то уйти. За этим стоит человеческая психология. Именно этот опутанный веревками крошечный островок из пластика, дерева и металла был надежным убежищем от всех "прелестей жизни", которые предоставляет шторм в полярных морях. А шторма встречного направления начали преследовать яхту практически сразу по выходу из горла Белого моря. Почти целую неделю пришлось жить на одних галетах и чае - во время шторма яхту мотало так, что миски, как их не закрепляли и прятали, продолжали летать по трюмам. Да и волной накрывало частенько. Здесь уж было не до помпы. Аврал! И все, кроме вахтенного рулевого, начинали энергично работать кружками и кандейками. Порой, это длилось часами...Но, как говорится, охота пуще неволи. Предупреждали.

- За все дни плавания на связь с Большой землей выходили всего шесть раз, - рассказывает капитан, - слабовата оказалась рация. А с родными удалось поговорить, лишь когда добрались до Новой Земли.

Что касается стоянок, то их было всего две.

СОСНОВЕЦ

На третий день плавания, когда "Экспромт" достиг горла Белого, на горизонте показалась башня известного маяка Сосновец. Капитан принял решение зайти, осмотреться и "почистить перья". К этому времени оказался порван основной стаксель.
Остров оказался почти не обитаем. Его главное украшение - необозримые морошковые поля. Янтарные ягоды размером с теннисный шарик так и не смогли набить оскомины. Царская ягода - одно слово! Отважных мореходов приветствовали немногочисленные обитатели - служащие маяка и метеорологи. Вот уж где полное слияние с природой! Правда, не все, как выяснилось, способны выдерживать этот рай бесконечно. Свидетельство этому - скромная, сравнительно свежая могилка женщины-метеоролога, в отчаянье наложившей на себя руки, после того, как начальство на Большой земле отказалось подменить ее на время болезни ребенка...

Однако главная достопримечательность этих место это, конечно же, мореограф - уникальный прибор, установленный еще в 30-х годах прошлого столетия. С его помощью отмечается периодичность и величина приливов и отливов, на основании чего составляется соответствующая таблица. Он прост, как грабли, но никто не придумал ничего совершеннее, а главное - надежнее. От этого прибора, который способен заинтересовать не только штурманов, зависит, по большому счету, благополучие мореплавателей всего Северного бассейна. Остров Сосновец - один из опорных пунктов для расчета векторов течений этого района плавания.
По словам экипажа, с островом расстались без сожаления. Главное было впереди!

Не столько из-за встречного шторма примерно в шесть баллов, сколько из любознательности, "Экспромт" вплотную подошел к мысу Канин Нос и встал на якорь. Свежая погода не позволила высадиться, зато удалось полюбоваться на полярных оленей, в изобилии бродивших по пустынному берегу. Приняв решение не задерживаться, вышли из-под защиты Канина Носа и продолжили пятисуточную лавировку против семибалльного норд-оста. Главным рабочим парусом оставался штормовой стаксель. Принцип не пережидать шторм, даже если появлялась практическая возможность, оставался главенствующим весь поход. Порой приходилось трудно, но, в конечном итоге, он себя оправдал. К счастью, никто в экипаже не укачивался, и, несмотря на хроническую сырость, никто не заболел. "Экспромт" двигался строго по графику, за исключением случаев вмешательства откровенного "форс-мажора", но об этом чуть позже.

Продолжение следует…




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Активисты "Восточного Порта" помогли подготовить Парк Победы к главному празднику страны
18:49 / порты